Накануне и после выборов в Белоруссии, где народ выразил свою волю без колебаний, наши телеканалы, если посчитать эфирное время, куда больше внимания и горячих чувств отдавали нанятой за деньги оппозиции, спровоцированным жидким выступлениям националистов, чем реальному освещению дел, мыслей и чаяний братского народа. Кто прежде всего должен был нарисовать объективную картину? Телерадиовещательная компания «Союз» и межгосударственная компания «Мир». И таким примерам несть числа.
После сокрушительного поражения белорусской оппозиции, которую накануне пародийного Дня воли спровоцировал на открытые выступления ОБСЕ, Пивоваров на НТВ начал вечерний выпуск с того, что принялся бегать на фоне карты центра Минска, которую вывели на хромокей, то есть сделали гигантской картинкой, размахивал руками, показывал, куда двигались группы митингующих, где их встретили силы правопорядка. А чего же в эти дни не запустить на хромокей карту Парижа? Ведь это еще поразительней: центр великого города весь охвачен беспорядками, схватками насмерть, избиениями противоборствующих. Ад в колыбели цивилизации. Нет, здесь раздувать не хотят. Глеб Павловский берет накануне выборов интервью у Александра Лукашенко, но показывают его после победных выборов — куда деться? Контрастная картинка: батька уверен в себе, а политолог кривится, вяло задает вопросы. А ведь Союзное государство продолжает финансировать ТРК «Союз». Телекомпания должна была раньше всех показать честное и достойное интервью!
В новостных выпусках мы наконец увидели в Минске господина Рушайло, который, если не забыли читатели, отвечает за страны СНГ. Каюсь, уже не помню, как называется его должность и как звучит голос бывшего министра МВД. А ведь в его ведении находится МГТРК «Мир». Дело даже не в самих личностях и ситуациях, а в законсервированном парадоксе, который характеризует государственную политику в области СМИ, в сфере идеологии.
Немало лет существуют эти странные и уникальные по мировым информационным меркам телепредприятия, которые по большому счету работают вхолостую. Вернее, даже наносят вред. Так, в февральском номере «АИФ» этого года появилась маленькая, но едкая заметка «Насоюзили 22 миллиона». Она вышла по результатам проверки Счетной палатой РФ телерадиовещательной компании «Союз», созданной для создания единого информационного пространства Союзного государства. Продукции ее мы, увы, не видим совершенно (выходившая раз в неделю слабая программа «Москва—Минск» бесславно скончалась), но за 2004 год ТРК «Союз» назаключала неподтвержденных договоров на 21,57 миллиона рублей. Теперь дело направлено в прокуратуру, а освещение жизни России и Белоруссии — откладывается до лучших времен. Почему такая расточительность и просто элементарная дурость? Когда в армии нет полноценной боевой подготовки, там расцветает пьянство и «дедовщина». Когда телекомпания не может показать товар лицом и отчитаться за свою неплохо финансированную деятельность, расцветает паразитизм и воровство.
Межгосударственная компания «Мир» работает около 10 лет, страны СНГ платят взносы, филиалы снимают материалы, они перегоняются по спутниковой связи, в Москве делают какие-то программы и новости. Где все это в эфире? Кто смотрит, оценивает, прикидывает отдачу? Прежде всего, в России — цементирующей и донорской стране СНГ? Сенатор Михаил Маргелов накануне 2006 года вынес приговор: «СНГ приказало долго жить». Но нам трудно судить об этом и траурно прощаться без общей информационной картины. Если «Мир», как и многие структуры СНГ, был создан для цивилизованного развода, то даже бракоразводного процесса компания толком не отразила. Но, по-моему, как я не раз писал в газетах и книге о телевидении, компания должна существовать на базе более вдохновляющей и реалистичной идеи, чем семейная свара. Собственно, и эти горькие заметки рождены прежде всего тем, что профанируются объединительные идеи, которые я исповедую! Помню, на этих страницах и на полосе «ЛГ» «Лад» я пространно и горячо ратовал за предоставление этим компаниям эфира. Теперь начал сомневаться: а сами-то они хотят выходить в эфир? Ведь куда спокойней на бюджетные деньги создавать никому не нужный продукт, ездить на престижные встречи, окружать себя удобными людьми. Только публичное творчество — самый главный контролер.
Интервьюер «Новой газеты», которая вдруг заинтересовалась «Миром», спрашивает не по адресу — у председателя телерадиокомпании В.Т.Сенина:
— Что же надо делать, чтоб создать интересный, яркий канал?
— В первую очередь надо быть заинтересованным в своей работе. Нельзя бояться риска. В свое время Ленинградское телевидение...
И, как всегда, идут воспоминания о славных перестроечных временах. Но заинтересованность материальная — и хорошая! — есть, рисковать никто не мешает (по-моему, вообще нет никакого контроля и взгляда со стороны) — так создавайте! Но в большом интервью Сенин не называет ни одной программы-маяка, кроме давних питерских «600 секунд» и «Пятого колеса».
Газета «Мир новостей», которая тоже вдруг заинтересовалась невидимым миру каналом, глупо уточнит:
— Какое государство финансирует ваш канал?
— Все вместе в равных долях, но Россия больше, потому что больше территория. Странно! Если в других республиках, как говорит руководство МТРК, еще есть в той или иной степени вещание его программ, то больше всех платящая Россия-то как раз и не видит сама себя по «Миру»! С другой стороны, нельзя рассуждать и так: Россия больше всех платит за то, чтобы ее видели в других странах СНГ. Как человек, работавший на «Мире», я знаю, что любой перекос в сторону России, русской культуры и песни выжигался там каленым железом. Я готовил и вел художественно-познавательную программу, в интересные командировки в отличие от руководства съемочная группа ездить не могла, но стоило только два раза подряд завершить программу московским или подмосковным сюжетом, клипом русской песни — начинались нарекания, чуть ли не подозрения в протаскивании нужных материалов и исполнителей, что было совсем смешно: ведь эту программу никто в России не видел. За полгода я снял немало еженедельных программ «Крона и корни». География программы выглядела так:
Азербайджан — 8 сюжетов; Армения — 16; Беларусь — всего 3; Молдова — тоже 3; Грузия — 7; Казахстан — 10; Кыргызстан — 5; Таджикистан — 1; Владикавказ — 5; Санкт-Петербург — 10; Москва и область — 30; Россия провинциальная, коренная — 1 (один!).
И то ведущий съездил с режиссером за свои деньги в Липецк и снял по своим каналам замечательный сюжет о Марии Морозовой — авторе песни «Ой, мороз!». Вот тебе и Россия-донор! Вся политика канала, кто понимает ТВ и знает его изнутри, искусственна, формальна, с попыткой дать всем сестрам по серьгам вне зависимости от качества материалов и готовности филиалов сотрудничать.
Виктор Сенин с гордостью заявляет в газетном интервью: «Мы показываем то, что не показывает никто. Мы не показываем порнографию». Это, конечно, нельзя читать без улыбки. В телепоказе строятся грандиозные планы: «Телефильмы «Грехи отцов», «Бедную Настю» мы начинали, но не хватило денег. Теперь деньги есть, и я буду делать сериалы». Зачем? Мало их обрушили по всем каналам? Если бы о дружбе народов в войну, например, к прошедшему 60-летию Победы — можно было бы понять.
О политическом видении СНГ, понимании протекающих там процессов, о способности предвидеть говорят такие печатные заявления Виктора Сенина: «В Киргизии все давно на современном уровне, но культура гораздо сильнее нашей». Это, конечно, было сильно сказано, но как раз до всплеска «культуры» во время «революции тюльпанов» и диких погромов. Или такой провалившийся, как показывает время, публичный прогноз: «Саакашвили у Америки деньги возьмет, обустроит Грузию и вернется к России. Поэтому СНГ будет, хотя многое надо менять». По-моему, в конкретном случае надо менять канал «Мир», его концепцию.
Итак, есть две благополучно и небедно существующие компании, хорошие помещения, неплохая техника, многочисленные руководители, журналисты и операторы-профессионалы, которые, правда, деградируют, когда нет реального эфира, контроля через зрительскую требовательность, интерес рекламодателей и хотя бы мифического рейтинга (смешно что-то сравнивать без вещания на Москву и Россию), нет внятного политического и творческого руководства, а потому и царит не лучшая атмосфера, как всегда бывает в затхлости синекуры и бесконтрольности, но все-таки даже имеющийся информационный потенциал можно и нужно использовать рациональней.
Надежда на государственный, чиновничий ресурс (кто-то даст частоту на внеконкурсной основе, выпустит волевым решением в эфир) не оправдалась. Отсюда публичное раздражение генерального директора «Мира»: «Главная беда России, как известно, не дороги, а чиновники... Почему на Украине видно Америку и Европарламент, а Ассамблеи МПА нет во главе с Кротовым? Где Рушайло? Это политики?» Вопрос повисает, коли они не могут создать информационное обеспечение своей деятельности...
Можно разделять сей гнев, но все-таки приходится исходить из реальности. Зачем выстраивать 18-часовой эфир и грозиться снимать сериалы, если это не работает, не приносит отдачи, не доходит до зрителя? Значит, надо искать новые пути, стараться производить такой информационный, художественный, документальный продукт, чтобы он просился в эфир на конкурсной основе, использовать наработанный потенциал для отражения реальной картины.
Хорошие новости из стран СНГ всегда нужны, но все главные каналы имеют там корреспондентов — надо искать свой ракурс! Наши культурные, духовные, человеческие связи по-прежнему крепки — надо ярко использовать этот фактор. Наши мегаполисы многонациональны, а Россия по-прежнему до неразумности гостеприимна (авария на Басманном рынке наглядно и скорбно показала, в чьих руках торговля, например), Россия открыта и самоотверженна — надо трезво говорить об этом и показывать прежде всего те страны, которые тянутся к ней, как Армения и Белоруссия. Да и саму Россию!
Копирование федеральных каналов бесполезно и провально, хотя, конечно, на бюджетные и привлеченные деньги можно спокойно существовать и, лично процветая, делать вид, что неудачи — только от издержек политики, непонимания роли СНГ, и лелеять прочий самообман. На некоторых мероприятиях по-прежнему маячит среди фирменных приборов синий микрофон с надписью «Мир», но куда, в какой песок уходит сказанное в него, остается загадкой. А пример с ТРК «Союз» убедительно показал, что успешно улетучиваются в пустой эфир и бюджетные деньги.
Сколько же может длиться это бесплодно-затратное существование? Кстати, парадокс даже в том, что для этих заметок и традиционная рубрика «Наедине с телеэкраном» не подходит. Для этих компаний наш экран чернеет пустотой.