"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" N 41-42 (12817), суббота, 15 апреля 2006 г.

 

У ГРЕФА «ВОЗНИКЛИ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА»

«Правительственный час» в Госдуме: слух о доступности жилья слишком преувеличен

Происходящее сейчас на рынке жилья под вывеской реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье гражданам России» сравнимо с крушением пирамиды, выстроенной из обещаний власти и шумной политической и коммерческой рекламы, напоминающей времена небезызвестного МММ. Доверчивые россияне в очередной раз угодили в ловушку, созданную высочайшими заверениями. В результате многие поверившие им граждане теряют свои накопления, которые обесцениваются или попали в лапы мошенников из числа строительных инвесторов. Многие граждане с горестью расстаются со своими надеждами на обретение жилища.
В причинах жилищного тупика разбиралась на этой неделе Госдума. На «правительственном часе», посвященном механизмам создания рынка доступного жилья, выступили министр регионального развития Владимир Яковлев, замминистра экономического развития и торговли Андрей Шаронов и замруководителя Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Владимир Коган.
Почему вместо главы Минэкономразвития и торговли Грефа пришел его зам, поинтересовался коммунист Сергей Решульский. И получил уклончивый ответ от представителя правительства в
Госдуме А.Логинова: «...возникли обстоятельства... и министр не смог...» Но на самом деле Греф, видимо, бережет свои нервы, в его активе нет ничего убедительного, и он предпочел отсидеться вдали от неприятных вопросов. За него отдувался Шаронов, зарекомендовавший себя «очень рыночным» грефовцем.
Из «достигнутого» Шаронов назвал лишь увеличение суммы выданных для покупки жилья кредитов за 3 года: с 3,6 млрд. руб. в 2002-м до 60 млрд. руб. в 2005-м. Но это не означает, что ипотечное кредитование стало доступнее. По какой причине министерские законы никак не способствуют оживлению этой рыночной услуги, Шаронов не пояснил. Да и зачем, если министерство обуревают уже новые, еще более «рыночные» идеи. «Надо законодательно обеспечить выпуск ипотечных ценных бумаг непосредственно в РФ и заняться страхованием кредитного риска заемщика, чтобы стимулировать страховые компании», — сказал Шаронов. Вопрос доступности жилья и обманутых ожиданий народа в монологе Шаронова не был отражен. Когда его об этом спросили, он предложил всем бесквартирным гражданам довольствоваться пониманием того, что «жилье и коммунальные услуги — дорогое удовольствие». Если кому не по карману, так Шаронов тут ни при чем. «Это всегда дорого стоило... и раньше (т.е. в советское время) дорого стоило, но экономика была другая и средства брали из другого места...» — туманно объяснил Шаронов.
Практически нечего было сообщить и Когану, если не считать позорного признания в том, что только «сейчас исполняется программа обязательств перед молодыми семьями за 2005 год, а объем финансирования составил всего 652 млн. руб.»
— Но у нас ждут жилье 6 млн. молодых семей, что же это — на каждую из них выделено по 100 руб.? — прозвучал вопрос. Пояснений не последовало.
Не только для молодых семей в условиях капиталистической экономики жилье становится недоступным. Не раз, шельмуя советский строй, нынешние идеологи иронизировали над тем, что при социализме по 10 лет ждали получения квартиры. А что «рыночники» предложили людям сейчас? Прежде всего, пересмотрели списки очередников, претендующих на государственное жилье, значительно проредив очереди. В этом году получают жилье лишь некоторые из числа оставшихся очередников, ожидавших этого счастливого дня с 1986 года. И, как следовало из выступлений правительственных чиновников, ускорения процесса не предвидится. Всего в муниципалитетах ждут своей очереди 4,5 млн. семей. Сколько из них доживет до новоселья — не знает никто. Точно только то, что ожидание растянется не на одно десятилетие.
Купить жилье способны единицы. В 2005 году, по словам министра Яковлева, смогли принять участие в приобретении жилья только 9 процентов граждан, нуждающихся в нем. Даже не 10, как говорилось ранее. К 2010 году, возможно, треть граждан сможет позволить себе покупку жилья. Но это случится при условии, если инфляция и процентные ставки на ипотечные кредиты снизятся.
Однако динамика нынешних цен показывает, что этим прогнозам не сбыться. Как рассказал Яковлев, сейчас при средней себестоимости в 11—12 тыс. руб. за
1 кв. м продажная цена метров в среднем более, чем в два раза выше — 24 тыс. руб. И это не предел. Цены растут неудержимо. По данным, опубликованным в СМИ, в Москве только в марте цены на жилье увеличились на 7,5%, тенденции к их снижению не намечается. То же самое происходит с ценами на квартиры в Санкт-Петербурге, в областных центрах. Эксперты полагают, что объявленный нацпроект по жилью и выделенные под него деньги сразу же привлекли посреднические фирмы, нацелившиеся выжать из брошенных на рынок денег максимальные прибыли. Отсутствие госконтроля оборачивается самым неблагоприятным образом для покупателей, особенно небогатых. Отсюда Яковлев пришел к выводу, что «что-то тут не так», «что-то здесь неправильно».
Он попытался заглянуть в будущее. По его словам, к 2010-му 180 тыс. молодых семей должны быть обеспечены жильем, на селе 70 тыс. молодых семей смогут построить себе жилье. На приобретение жилья гражданам, перед которыми государство имеет обязательства (военнослужащим, переселяемым из комплекса «Байконур» и северных территорий, вынужденным переселенцам, пострадавшим вследствие радиационных аварий), будет выделено 133 млрд. руб., и 133 тыс. семей получат жилье к этому сроку.
Есть планы увеличить к 2010-му ввод жилья с 41 млн. кв. м до 80 млн. кв. м. Тогда почти 30% нуждающихся смогут приобрести стандартную квартиру. Но при условии, что будет из чего строить. Сегодня индустрия стройматериалов «отпущена» в свободное рыночное плавание. Государство не оказывает на нее своего влияния. Это никак не стыкуется с нацпроектом, задуманным на государственном уровне. Имеющихся материалов, подсчитал Яковлев, хватит не более чем на 2 года. К 2008 году по цементу, сборному бетону, кровельным, стеновым и другим важнейшим видам стройматериалов возникнет дефицит. «Надо найти решения... нам нужен индустриальный подход... именно крупное домостроение в советские 60—70-е годы решило проблему жилья, — взывал министр. — А сегодня сохранившиеся 550 домостроительных комбинатов работают всего на 20—30 процентов своих мощностей».
Яковлев обозначил ряд узких мест. Первое: непродуманное реформирование ЖКХ, которое не дает ответа, что делать с ветхим жильем. Его в РФ — 92 млн. кв. м. Если даже по миллиону в год расселять, то потребуется 92 года, а денег не миллиарды рублей, а «совершенно другие решения». Сюда же добавляется недоремонт. Износ основных фондов, инженерных коммуникаций и оборудования составляет 60%. Какое в таких условиях рефомирование? Второе: Жилищный кодекс, который не только подсекает материальные возможности граждан, но и создает массу иных сложностей. Обнаруженные в нем пробелы, отметил министр, вынудили при министерстве создать общественный совет для рассмотрения сотен поправок, и «эти предложения будут вскоре представлены на обсуждение».
Заодно министр упрекнул Думу в том, что она принимает законы, которые не работают, не способствуют ничему хорошему, ничто не стимулируют. «Едроссы», голосовавшие не глядя за все грефовские идеи, тут же возмутились, зашумели на Яковлева: это, мол, правительство пишет такие законы. Что ж, ответил министр: вы — та главная инстанция, которая принимает законы, вот и смотрите, за что голосуете.
Коммунисты, которые не поддерживали ни законы по реформированию ЖКХ, ни Жилищный кодекс, требовали от чиновников принять меры по снижению тарифов за коммунальные услуги и навести в отрасли порядок.
— Еще когда принимался пакет из 40 законов о создании рынка доступного жилья, было понятно, — сказал Сергей Решульский, — что все пролоббируется пропагандой, а о делах по развитию стройиндустрии и строительного рынка забудут. Так и получается. К сожалению, многие члены нашего общества поверили, что после принятия этих законов жилье снизится в цене, его будет много, можно будет выбирать и покупать. У людей даже возник момент отложенного спроса, когда те, у кого были деньги на покупку жилья к моменту появления этих законов, стали ждать снижения цен и когда госполитика в области жилья повернется лицом к народу. Именно это обещано нацпроектом, который так и назван — «Доступное жилье». С тех пор прошел год, а изменений в положительную сторону никаких не произошло. И все больше мы, депутаты, убеждаемся, что принятые законы требуют существенной корректировки.
За программой по жилью нет никакой практической основы. Об этом все громче говорят и губернаторы, и большинство членов правительства. За год с лишним не появилось ни одного примера развития мощностей по производству цемента, железобетонных конструкций, домостроительных комбинатов, кирпичных заводов. В этом самая большая проблема! Нет материальной основы для строительства жилья. Сначала нужно создать в стране свою, российскую, развернутую строительную индустрию. На импортных материалах можно построить несколько элитных коттеджных поселков, но жилья, доступного, как сейчас провозглашает власть, построить невозможно.
Депутат В.Видьманов внес предложения фракции КПРФ по реализации жилищного нацпроекта:
Земельные участки под строительство жилых домов и других объектов гражданского назначения властью должны предоставляться застройщикам с полным инженерным обеспечением, а затраты на это должны финансироваться за счет федерального и региональных бюджетов, без включения их в стоимость возводимого жилья. Это позволит снизить на 30 процентов стоимость квадратного метра.
Снизить процентные ставки по ипотечному кредитованию до 1,5—2% годовых.
Уже в этом году принять и начать реализацию государственной программы развертывания стройиндустрии.
Сократить размер оплаты тарифов за жилье и услуги ЖКХ
до 10% совокупного дохода
семьи.
Увеличить бюджетное финансирование ЖКХ в 2006 году до 100 млрд. руб. Деньги в стране для этого есть.

 

 


Подготовила
Галина ПЛАТОВА.


В оглавление номера