Кажется, совсем недавно совершил я свой полет на корабле «Восток», а как далеко шагнула космическая техника, как далеко продвинулось человечество в исследованиях космоса!
Сначала летали одноместные корабли. За ними появились двух- и трехместные. Экипажи космических кораблей будущего могут состоять из людей различных специальностей, хотя и способных заменить друг друга, но выполняющих каждый свою работу.
Все мы мечтаем о более продолжительных и более дальних полетах. И я верю: это время не за горами. Но предстоящие полеты несравненно сложнее тех, что были до сих пор. Находиться обособленно в таких полетах корабли не могут. Одной радиосвязью тут не обойтись. Понадобятся взаимная выручка, обеспечение надежности, дублирование.
Спросить космонавта, зачем нужно выходить в космос, все равно, что спросить моряка, зачем ему нужно уметь плавать. При встрече кораблей может возникнуть необходимость во всякого рода ремонтно-производственных работах. Это не фантастика, а насущная необходимость. И чем больше будут летать люди в космос, тем больше работ придется проводить им вне корабля.
Нельзя не считаться и с таким фактом, как помощь попавшему в беду экипажу.
Космический корабль представляет собой весьма защищенную в тепловом и прочностном отношении конструкцию. Можно подойти к нему на орбите и ничего не сделать. Если же проникнуть в него через входной люк, разгерметизировать его, то люди, находящиеся в корабле, погибнут. Чтобы этого не случилось, должны быть отработаны системы шлюзования, жизнеобеспечения и выхода из корабля.
Конечно, будущее космонавтики трудно представить без пилотируемых аппаратов. Немыслимо освоить, покорить космос одними автоматическими лунными и межпланетными станциями. Они, бесспорно, о многом рассказывают и расскажут, но, на мой взгляд, эти станции лишь первая цепь наступающих на космос. Закрепить победу сможет лишь человек.
Но обладает ли он для этого необходимыми качествами? Можно еще услышать суждения о том, что человек, мол, наиболее слабое звено в освоении космоса, что он слишком несовершенен для такой работы, мало что сможет сделать. И приводимые аргументы на первый взгляд не лишены оснований.
До сих пор все достижения науки и техники изменяли, главным образом, окружающую человека обстановку, не затрагивая физических условий его существования. Человек получал возможность пользоваться все новыми приспособлениями и техническими устройствами, но продолжал жить в привычном для него земном мире. И только космические полеты впервые изменили самое среду, сами условия, в которых должен жить, работать, передвигаться человек. Это теперь доставляет немало хлопот и нам, космонавтам, и тем, кто разрабатывает системы жизнеобеспечения.
Жизнь в космическом корабле столкнула человека с невесомостью. Впервые полеты позволили сделать вывод, что, несмотря на некоторое снижение физиологического тонуса, человек в состоянии переносить невесомость в течение нескольких недель. Американские специалисты считают, что тридцать дней — тот срок, в течение которого можно быть уверенным, что с человеком ничего худого не случится.
От более длительных прогнозов ученые пока воздерживаются — для этого не накоплено еще достаточно данных. Однако есть основание полагать, что средства и способы, обеспечивающие более продолжительное пребывание человека в космическом полете, будут найдены.
Незадолго до запуска первого советского искусственного спутника Земли казалось маловероятным, что космическая радиация может представлять серьезную опасность для космонавтов.
В полетах, состоявшихся до сих пор, радиация сколько-нибудь существенной угрозы здоровью в жизни космонавтов не представляла. Но не все же время космические корабли будут летать по низким околоземным орбитам. Рано или поздно, естественно, встанет вопрос о путешествии к планетам. Не исключено, что радиация в этих условиях окажется достаточно высокой. Не приходится забывать и о периодических хромосферных вспышках на Солнце, когда радиация в космосе достигает огромной величины.
А чем кормить экипаж межпланетного корабля? Знаете, сколько понадобится продовольствия и воды для полета хотя бы на Марс?
Сторонники автоматических аппаратов, задающие такие вопросы, сразу же начинают подсчеты и как дважды два доказывают, что поднять такой груз не под силу даже ракете-носителю будущего.
Действительно, получается настоящий склад продовольствия и многие тонны воды. Ни на один корабль столько не погрузишь. Казалось, вот и конец мечтам о полетах к планетам.
Но и тут можно найти выход. Снабжение экипажа космолета продовольствием я представляю себе так. На околоземные орбиты выведены космические оранжереи, которые круглый год дают урожай фруктов и овощей. Такую оранжерею, словно вагон-ресторан к поезду, можно прицепить к космическому кораблю, отправляющемуся в дальний полет.
Фантастика? Нет, вполне реальная задача. Для ее решения, конечно, придется немало сил затратить агрономам, биологам, конструкторам, но космические оранжереи у нас все-таки будут.
А работа человека вне корабля? Это тоже не менее сложная проблема. Первые выходы в открытый космос показали, что они сопряжены с огромной тратой энергии. Проведение запланированных операций требовало от космонавтов в 4—5 раз больших усилий, чем при тренировках на Земле.
Тут, конечно, было отчего задуматься. Возникло опасение: сможет ли человек вообще работать в открытом космосе? Но выход был найден. Мнение специалистов было единым: необходимы еще на Земле детальные тренировки в условиях невесомости, и особенно приобретение навыков передвижения.
Здесь все зависит от самих космонавтов. Тот, кто впервые оказывается в открытом космическом пространстве, напоминает человека, не умеющего плавать, но которому тем не менее нужно добраться до берега и выполнить определенную работу.
Сейчас Алексею Леонову можно поручить гораздо более сложное задание. И я уверен, он справится с ним. Ничего удивительного тут не будет — он уже «познакомился» с космосом, приобрел необходимые навыки.
«Плаванию» в космосе нужно учить еще на Земле. И пользоваться установкой для передвижения и ориентации тоже. Тогда в полете космонавты будут заниматься, главным образом, научными экспериментами и другой полезной работой.
Я вовсе не хочу сказать, что подготовить космонавта к выходу в открытое пространство на Земле — дело простое. Известно, что до сих пор создать сколько-нибудь продолжительную невесомость в земных условиях не удавалось. Видимо, ученым, конструкторам надо подумать, как достичь этого или хотя бы найти близкий эквивалент.
Сторонники автоматических космических аппаратов выдвигали и другие аргументы, которые, по их мнению, ограничивают участие человека в космических исследованиях и в завоевания космического пространства.
Человек, говорили они, уступает машине в скорости расчетов, медленнее реагирует на входные сигналы, мало пригоден к выполнению повторных стереотипных действий, не способен одновременно выполнять несколько различных функций.
Все так. Но при этом они упускали из виду такие способности человека к управлению, такие его качества, которые или вовсе не воспроизводятся автоматами, или требуют столь сложных устройств, что об установке их на корабле не может быть и речи.
Человек «превосходит» машину по ряду важнейших показателей. Он способен хранить большое количество информации в течение длительного времени и использовать ее в нужный момент. Во многих случаях человек может действовать гораздо разностороннее и с большим успехом, чем автоматические устройства. Он с большей точностью, чем автоматические системы, способен проводить некоторые научные наблюдения и более четко выполнять определенные прикладные задачи. Говоря техническим языком, человек обладает большей разрешающей способностью в экстремальных, особо трудных условиях полета и может принимать на месте не подготовленные заранее решения. А это особенно важно в начальный период освоения космоса, когда в силу недостаточной изученности космического пространства программы автоматических разведчиков, разработанные на Земле, не могут полностью соответствовать фактическим условиям космического полета. В таких случаях потребуется изменение программы, что наиболее успешно опять-таки сделает человек, находящийся непосредственно на корабле. Он будет контролировать, отменять и утверждать наиболее важные решения автоматических систем и выполнять операции, не поддающиеся полной автоматизации.
Человек доказал, что он незаменим в космическом полете. Вот почему можно ожидать, что его участие в космических исследованиях будет из года в год расширяться.