"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" N 37-38 (12814), суббота, 8 апреля 2006 г.

 

Тамара ПЛЕТНЕВА, депутат Госдумы (фракция КПРФ):

— Вся медицинская общественность считает, и я так считаю, что возглавлять Министерство здравоохранения должен врач, обладающий опытом врачебной практики и организаторской работы. Но отнюдь не бизнесмен, которому ближе и понятнее денежные потоки, чем наше запущенное здравоохранение. На что способен бизнесмен, стоящий во главе Минздравсоцразвития, мы уже знаем по закону о монетизации льгот, по пенсионной реформе, от которой сегодня страдают все. Министерство под управлением Зурабова абсолютно не отражает чаяния и интересы нашего общества. При министерстве сформирована комиссия по реформированию. Но кто в ней? Одни экономисты, а врачей, специалистов здравоохранения туда даже не приглашают. Что ж удивляться тому, что министерство до сих пор не подготовило стандарты. Мы даже не знаем, что назвать, например, больницей. Все отдано на откуп страховым компаниям.
А что представляют собой наши больницы? В большинстве из них стоит оборудование, оставшееся с советских времен. Если за рубежом оснастка в больницах меняется каждые 4 года, то у нас работают приборы 20—30-летней давности. И когда разговариваешь с врачами, они говорят: а что ожидать от профильного министерства, если там руководит всем человек, далекий от здравоохранения. Он прекрасно распоряжается деньгами здравоохранения, а отрасль идет ко дну. Это первое.
Второе. Ни в коем случае нельзя совмещать в одном министерстве здравоохранение и социальный блок. Это должны быть два разных министерства. Я бы даже предложила образовать министерство здравоохранения, медицинской и фармакологической промышленности, а второе министерство — социальной политики. Тогда удастся в большей степени учитывать интересы наших граждан.
Третье. Надо немедленно взяться за контроль лекарств и их производство в нашей стране. Лекарства у нас стали непомерно дорогие, потому что они почти все импортные. Россия практически утратила фармакологическую промышленность, а качество лекарств, которыми лечат сегодня россиян, никто не проверяет. А что министр?
В его речи прозвучала фраза о том, что все контрафактные лекарства, которыми наводнены наши аптеки, — они ничего, они нормальные, так же, как диски контрафактные. Мы же их смотрим, слушаем, и лекарства можем принимать. Вот логика министра. Он делает вид, будто не понимает, что за этим стоит скрытый бизнес, который ворует у государства деньги, а у населения — здоровье. Он демонстрирует неприкрытый интерес к деньгам, о них только и говорит, сыплет цифрами, как заправский бухгалтер...
А ко мне обращаются сотни людей с жалобами на лекарства. Например, мой избиратель пишет: «Я получил бесплатные лекарства по льготному рецепту, но они оказались «пустышками». Я начала звонить, выяснять, и натолкнулась на недовольство торговцев. Они тут же заявили, что недоброкачественность препарата может определить только экспертиза, которую вы не можете сделать. Конечно, ни я, депутат, ни тем более пациент не могут сделать экспертизу. Но ее обязано сделать государство. И контроль за этим обязано вести Министерство здравоохранения. Только Зурабов об этом не думает, и в нацпроекты это не вписывается.
Что сделал Зурабов? Провел такую монетизацию льгот, которая не обеспечила льготников нормальными денежными выплатами на приобретение нужных лекарств. Теперь людям нередко выписывают рецепты на лекарства, которые либо не нужны человеку, либо просроченные. Иногда необходимое для пациента лекарство стоит 30 тыс. руб., а ему выдали всего 500 руб. согласно зурабовской монетизации. Сколько с такими вопросами ко мне обращается избирателей, в частности, женщин с больными детьми: говорят, мы не можем с такими деньгами получить назначенные врачом лекарства. Я считаю, что эти все вопросы должны быть рассмотрены министерством и деньги в нужном объеме заложены в бюджете.
Сколько говорим о программе профилактики заболеваний. Ее до сих пор зурабовское министерство не подготовило. Если в советское время существовал график проведения прививок ребенку, то теперь за этим никто не следит, никто не контролирует.
Об узких специалистах. Те из них, которые сохранились в наших поликлиниках и больницах, — это наши бесценные кадры, остатки советской системы здравоохранения. Их хорошо учили в советских медицинских вузах, у них большая практика работы. Хоть и говорил Зурабов, что всего чуть более 1 тысячи человек перешли на работу врачами общей практики, — это не так. Эти специалисты сейчас в один голос говорят: зачем нам мучиться на своей работе за копейки, если я перейду на общую практику, осмотрю там пациента, послушаю, выпишу ему лекарства и получу за это в 2 раза больше. И это происходит сплошь и рядом. Это реалии воплощения нацпроекта.
Много нареканий от онкологов, врачей, которые лечат сердечно-сосудистые заболевания. Они считают, что онкологические, сердечные, психические заболевания должны в приоритетном порядке лечиться, и особенно жестко надо вести профилактику этих заболеваний, деньги для этого должны выделяться целевым порядком. Но происходит иное.
Я считаю, что вершится преступление, когда уничтожается узкопрофильная часть врачей. Мы лишаем наших граждан права на высококвалифицированную медицинскую помощь, на лечение тяжелых заболеваний. И это делается продуманно и целенаправленно. Вся задуманная схема с денежными выплатами направлена на то, чтобы подготовить для малоимущих врача, который будет лечить их от всех болезней бесплатно, а платные клиники с современным оборудованием и хорошо подготовленными специалистами будут обслуживать богатых. Вот что стоит за нацпроектом в здравоохранении. А со всех экранов трещат: вот мы зарплату прибавили. Не случайно прибавили, а с далеко идущей целью — разделить общество окончательно на два неравных враждебных класса: богатых, которым все доступно, и бедных, у которых не будет ничего.
Да и с выплатами врачам общей практики не все так просто, как рассказывают. Министерством даны строгие указания, сколько взрослых и сколько детей надо принять для того, чтобы получить все эти надбавки. Например, врач обязан наблюдать не менее 800 детей. А где столько детей наберется в сельских районах? Очень много жалоб пишут северяне, что у них их северные коэффициенты приплюсовываются к обещанным 10-тысячным надбавкам. Они говорят, что получают совсем не то, что обещал президент. Почему же он не контролирует своих подчиненных? Зурабов не дал на этот счет никаких разъяснений.
С диспансеризацией министерство также придумало какую-то нелепость. Согласно зурабовским нормам деньги закладываются только на диспансеризацию граждан в возрасте от 35 до 55 лет. А у нас сегодня детей только 30 процентов здоровыми рождается. Что же, молодежи ждать, пока исполнится 35 лет, чтобы пройти наконец диспансеризацию? И сколько же нашей молодежи доживет до этого светлого дня? А предел — 55 лет. Кто старше — им уже не положена диспансеризация. Как будто установка на сокращение численности пенсионеров.
А какой стало проблемой добиться направления пациента для прохождения лечения в специализированной клинике в Москве! Все областные управленцы грудью стоят против, потому что действует новый зурабовско-монетаристский порядок: вслед за направлением надо гарантировать оплату лечения из регионального бюджета своего жителя. Ведь у нас абсолютно все стало платным. В этом суть деятельности зурабовского министерства. И люди никак не могут это понять, в это поверить.
Массу вопросов вызывает придуманная Зурабовым система родовых сертификатов. Стоимость каждого из них — 5 тыс. руб. На эту сумму роддом обязан оказать роженице услуг. А если женщине потребуется помощь на 10 тыс. руб., то ей придется самой платить недостающую сумму. Теоретически считается, что женщина, имея сертификат, может выбрать, в каком роддоме ей рожать. Но из чего выбирать людям в провинции, особенно в сельских районах? Это же полнейшая глупость. Вместо того чтобы такими глупостями заниматься, лучше бы напрямую все роддома оснастили как положено, дали людям нормальные зарплаты, тогда и качество обслуживания было бы, и каждая женщина рожала бы спокойно в том роддоме, который ближе к ее дому.
В Советском Союзе была развита сеть фельдшерско-акушерских пунктов. Они были в каждом селе. Там был фельдшер или медсестра, которые могли оказать экстренную помощь каждому гражданину, помочь роженице. Сегодня их практически не осталось. Зурабовское ведомство постаралось. Без шума. А теперь какими-то сертификатами размахивают...
Когда меня спрашивают, что «вы предлагаете, что нужно сделать», я отвечаю: ежегодно нужно 5—6 процентов от ВВП отчислять на здравоохранение. Нам необходимо в первоочередном порядке отремонтировать больницы, оборудовать их современной техникой и лабораториями. Профильные центры, например, онкологические, министерство обязано расширять. Центры федерального значения должны контролировать деятельность региональных. Тогда и деньги будут распределяться справедливо, и результат будет, и качество лечения поднимется.
Но у нас вместо лечебных центров плодится армия чиновников, которых уже в 3 раза больше, чем было в Советском Союзе. К ним добавляются страховые компании-дармоеды, которым положили огромные зарплаты втихую, без всяких нацпроектов. А тем, кто трудится, кто нужен обществу, кидают жалкие подачки. То бедным учителям по тысяче за классное руководство, да и то не каждому достается. То врачам выборочно — по 10 тыс., да медсестрам по 5 тыс. И обставляют все с таким шумом, что стыдно слушать.
И на что хотела бы обратить особое внимание: нам же Зурабов не говорит об истинной цели нацпроекта по здравоохранению. Кричат, что якобы поднимают, улучшают и так далее. Это все чушь! Это все неправда! Зурабов скрывает правду от врачей, от депутатов, от граждан, как скрывал правду о пенсионной реформе, о монетизации. За нацпроектом стоит теневая задача.
Она заключается в следующем: введение повсеместно врачей общей практики, а точнее, земских врачей, как это было в 19 веке; автономизация больниц и поликлиник, автоминизация — значит, появление частных больниц и поликлиник, что на практике будет означать введение платной медицины и закрытие ряда медицинских учреждений, которые, как они говорят, будут не востребованы. В итоге будет достигнуто главное для Зурабова — платная медицина. А кому нечем будет платить, их полечит земский врач — от всего подряд, с головы до ног.
Мне бы так хотелось, чтобы наш народ настойчиво требовал от депутатов, министров, президента защиты своих прав, которые вписаны в конституции. Если государство не может лечить, учить и защищать, то такому государству грош цена. Вот такому государству, где здравоохранением руководят зурабовы, грош цена.




В оглавление номера