Все чаще и увереннее высшие органы всех ветвей власти (включая думское большинство) говорят о сформированной законодательной базе, правовом поле и т.п. В общем, всеми силами нас стараются убедить, что Госдума и правительство работают эффективно, все необходимые законы и подзаконные акты принимаются вовремя, а их положения являются исчерпывающими и точными. Только почему-то те, кому приходится сталкиваться с практической реализацией законодательных норм, в это упорно не хотят верить.
Правовое поле больше похоже не на ухоженную лужайку, заботливо обслуживаемую квалифицированным садовником, а на застойное болото с немногочисленными кочками более или менее устоявшихся норм, большая часть из которых регулирует деятельность тех же властей или особо равноудаленных хозяйствующих субъектов.
Ни один из значимых законов (включая кодексы и печально известный закон №122-ФЗ) в последние годы не был в полной степени и в установленные сроки реализован. Сплошь и рядом в ранее принятые законы вносятся изменения, сроки введения в действие постоянно переносятся, а правительство и федеральные органы исполнительной власти бездарно затягивают сроки разработки нормативных актов.
Чего стоит хотя бы неоднократный перенос сроков выкупа предприятиями земельных участков, на которых они расположены! А сроки приватизации жилых помещений или требование выбора управляющей компании? А доведение минимальной зарплаты до прожиточного минимума? Все плюсы и преимущества принимаемых законов на стадии принятия широко рекламируются, а потом потихоньку обкладываются необходимым количеством дополнительных условий.
Впрочем, сейчас не об этом. Хотелось бы обратить внимание на эффективность работы думского большинства. Именно большинства, потому как вменяемые оппозиционные партии и объединения от формирования законодательной базы фактически отстранены.
Итак, всего за год (2005-й) принято 211 федеральных законов. Из них 11 — о бюджетах (федеральном и внебюджетных фондов) и изменениях в бюджеты и их исполнении за прошедшие годы: законы, которые должны приниматься в обязательном порядке и голосуются фактически автоматом. Еще 33 закона — о ратификации различных международных соглашений и договоров. Эти законы также можно считать «дежурными», при принятии которых от депутатов практически ничего не зависит.
Еще 154 закона — это законы, которыми вносятся изменения в ранее принятые законодательные акты. Причем большая часть изменяемых законов приходится не на период, когда в Госдуме почти половина голосов принадлежала коммунистам, а на те, которые принимались уже «единороссами» этого созыва. Внесение изменений, как правило, обусловлено одной из двух причин: либо изначально проект закона был исполнен некачественно и что-то в нем не было продумано, либо отдельные нормы закона затронули интересы каких-то групп и по прошествии некоторого времени их представители нашли аргументы для исключения или смягчения угнетающих формулировок. Согласитесь, что обе категории изменений законодательную власть, мягко говоря, не украшают.
Больше всех «не повезло» Налоговому кодексу РФ: 2 изменения — в первую часть и 24 — во вторую (всего же с начала действия НК РФ изменения в него вносились 87 раз без учета 2006 года). Можно планировать предпринимательскую деятельность в условиях, когда налоговое законодательство меняется ежегодно (причем примерно треть изменений являются принципиальными и непосредственно влияют на размеры финансовых потоков)?! А ведь можно, но только тому, кто инициирует и готовит соответствующие изменения. Чиновники от налогового ведомства (да и от правительства) как-то стали забывать один из наиболее популярных тезисов, выдвинутый на этапе введения в действие первых глав нового НК РФ: дескать, налоговое законодательство будет устойчивым, правила игры меняться не будут, что даст дополнительный импульс к развитию предпринимательской инициативы. На практике же получилось все с точностью до наоборот. Я могу вспомнить только одну норму, которая оказалась нетронутой с момента установления, — налоговая ставка по НДФЛ (подоходному налогу)...
На втором месте — Кодекс административных правонарушений (КоАП) РФ: 18 изменений в течение года (и еще 3 — в начавшемся 2006 году). То есть в среднем административное законодательство менялось один раз в три недели. Подавляющее большинство изменений представляло собой расширение перечня административных правонарушений. Следовательно, если человек не заглядывал в КоАП РФ хотя бы месяц, он не может быть уверен, что, выходя из дома, ничего сегодня не нарушит. Ну и о какой свободе или уверенности (не в завтрашнем даже, а в сегодняшнем дне) можно говорить?
Не остались без внимания законодателей и другие кодексы: Гражданский (2 изменения в первую часть и 3 — во вторую), Земельный (4 изменения), Градостроительный и Лесной (по 3), Водный и Уголовный (по 2), Жилищный (пока одно, но кодекс и в силу-то вступил всего год назад). И это только кодексы. С обычными федеральными законами ситуация еще более удручающая.
В своем стремлении попиариться «единороссы» доходят до мер, которые если и не кажутся смешными, то, по меньшей мере, вызывают недоумение. Так, в самом конце года на одном заседании было принято два отдельных федеральных закона, которыми вносились изменения в две статьи (12 и 15) одного и того же закона («О государственных пособиях семьям, имеющих детей»): пособие при рождении увеличено с 6 до 8 тыс. руб., ежемесячное пособие до полутора лет — с 500 до 700 руб. Не бог весть какое увеличение, зато реклама какая — сразу два закона по такому социально значимому поводу. Да еще обсуждение длилось несколько месяцев...
А годом ранее одним махом за несколько дней были перепаханы или отменены более 200 законов (пресловутый закон №122). И ничего. Попытались было «медведи» объяснить, какое теперь народу будет счастье. Не получилось. Ну и забыли.
В 2005 году тоже был принят аналогичный закон — №199-ФЗ («О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием разграничения полномочий»). Закон, правда, не такой масштабный, как 122-й: изменения внесены всего в 37 законодательных актов. Но в СМИ о законе информации почти вообще не было. А поговорить было о чем. Фактически дан задний ход некоторым положениям закона №122. Нет-нет, конечно, речь не идет о возврате льгот населению. Все сэкономленное уже поделено, попилено и закреплено. Проще нанести ущерб священной корове в Индии, нежели посягнуть на противоестественные постулаты антильготной кампании, реализованной в августе 2004-го (по меньшей мере, пока есть «единороссы»). Речь о другом: органам местного самоуправления и органам государственной власти субъектов РФ возвращена часть полномочий, которых они были лишены Федеральным законом №122-ФЗ. Это содержание библиотек, памятников, возврат военно-учебных столов на уровне муниципальных образований и т.п. Обращаю внимание на то, что закон №199-ФЗ был принят в самом конце года, когда бюджеты всех уровней уже были сверстаны, и, следовательно, под новые-старые полномочия просто не могло быть денег. То есть и здесь думское большинство показало всю свою никчемность и презрение к интересам не только народа, но и нижестоящих органов власти.
Не могу не обратить внимания на одно изменение, которое, разумеется, никак и никем не прокомментировано. Статьей 6 закона внесено изменение в Федеральный закон от 14 апреля 1995 года №41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации», суть которого можно свести к следующему: по решению Правительства РФ тарифы на указанные виды энергии могут пересматриваться и в течение финансового года (то есть более одного раза в календарном году). Ранее этого уточнения в законе №41-ФЗ не было. И никто из записных думских радетелей за народное счастье даже словом не обмолвился о корректировке позиции, закрепленной тоже Федеральным законом №184-ФЗ, всего за пять дней до закона №199-ФЗ. Зато уж по поводу закона №184-ФЗ («О внесении изменений в Федеральный закон об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса») пропиарились все и по полной программе.
А вот перечень, если так можно сказать, «оригинальных» законов, то есть законодательных актов, аналогов которых ранее не было (с целью экономии газетной площади приводятся сокращенные названия).
№32-ФЗ «Об Общественной палате РФ». Лично у меня это образование стойко ассоциируется с пятым колесом. Это как же надо доверять бесконечно преданному думскому большинству, чтобы набрать 126 еще более беззаветно преданных и поставить их чего-то там контролировать. Из всех мероприятий, которыми за прошедшие месяцы ОП отметилась, вспоминаются только беспрецедентное давление на органы следствия по делу Сычева и идея о создании Индекса запрещенных книг. Во-первых, не маловато ли? Во-вторых, кому это надо? В-третьих, а какое, собственно, общество эта палата представляет? Впрочем, в пятницу (24.03.) ОП отметилась еще одним знаковым мероприятием — провела какие-то слушания по ксенофобии и экстремизму. Проблема для большей части населения надуманная и неактуальная. Твердят о ней везде и много, и вроде бы можно привыкнуть. Но ОП сделала нестандартный ход — озвучила список (список! — расстрельный, стукаческий?) российских неофашистов. Отдыхают все: от Торквемады до Ежова. Кстати, наряду с вполне ожидаемыми фамилиями уже бывшего лидера «Родины» со товарищи, в список попал и ВВЖ с несколькими наиболее верными соратниками. А ведь он один из первых подписал антифашистскую лабуду (пакт, что ли). Выходит, не спасло: то ли родословной не вышел, то ли лицом, то ли национальность подвела, то ли еще что-то. Кстати, в этом списке — почти половина депутатов Госдумы, в том числе три лидера фракций (один из них — бывший), еще и Бабурин включен. А уж не попытка ли это антиконституционного переворота? Иначе чем объяснить откровенную диффамацию нескольких десятков народных избранников. Наиболее очевидным в этой ситуации представляется немедленная подача заявления об отставке тех честных людей, которые попали в ОП (а они-таки попали). Хотя бы чтоб в другие списки не попасть.
№53-ФЗ «О государственном языке». Закон небольшой — всего семь статей. Значительная часть норм носит отсылочный или декларативный характер. Наверно, закон нужный, но все равно кажется проходным.
№108-ФЗ «О Всероссийской сельскохозяйственной переписи». По мнению думского большинства, правительства и курирующего их президента перепись, видимо, является самой острой проблемой разваленного АПК. Цены на топливо, запредельные проценты по банковским кредитам, засилье жучков-перекупщиков на всех уровнях производства и реализации сельскохозяйственной продукции, — надо полагать, проблемы самих крестьян. Власть наша думает масштабно и глобально: главная задача пересчитать тех, кто остался. Или доложить кому-то (постановщику задачи?) о результатах работы по развалу многострадального русского села? На уровне бытового сознания рядового обывателя очевидной представляется мысль: уж если у вас появились лишние деньги (которые сейчас будут потрачены на перепись), так направьте их на работы по земельному кадастру. Проведите же наконец работу по размежеванию земель. Но нет, для этого властями назначены другие плательщики. Впрочем, эта тема заслуживает более подробного рассмотрения.
№115-ФЗ «О концессионных соглашениях». Понятно, что закон направлен прежде всего на защиту интересов иностранных инвесторов. Подавляющему большинству населения от этого закона ни жарко ни холодно. А то, что интересы «забугорных» друзей власть имущих могут вступить в противоречие с интересами коренных народов, — похоже, к этому все давно уже привыкли.
№180-ФЗ «Об отдельных вопросах исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности в 2006 году». Зачем был принят данный закон, наверно, и сами законодатели не совсем понимают. Общие правила расчета среднего заработка (в том числе и для оплаты «больничных») установлены непосредственно в ТК РФ, а право устанавливать особенности расчета на очередной год тем же ТК РФ предоставлено правительству.
№154-ФЗ «О государственной службе российского казачества». Здесь обращает на себя внимание даже не повышенный интерес современной государственной власти к отдельной категории населения, имеющей, мягко говоря, неоднозначные заслуги и перед страной, и перед народом. Уже из названия очевидно, что предполагается привлечение казаков к исполнению отдельных функций силовых ведомств. С учетом беспрецедентного увеличения численности официальных и неофициальных охранных структур подобное решение представляется если и не странным, то уж никак не первостепенным.
№196-ФЗ «О парламентском расследовании ФС РФ». Обратили внимание, с каким шумом и помпой этот закон принимался и как сейчас о нем все напрочь забыли? Точнее было бы назвать его законом о запрете парламентских расследований. Закон позорный и унизительный, фактически исключающий сколько-нибудь деятельное участие депутатов в расследовании громких уголовных дел, а президент и высшие органы власти, по существу, уравнены в статусе с женой Цезаря — всегда и везде вне подозрений.
Еще несколько законов также не являются законами, вносящими изменения в ранее принятые законодательные акты. Но они либо содержат новую редакцию ранее действовавших законов (как, например, закон о выборах депутатов), либо тоже носят дежурный характер (например, о переименовании города Беднодемьяновска).
Какой напрашивается вывод? Да никакого. Возникает вопрос: а чем они там, собственно, заняты? Когда два года назад зарплата (содержание) депутатов вдруг взлетела до заоблачных высот, нам говорили, что уж теперь-то они заработают. Заработали?
В прошлом году утвержденные расходы (фактический размер расходов будет известен значительно позже: до сих пор не принят закон об утверждении исполнения бюджета за 2004 год) на содержание депутатского корпуса (только Госдумы) составили почти 3,2 млрд. руб. — по 7 млн. руб. на одного «думца». И уж если нам не предоставили права (между прочим, конституционного) избранных депутатов отзывать, то спросить, на что идут народные денежки, мы можем. А?