"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" N 40 (12816), четверг, 13 апреля 2006 г.

 

ЛАПУ НАЛОЖИЛИ

Сергей РЕШУЛЬСКИЙ: коммунист отстаивает права льготников — Зурабов и «едроссы» рвутся администрировать

Облегчить положение льготников, пострадавших от закона №122 (о монетизации или отмене льгот), решил депутат-коммунист, заместитель руководителя фракции КПРФ Сергей Решульский. Он разработал и в начале февраля внес на рассмотрение думского Комитета по труду и социальной политике (председатель «едросс» А.Исаев) законопроект «О внесении изменений в статью 6.3 Федерального закона «О государственной социальной помощи». Коммунист выступил за предоставление льготникам права дважды в год, в зависимости от их желания и жизненной необходимости, менять свое решение о выборе положенных им социальных услуг в натуральном выражении или денежном (их стоимость оценена правительством в среднем по стране в 500 руб.). Об этом просят тысячи граждан, обращаясь в Госдуму и в различные ведомства. Но «Единая Россия» отвергла законодательную инициативу коммуниста, а в конце марта Исаев растрезвонил в СМИ, что его фракция готова пойти на уступки льготникам и принять закон, расширяющий их права в выборе между деньгами и натуральными льготами. Это не первый случай законотворческого плагиата со стороны «медведей», не брезгующих ничем, дабы подретушировать свой увядший политический имидж.
Об истории вокруг законодательной инициативы рассказывает ее автор Сергей Решульский:

— Хочу напомнить, как ровно год назад путинское правительство, напуганное массовыми выступлениями граждан, возмущенных пресловутым законом о монетизации, в спешном порядке кинулось возвращать населению хотя бы часть отобранных социальных льгот. Тогда совместными действиями протестующих и оппозиции удалось вернуть льгот на сумму около 350 млрд. руб. Как бы ни пыталось правительство убеждать, что оно, внедряя закон, «заботилось» о благе льготников, люди в очередной раз убедились в обратном: власть их обманула. Сделала опять все в интересах небольшой кучки чиновников.
Но это было только начало действия закона о монетизации. А чем дальше, тем больше раскрывался обман. Ведь 122-й изменил более 250 законов и нормативных актов, обобрав, обворовав свыше 100 млн. человек. Одна из острейших проблем, с которой столкнулись малоимущие и одиноко проживающие граждане, инвалиды и участники Великой Отечественной войны, ветераны труда и пенсионеры, — это неравнозначная замена натуральных социальных льгот ежемесячными денежными выплатами.
Разрекламированная с подачи президента Путина, правительства, других госчиновников идея перехода на денежные компенсации заставила людей отказаться от набора социальных услуг, включающих в себя бесплатную медицинскую помощь, обеспечение лекарствами, предоставление путевок на санаторно-курортное лечение и другие услуги, в пользу этих выплат.
Хотелось бы сегодня посмотреть в глаза тем бабушкам и дедушкам, которые, повторяя слова Зурабова, так красиво вещали с экранов телевидения о выгоде замены натурального набора льгот денежными выплатами. Так и хочется их спросить словами Тараса Бульбы: ну что, помогли вам ваши ляхи-правители? Надеюсь, что их спросят об этом и соседи, и их сверстники, поверившие рекламе. Позже, столкнувшись с тем, что денежной компенсации не хватает даже на минимальный набор лекарств, цены на которые растут из месяца в месяц, они стали протестовать, жаловаться, обращаться во все госорганы, к депутатам Госдумы, законодателям субъектов РФ, в органы соцзащиты с просьбой вернуть им натуральный набор социальных услуг. Законом такая возможность предоставляется льготникам только в случае подачи ими соответствующего заявления до 1 октября текущего года на период следующего года. В этом случае ожидание растягивается на долгие месяцы, что для немолодых, немощных людей становится тяжким испытанием, порой непреодолимым. Можно ли так измываться над народом?
Мной 8 февраля 2006 года был подготовлен законопроект «О внесении изменений в статью 6.3 Федерального закона «О государственной социальной помощи», позволяющий льготникам дважды в год менять свое решение о форме получения социальных услуг. Я предусмотрел два варианта такой поправки: первый — о предоставлении гражданам права до 1 мая каждого года отзывать свое заявление о замене натуральных льгот денежной компенсацией в связи с изменившимися обстоятельствами; второй — о возможности подавать гражданам заявления каждое полугодие (до 1 мая и до 1 октября) о выборе формы получения льгот. Т.е. людям, которых касается этот закон, дается право дважды в год определяться, что им более приемлемо — деньги или набор услуг. Именно этого требуют граждане в своих обращениях.
В статье 153 закона №122 сказано, что гражданам, отказавшимся от получения социальных услуг в натуральном виде, «гарантируется предоставление денежной компенсации в том же объеме». О том, что при замене одного вида получения льгот на другой требуются дополнительные расходы, в статье нет ни слова. На этом положении был основан и мой законопроект.
К сожалению, Комитет по труду и социальной политике, возглавляемый А.Исаевым из «Единой России», с подачи Правового управления Госдумы вернул законопроект со следующим объяснением: «Указанное повторное обращение граждан потребует затрат как на изготовление бланков заявлений, так и на выделение трудовых ресурсов по приему граждан и их учету. Это может повлечь расходы, связанные с финансовым и материально-техническим обеспечением текущей деятельности государственных внебюджетных фондов». Тем самым мне как автору законопроекта предписывалось подсчитать, сколько понадобится бланков для будущих заявлений, стоимость их изготовления, количество работников, необходимых для их обработки. Вот я сейчас считаю... Затем расчеты отправлю в правительство, чтобы получить его заключение, положительное или отрицательное, и только потом смогу внести законопроект на рассмотрение в Госдуму.
Формально найден повод, чтобы затормозить мою законодательную инициативу. Понятно, что требования о подсчетах — идиотство и издевательство. Ну какие нужны затраты на бланки и какие еще нужны дополнительные работники для приема граждан и заявлений? На мой взгляд, давно пора упорядочить все эти структуры и не менее чем на 30—40 процентов сократить скопившийся в них чиновничий люд, который живет за счет денег тех, кого они обслуживают. Но как раз этих затрат никто не считает, а вот бланки — это расходы...
Заблокировав мой законопроект, Исаев заговорил о том, что надо бы принять закон, позволяющий льготникам при необходимости переходить с одного вида получения льгот на другой. По слухам, в министерстве Зурабова уже что-то подобное сочиняют. Но вряд ли россияне забыли, где был написан закон о монетизации и как сам Исаев, все руководство фракции «Единая Россия» были его горячими сторонниками и рьяными проводниками. А теперь, видя возмущение граждан, они пытаются любыми путями как-то снивелировать негодование наших уважаемых пенсионеров, ветеранов, инвалидов.
Я понимаю: придумав смехотворную причину, мой законопроект возвратили только для того, чтобы расчистить, как они говорят, «поле» для своей деятельности. Потом зафиксируют, как «Единая Россия» «старалась, предлагала, реализовывала». Но время-то уходит.
Об этом как раз был задан вопрос Зурабову на «правительственном часе» со стороны нашей фракции. Министр ответил: да, надо бы рассматривать, что-то предпринимать, но таким образом, чтобы не позволить человеку просто так «перебегать» с одного вида услуг на другой. И особенно резануло слух зурабовское выражение: закон должен так администрировать эти действия, чтобы, мол, у человека не было желания по своей необходимости переходить либо на натуральный вид льгот, либо на денежную компенсацию. Если один раз, как сказал Зурабов, человек выбрал деньги, то после «администрирования» уже в течение пары лет не захочет менять положение.
Скорее всего, именно такой закон будет внесен в Госдуму и принят «Единой Россией». Но народу легче от такого закона не станет. Поэтому я продолжу подсчет расходов на изготовление бланков, не дожидаясь «администрирования». Оно меня сильно настораживает. Если в зурабовской структуре взялись за разработку подобного законопроекта, значит, начальник сказал, как это должно быть. Значит, задумано такое «администрирование», которым будут изматывать людей по чиновничьим кабинетам: ишь, мол, чего захотели — то они деньги будут получать, то бесплатно лечиться. Хотя отнюдь не бесплатно, это все заработано годами жизни, своего труда, да и средства для этого заложены в бюджетах.
Для меня, конечно, не столь важно, кто решит проблему льготников. Главное, чтобы люди быстрей получили какую-то отдушину. Сейчас так много приходит писем, люди лично приходят, плачут, слезно просят предпринять какие-то меры, чтобы они могли вернуть себе социальные услуги в натуральном выражении. Эти дикие цены на лекарства просто убивают людей. Многие из них не представляли, с какими столкнутся мытарствами, когда поддались массированной телерекламе и выбрали жалкую денежную подачку вместо натуральных льгот.
Год назад нам все время показывали, как наших ветеранов возили в санатории, дома отдыха. А бабушки и дедушки из какого-то села-деревни выходили и говорили: Господи, как же здорово, теперь я денежки получу. В этом году совсем не показывают, кто из числа отмонетизированных льготников в санаториях отдохнул. Уже год с лишним прошел с тех радостных времен, когда ТВ вещало о санаторном периоде для льготников. Давно пора бы предъявить свежую статистику и сказать: вот, мол, видите, зря вы там шумели-кричали, а мы столько-то оздоровили людей. Иначе возникают подозрения, что рассказывать не о чем. Если и есть цифры, то они другого рода. Они о том, сколько людей ушло из этого мира, в том числе и по причине лишения социальных льгот.
И сейчас, вместо того чтобы пойти людям навстречу, затеяли волокиту с моим законопроектом. Дело тут не в затратах, а в отношении к народу. Его унижают, не меня. Хотя везде кричат, что теперь у нас человек свободен. А коль свободен, тогда он волен в любой день, в любой час принять решение, как ему лучше получать свои законные льготы. Это его право! Но спешат «заадминистрировать» даже небольшую возможность льготникам всего дважды в год выбирать между денежной компенсацией и натуральными услугами. Нет, пусть они ждут год, даст Бог, не выживут.
Думаю, если зурабовский проект будет построен на «администрировании», что очень вероятно, то принимать его бессмысленно. Он только пополнит серию законов, укрепляющих произвол чиновников. К примеру, недавно принят в первом чтении закон об обращении граждан. Так там даже в преамбуле говорит о том, что закон регламентирует порядок обращения гражданина, а не порядок рассмотрения этого обращения, и тем более не предусматривается никакая ответственность для чиновника. Вот такое настало время «свобод»: народу — «регламентация» и «администрирование», чиновникам — безответственность и произвол.


Записала
Галина ПЛАТОВА.


В оглавление номера