Правящая группировка России ныне настойчиво тянет на себя одеяло, на котором написано «патриотизм». Почувствовав настроение нации и получив массу болезненных щелчков от западных «партнеров», российская верхушка бодро заговорила о «национальных интересах» и готовности их защищать. В искренности этих заявлений есть глубокие сомнения. Уж больно сильно нынешняя «элита» увязла в откровенно противоречащей интересам России политике Ельцина и его верного слуги — тогдашнего министра иностранных дел РФ А.Козырева.
А вот и еще одно подтверждение того, что внешнеполитический курс РФ, по сути дела, остается неизменным. Президент Путин только что назначил постоянным представителем России при ООН Виталия Чуркина. Его предшественник на этом посту Андрей Денисов назначен первым заместителем министра иностранных дел. Казалось бы, обычная кадровая рокировка. Ан нет. Что касается А.Денисова, то это человек с очень приличной репутацией. А вот к г-ну Чуркину есть немало вопросов.
Это типичный член команды А.Козырева, взлетевшей наверх на гребне «демократического» государственного переворота 1991 года, когда был разрушен Советский Союз и разгромлен МИД СССР. Внешнеполитическая власть тогда перешла в руки молодцев из второразрядного российского МИДа, которые до этого ютились под боком могучего МИДа СССР. Эти ребята, получив власть, в начале 90-х годов под аплодисменты Запада лихо размахали все геополитическое наследие Советского Союза.
Г-н Чуркин играл в этом раскладе не последнюю роль. Он был заместителем А.Козырева и специальным представителем Ельцина на Балканах. Не то чтобы он был каким-то злодеем, намеренно вредившим России. Знающие люди утверждали, что он был просто жидковат в коленках по сравнению со столь мощными фигурами Запада, занимавшимися Балканами, как лорд Оуэн или бывший госсекретарь США Сайрус Вэнс.
Но Козыреву и тем, кто стоял за ним, явно было выгодно иметь такую слабую фигуру в таком важном регионе. Западные деятели запросто переигрывали г-на Чуркина. А его шефа — Козырева это, очевидно, вполне устраивало. Сам же г-н Чуркин быстро сориентировался. Он, по-видимому, понял, что для дальнейшего успеха и продвижения полезно плыть по течению, направление которого, разумеется, определяли на Западе.
Вот он и плыл. Ксения Мяло в своей книге «Россия и последние войны XX века (1989—2000). К истории падения сверхдержавы» пишет: «Россия, чьей дипломатией в это время руководили Андрей Козырев и его заместитель Виталий Чуркин, все отчетливее солидаризировалась с антисербской позицией Запада». Пока народ в России еще чесал в затылках по поводу случившихся перемен, ушлый г-н Чуркин уже успешно интегрировался в «цивилизованное сообщество». Боснийские сербы еще считали его представителем России, а он уже был «общечеловеком» с ярко выраженным западным акцентом в речах.
О стиле отношений г-на Чуркина с нашими союзниками говорит его широко цитировавшееся в свое время высказывание: «Боснийские сербы должны понять, что в лице России они имеют дело с великой державой, а не с «банановой» республикой. России надо решить, можно ли позволить группе экстремистов использовать политику великой страны для достижения своих целей. Наш ответ однозначен — никогда!» Несколько позже замминистра присовокупил: «Хвост не должен вертеть собакой!»
И это была неслучайная оговорка. Это было глубокое убеждение. Вот что пишет в своей книге «История югославского кризиса. 1990—2000 гг.», ведущий российский специалист по Балканам Елена Гуськова: «На совещании в МИДе в 1994 году, куда были приглашены ученые, прервав выступление директора Института славяноведения и балканистики, специалиста по Балканам, члена Президентского совета профессора В.К.Волкова, В.И.Чуркин произнес удивительную по цинизму речь. Обращаясь к присутствующим, он сделал мечтательно-философское выражение лица и произнес: «я часто думаю, обычно по ночам, почему мы все-таки подписали санкции против Сербии. И вот я пришел к следующему выводу. В этой войне страдали все: и хорваты, и мусульмане, и словенцы. Только сербы не страдали. Вот и они тоже должны пострадать». Хоть стой, хоть падай...
В одной из статей о нынешнем назначении г-на Чуркина говорится, что «слава блестящего переговорщика и дипломата пришла к нему на поприще боснийского урегулирования». Насчет «блестящего переговорщика» — это уж слишком. МИД РФ в те годы излишним рвением в защите интересов России не отличался. Козырев подписывал все, что ему подсовывали. Надо думать, что и его зам в переговорах с западными партнерами особенно не ерепенился. (Может, это по нынешним временам и есть признак «блестящего переговорщика».) Что до боснийского урегулирования, то оно было достигнуто не в силу особых талантов г-на Чуркина, а после того, как НАТО с помощью штурмовой авиации заставило сербов сесть за стол переговоров и принять навязанные им условия.
После Балкан г-н Чуркин отправился на престижный пост посла РФ в Бельгии. В этой стране он был как рыба в воде. Штаб-квартира НАТО и органы ЕС — все свои, все почти родные.
С Западом у него установились дружеские отношения. Чего нельзя сказать об политических силах России. Напомним, что до расстрела Верховного совета РФ в октябре 1993 года российский парламент довольно твердо выступал против предательской политики Ельцина на Балканах. А защищал эту политику в парламенте замглавы МИДа РФ г-н В.Чуркин. Вел он себя, по отзыву С.Бабурина, весьма вызывающе. И в 1993 году и после создания Госдумы. Дело кончилось тем, что, когда кандидатура г-на Чуркина была представлена в Комитет по международным делам для утверждения в качестве посла РФ в Канаде, российский парламент отказался согласовать это назначение. Редкий случай в современной истории России, когда парламент отклонил предложенную президентом кандидатуру посла.
Это был крупный скандал, и МИД вместе с президентской администрацией несколько месяцев уламывали депутатов изменить свое решение. Дело было, разумеется, не в личной неприязни депутатов. Уж больно свежи еще были впечатления о политике, которую Чуркин проводил на Балканах. В конечном счете, как мы теперь хорошо знаем, одним из последствий этой политики было стратегическое поражение наших исторических союзников — сербов — и уход нашей страны с Балкан.
Отсидевшись в тишайшей Канаде, г-н Чуркин потом еще три года малозаметно трудился в качестве посла по особым поручениям в Арктическом совете. Ничто вроде бы не предвещало нового карьерного взлета. И вот тебе на — постоянный представитель России при ООН. Крупнейшая дипломатическая должность! Прямая дорога в министры иностранных дел.
Славно потрудился в свое время
г-н А.Козырев на почве расстановки «своих» кадров в МИДе. Как колоду не тасуй, все равно наверху своя шестерка оказывается.
Что все это значит? По-видимому, это значит, что за патриотическими словесами правящей верхушки кроется все та же гнилая ельцинско-козыревская политика. Трудно прийти к иному выводу, когда видишь, как ближайший соратник одиознейшего г-на А.Козырева карабкается наверх.