Судя по сообщениям российских электронных и печатных средств массовой информации последних недель, в нашей стране происходит нечто страшное. Пресловутый «русский фашизм», если еще и не победил, то уже в самом скором времени, очевидно, к власти в России придет новый фюрер. И при самом активном одобрении большинства русских. Даже странно, что вроде бы те же самые русские в настоящее время, по данным разного рода опросов и результатам региональных выборов, так же массово поддерживают президента Путина и «Единую Россию», которые, конечно, никакого отношения к разжиганию фашизма и национализма не имеют. «Единая Россия», напротив, объявила себя чуть ли не главным борцом с привидевшимися ей фашистскими настроениями у русского населения: стала инициатором подписания «антифашистского пакта».
НО «ПАКТ», если опять же ориентироваться на отечественные СМИ, не помогает. В минувшее воскресенье в Москве были избиты министр культуры Кабардино-Балкарии Заур Тутов и журналист НТВ Эльхан Мирзоев, в понедельник в Рязани избит студент из Индии, на следующий день начался суд над обвиняемыми в убийстве перуанского студента в Воронеже. Совсем недавно всех потрясло известие о нападении в Петербурге на 9-летнюю темнокожую девочку. Во всех случаях нападавшими были люди совсем молодые, зачастую — подростки.
О чем говорят эти факты? Видимо, о том, что общество наше больно. И болезнь проявляется в чрезвычайно высоком уровне насилия, жертвой которого может стать буквально каждый. И для этого жителю страны вовсе не обязательно уезжать в национальную республику или за границу, как посоветовала на днях газета «Московский комсомолец». Порой достаточно просто выйти на улицу родного города: Москвы, Петербурга, Рязани или Воронежа. На этих улицах ежедневно происходят сотни конфликтов и преступлений, связанных с насилием. В соседней подворотне местная пьяная шпана избивает студента. Просто так, чтобы покуражиться, злость свою пьяную выместить, а еще потому, что не похож на них: учится, а не водку пьет. В автобусе такая же шпана бесцеремонно выражается, а в ответ на робкое замечание пожилого пассажира юный подонок бьет его в лицо.
Избивают (и убивают!) из-за денег, в том числе совсем небольших, за мобильные телефоны, приглянувшуюся куртку жертвы. Как заметил адвокат одного из подсудимых по делу об убийстве таджикской девочки, его подзащитный прочно усвоил тезис телевизионной рекламы «бери от жизни все». Вот они и берут все, до чего только могут дотянуться, используя для этого единственное средство, которое им предлагает, в первую очередь, то же российское телевидение — насилие.
Чтобы хоть как-то изменить ситуацию к лучшему, необходимо понять причины этой болезни общества. Только тогда можно подобрать правильное лекарство. Складывается впечатление, что в России ныне все делают наоборот. А именно: власть и СМИ под видом борьбы с насилием (а точнее, тем самым «русским фашизмом») лишь разжигают страсти, сеют раздор, страх и ненависть. А возможно, и провоцируют кровопролитие в совсем недалеком будущем.
Еще раз подчеркнем неприемлемость насилия в независимости от того, какой национальности являются его жертвы и виновники. Но записные борцы с национализмом именно этот факт всегда и подчеркивают. Более того, если жертвой шпаны стал русский студент, служащий, пенсионер, ему рассчитывать почти не на что. Скорее всего, в милиции даже дела не возбудят. Если же последствия такого нападения окажутся серьезными или жертва будет настойчива, то, возможно, и возбудят. Но ни Генеральная прокуратура, ни мэр «на контроль» его, конечно же, не возьмут. Да и первой строкой в новостных выпусках оно тоже вряд ли станет. Потому что с насилием вообще, с причинами, его породившими, как оказывается, бороться на государственном уровне и не собираются.
Вот один из последних актов насилия, ныне широко обсуждающийся. Избиение в Москве певца, министра культуры Кабардино-Балкарии Заура Тутова. Свидетели происшедшего по-разному описывают ситуацию, и все же, несмотря на все противоречия, определенная картина складывается. Тутов подъехал к дому культуры, где его дочь занимается в национальном ансамбле, чтобы забрать ее с занятий. У дверей дома культуры собралась пьяная компания молодежи, которая приставала ко всем входившим и выходившим из здания. Тутов сделал хулиганам (по некоторым сведениям, футбольным фанатам) замечание, после чего те и вспомнили о своем национальном происхождении, потребовав чтобы все «нерусские» убирались. Затем завязалась драка.
Сами задержанные описывают происшествие несколько иначе, заявляя, что никакого национализма в их действиях не было, они просто предложили Тутову вместе выпить, а он и его шофер якобы спровоцировали конфликт. Впрочем, понятно, что им выгодно представить себя в лучшем свете. Но вот что не вызывает сомнений, так это искренность их недоумения: а что, собственно, особенного произошло? Ведь такие пьяные сборища и драки в этом месте чуть ли не каждый день происходят. Подтверждает это и поведение местной милиции, также ничего необычного в происшедшем не увидевшей. И только по настоянию Генеральной прокуратуры дело было переквалифицировано на статью, где фигурируют «мотивы национальной ненависти или вражды».
На мой взгляд, надо бы ужаснуться именно обыденности данной ситуации. Она прежде всего свидетельствует о духовной и интеллектуальной несостоятельности огромной части российской молодежи, для которой бесцельно шататься, пить, дурманить себя наркотиками, устраивать драки — дело обыкновенное. Когда выяснятся подробности биографии хулиганов, наверняка окажется, что многие из них нигде не учатся и не работают, живут в не слишком благополучных и состоятельных семьях.
КАКОЕ ЖЕ будущее в таком случае у нашего государства? Если бы борцы с «русским фашизмом» действительно волновались об этом будущем, они в первую очередь озаботились социальными и духовными проблемами нашего общества. Образованием и медициной, да тем же телевидением, где количество программ, формирующих у людей (главным образом, молодых) криминальное сознание, буквально зашкаливает. Но криминал с экрана, как и спиртное из любой забегаловки, напрочь заливает мозги современных подростков, многие из которые безразличны и обществу, и собственным семьям.
Но разве не борцы с «русским фашизмом» «единороссовского» разлива создали такую ситуацию в стране, когда человек труда унижен своим, зачастую нищенским существованием, особенно если он уже немолод или болен? Вот и получается, что множество молодых людей не видят никакой жизненной перспективы. Они не пойдут работать, как родители и бабушки с дедушками, на завод, чтобы потом получать мизерную пенсию. Да и заводов, где платили бы сносную зарплату, практически не осталось. Учиться эти ребята тоже не хотят и не могут. И денег на репетиторов или платные вузы нет, и алкоголь последние интеллектуальные способности убивает.
Речь не о том, чтобы оправдать насилие, пьянство, интеллектуальное и духовное убожество, жадность или зависть конкретных людей некими внешними обстоятельствами. Но необходимо понять, что, не изменив этих обстоятельств, с насилием во всех его проявлениях общество не справится. Пока же никаких предпосылок для таких изменений нет: бедные в нашей стране беднеют, богатые богатеют, промышленность, несмотря на декларируемый рост ВВП, деградирует, образование становится все менее доступным.
Господам «единороссам» не «антифашистские пакты» стоило бы принимать, а потребовать изменения экономической политики правительства и президента, если уж они называют себя «партией власти». А либеральным журналистам не за голову хвататься, анализируя данные социологических опросов (по которым 12% россиян симпатизируют фашизму), а задуматься, что вся их деятельность последних 15 лет, порочащая лживыми и тенденциозными фильмами, сериалами, передачами, статьями нашу советскую историю и подвиг советского народа в Великой Отечественной войне, способствовала этому.
Очевидно, что чем больше в России будет таких отчаявшихся, малообразованных, обездоленных, почитающих только культ силы людей, тем проще разжечь конфликты и столкновения не пропагандистские, а вполне реальные. Ведь такие маргиналы ищут простые ответы на сложные вопросы, кто виноват в их бедах.
Наверняка найдутся и среди защитников, и среди обвинителей парней, избивших Тутова, те, кто скажет: мол, позавидовали. Они, «коренные», в жизни устроиться толком не могут, а у «понаехавшего» и дочка в Москве танцами занимается, и шофер с машиной. В общем, «эксплуататор». Хотя никто не мешал парням вместо того, чтобы пиво хлебать и к прохожим приставать, пойти в тот же дом культуры чем-нибудь полезным и интересным заняться.
Но проблема-то в другом. Отнюдь не только русские находятся в униженном положении, чреватом конфликтами, в том числе межнациональными, и насилием. И в Кабардино-Балкарии тоже не у всех папы министры и известные артисты. А работы нет, а социальные проблемы не решаются. События октября прошлого года в Нальчике, когда молодые люди устроили в городе вооруженный бунт, жертвами которого стали десятки людей, очень ясно и страшно продемонстрировали, к чему ведет нерешенность таких проблем.
Кстати, судя по всему, семья Заура Тутова и он сам живут в Москве. Не сочтите за бестактность, но не могу понять, как можно эффективно работать министром в регионе, где постоянно не проживаешь. В данном случае, в Кабардино-Балкарии. И национальность тут совсем ни при чем.
Между тем министр культуры как на федеральном, так и на региональном уровне фигура для предотвращения национализма ничуть не менее важная, чем руководители силовых или правоохранительных органов. Очень многие стереотипы и комплексы преодолеть через диалог культур гораздо легче, чем через диктат прокуратур. Но пока руководителем Федерального агентства по культуре является Михаил Швыдкой, провозгласивший, что «русский фашизм страшнее немецкого», ни о каком подобном диалоге, способствующем национальному миру, говорить даже и не приходится.
Делается, напротив, все, чтобы мир такой стал невозможен. Особенно наглядно проявилось это в деле убитой два года назад в Петербурге маленькой таджички Хуршеды Султоновой. Дело это сразу было объявлено «политическим» и взято под контроль властей и СМИ. Собственно, во многом из-за этого «контроля» убийцы остались ненаказанными. Не зная досконально материалов дела, невозможно судить о том, были виновны в убийстве или нет осужденные лишь за хулиганство подростки. Но хорошо известно, что независимые российские суды по всем «политическим» делам выносят «нужные» приговоры. А раз так, то ни следствие, ни прокуратура поисками доказательств убийства особенно не утруждались, будучи уверенными (и не без оснований), что раз результат заранее известен, то и так сойдет. О том, что никаких реальных доказательств по делу об убийстве Хуршеды представлено не было, вынужден говорить даже правительственный юрист Барщевский, которого трудно заподозрить не только в симпатиях к фашизму, но и в нелояльности власти.
И ВСЕ БЫ сработало, суд вынес приговор, какой надо, если бы это был не суд присяжных: власть еще не подобрала к присяжным подходящих рычагов давления. В отличие от профессиональных судей они не смогли проигнорировать ни отсутствия доказательств, ни противоречий, во многом порожденных именно сенсационным раскручиванием этого кровавого и страшного преступления. Например, как говорит адвокат Романа Казакова, обвинявшегося в убийстве, среди «подельников» есть подростки разных национальностей, в том числе и кавказцы. Понятно, что у присяжных возникли вполне законные сомнения: если так, то преступление было совершено или не из националистических побуждений, или его совершили другие люди. И только российские электронные СМИ и высокие чиновники ни в чем не сомневаются, им все заранее известно, что помимо прочего демонстрирует нулевой уровень их правосознания.
А займись наши правоохранительные органы самой сутью преступления (жестоким убийством маленькой девочки, тем более страшным, если совершили его также дети), а не «политикой», возможно, уровень работы следствия был бы иным.
В Италии в эти дни главным событием стало убийство полуторагодовалого Томазо. Общество в шоке, что нашлись подонки, похитившие и расправившиеся с беззащитным ребенком. При этом национальность жертвы и убийц никого не волнует. Чудовищен сам факт происшедшего. И реакция общества адекватна: его возмущает любое проявление насилия.
По реакции же российских СМИ и чиновников можно сделать вывод, что если бы убитая девочка была, например, русской, то преступление вроде бы было и не таким страшным. Ведь об убийствах и нападениях, даже крайне жестоких, на детей и взрослых, если в них нет явно выраженных «национальных» моментов, в главных выпусках новостей не рассказывают. Об этом знают лишь те, кого беда непосредственно коснулась.
И все же знают многие, поскольку, повторимся, насилие в нашем обществе стало явлением привычным. И вот те же присяжные, только что бывшие в ужасе от действий шпаны и насильников по отношению к жертве, понимавшие, что на ее месте могли бы оказаться они сами или их близкие, вдруг слышат от прокурора или из новостных выпусков, что жертва эта особенная из-за национальности, гражданства, цвета кожи.
Неудивительно, что у многих срабатывает обывательская логика (возможно, она и плоха, но пренебречь ею, поскольку она свойственна очень многим да и небезосновательна, было бы недальновидно): люди вспоминают об известных им жертвах насилия, «близких по крови», которые отнюдь не были на особом положении. А если уж и учинившие над ними насилие оказались «некоренными», то и совсем беда. Каковы бы ни были причины этого насилия, оно тут же переводится сознанием в национальную плоскость, поскольку именно такой подход нам подсказывают. И тогда уже почти неизбежно разделение не по принципу «жертва — преступник», а по принципу «свой — чужой». И преступник, вдруг оказавшийся «своим» по национальности, не осуждается судом ли, общественным ли мнением.
В результате у всех сторон возникает чувство взаимной обиды, люди начинают сводить счеты. Все это порождает страх и напряжение в отношениях. И вот таджики уже убеждены, что русские готовы выгораживать убийц детей. Русские возмущены, что когда против них в их же стране совершают преступления или их оскорбляют представители других национальностей, это не считается ни национализмом, ни тем более фашизмом. Каждый, даже мелкий бытовой конфликт грозит разрастись и привести к самым серьезным последствиям.
Но ради чего все же власть затеяла столь широкомасштабную кампанию «против фашизма»? Судя по всему, крики эти скоро формализуются в некие законы и правовые нормы и станут еще одним способом борьбы отнюдь не с экстремистами, хулиганами и насильниками, а с оппозицией. Уже и сейчас активно используется форма политического доноса, когда в «фашизме» обвиняют своих политических оппонентов. Конечно, это попытка власти снять с себя ответственность за положение дел в стране. Своего рода способ найти врага, на которого можно свалить развал экономической, культурной, идеологической жизни страны и общества. Вот только играют эти «борцы» — с огнем. Ибо реально действия их направлены не против отдельных политиков и партий, а против страны в целом.
Уже сегодня, по материалам российского государственного телевидения, «мировое сообщество» могло бы принять решение о «гуманитарных бомбардировках и интервенции», дабы спасти от этих кровожадных русских все другие народы планеты. Пока «мировое сообщество» еще вынуждено мириться с «русским фашизмом», так как побаивается остатков нашей военной мощи. Но предлог для подобных «гуманитарных операций» уже создан. Вот только бомбы не умеют различать национальностей тех, на чьи головы они падают, а «гуманитарные интервенции» приводят к гражданским войнам и гибели сотен тысяч людей, как продемонстрировали Ирак и Югославия.