"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" N 41-42 (12817), суббота, 15 апреля 2006 г.

 

Народный артист СССР, композитор и дирижер Мурад КАЖЛАЕВ:
НЕМЕРКНУЩАЯ ТЕМА МУЖЕСТВА

19 апреля в Концертном зале им. П.И.Чайковского состоится юбилейный авторский вечер, посвященный 75-летию со дня рождения и 55-летию творческой деятельности композитора и дирижера, народного артиста СССР, лауреата Государственных премий России и Дагестана, лауреата международных премий, профессора, академика РАЕН Мурада Кажлаева. Многогранен талант этого человека: композитор, автор более 400 сочинений, основоположник классической музыки и балета Дагестана, автор новаторских композиций, объединивших жанры симфонии и джаза, автор музыки к 42 кинофильмам, прекрасный аранжировщик. 18-й год он возглавляет Академический большой концертный оркестр им. Ю.В.Силантьева.
Вот что он рассказал нашему корреспонденту.
Как я стал музыкантом? Я из семьи потомственных медиков: и отец, и мать, и три брата были врачами. Но мама Елена Михайловна очень любила музыку, у нее был хороший голос и она даже пела в церкви. Мама мечтала, чтобы один из сыновей стал музыкантом, и это сыграло решающую роль. Мое детство прошло в Баку. В музыкальной школе я попал в группу детей с абсолютным слухом. Правда, сейчас считается, что этого мало, нужен еще абсолютный ритм. Но, значит, и он был во мне. Вот так я ступил эту стезю.
Великая Отечественная война застала меня в Баку, очень интернациональном городе. Баку был тогда большим городом-госпиталем, для размещения раненых бойцов приспосабливали школы, даже в Большом зале консерватории находились раненые. Мы все были очень патриотичны и все хотели внести свою лепту в победу нашего народа, хотя и находились в тылу. Когда мне было 12 лет, я с ансамблем своих школьных друзей выступал в госпиталях. Это был мой первый маленький оркестр, а первыми слушателями — раненые бойцы. Что мы играли? Конечно, это были шлягеры того времени, музыка из репертуара К.Шульженко, Л.Утесова, И.Дунаевского, а в конце войны уже появилась музыка Г.Миллера из кинофильма «Серенада солнечной долины» и других зарубежных
авторов. Немеркнущая тема мужества наших солдат при защите Родины не оставляла меня. После войны, когда я уже учился в консерватории и появился профессиональный опыт, я написал симфоническую поэму «Памяти 28 героев-панфиловцев» Премьера произведения состоялось в
Баку, а затем в Москве (в 1954 г.). Оркестром дирижировала Вероника Дударова, а я исполнял
партию на рояле. Тогда же меня, студента консерватории, приняли в Союз композиторов СССР. И это был редчайший случай.
Эта поэма прозвучала на торжествах, посвященных 60-летию разгрома фашистов под Москвой, и вошла в репертуар нашего оркестра. Тем более что мы играем много музыки времен Отечественной войны. Публика тепло ее принимает.
В Союзе композиторов СССР я с 1954 г. Что можно сказать о той эпохе, в которой, как сейчас говорят, не было свободы? Мне в
жизни очень повезло. Я рос в невероятной творческой атмосфере.
В нашей семье бывали такие личности, как В.Качалов, О.Книппер-Чехова, А.Вертинский, А.Цфасман. Свою дипломную работу я мог писать в Доме творчества композиторов. Эти дома творчества были огромным советским достижением, такого не было нигде в мире. Два месяца можно было жить в прекрасных условиях, на всем готовом, только пиши музыку хорошую. И вот в этом доме творчества я познакомился с такими выдающиеся советскими компо-зиторами, как Д.Шостакович,
И.Дунаевский, Т.Хренников, Д.Кабалевский, В.Соловьев-Седой, а с А.Хачатуряном я был знаком еще раньше, в Баку. Эти люди были для меня открытием. Считаю, что я счастливый человек, что я жил в эпоху этих великих музыкантов. И вот эти люди создавали такую ауру нашей страны и нашего величия в творчестве, что все остальное от меня уходило и казалось несущественным.
Музыканты, которых я назвал, в той или иной степени оказали влияние на мое творчество, но особое место среди них занимает встреча с Арамом Ильичом Хачатуряном, который был одним из самых любимых моих старших друзей. Он был очень внимателен ко мне. Не могу сказать, что я подражал ему, старался найти свой стиль, но его советы очень помогали мне в творческом плане. Хачатурян был на премьере моего балета «Горянка» в Кремлевском дворце съездов.
В советское время была развита сеть общедоступных музыкальных школ и училищ. Помню замечательные передачи «Уроки музыки» для детей, которые вел по Всесоюзному радио Дмитрий Кабалевский. Если говорить о музыкальном образовании в России, то оно, на мой взгляд, находится сейчас в тяжелом положении. Я глубоко переживаю за состояние музыкальной культуры в стране. Это моя боль, мой бич.
Я не могу согласиться с тем, что за такой короткий срок можно было уничтожить величайшую культуру России. Практически это все произошло за последние 15 лет. Это маленький срок и для создания чего-то, и для уничтожения. Но дело в том, что за годы этой пресловутой перестройки мы умудрились уничтожить все самое хорошее, что у нас есть. И что самое страшное, сейчас новое поколение как бы стесняется говорить о достижениях нашего Отечества. Считается, что неудобно говорить что-то хорошее о советском периоде. Я объездил весь мир и знаю, какое отношение было к советской музыке, музыкальной культуре России. А мы сделали так, что этого преклонения не стало, а появилось наплевательское отношение.
Еще 15 лет назад я мог со своим оркестром поехать на гастроли в другую страну, и нам не только оплатили бы дорогу, даже гонорары выплачивали. А теперь говорят: ты хочешь за рубеж — оплачивай дорогу из своего кармана, а там, что заработаешь — видно будет. Вы понимаете, что это значит для государственного оркестра, бюджетной организации? Когда за границу может ездить одна попса, к нам и отношение такое, попсовое. Мы сами уничтожаем свою культуру. Я в ужасе за своих внучек, на чем они вырастут? Поэтому свои последние годы я хочу отдать педагогической деятельности, музыкальному образованию, чтобы хоть кто-то мог рассказать, как много прекрасного тогда было создано у нас в области музыки.
Мне часто задают вопрос, должно ли государство каким-то образом влиять на эфирную политику теле- и радиоканалов? Люди считают, что только сорная трава, бурьян и чертополох растут сами по себе, а сады и поля культуры требуют ухода и заботы общества. Я согласен с тем, что телевизионный и радиоэфиры заполнены примитивной музыкальной «жвачкой», бесконечной попсой. Нужны усилия государства, чтобы привить молодым вкус к настоящей культуре, уберечь молодое поколение от того музыкального мусора, который идет в эфире.
Мы невольно опустились в это бескультурье, оно постепенно нарастало. Что может увидеть ребенок, когда с утра до вечера тебе показывают жестокость, разложение? Первый бич — это телевидение, потому что «ящик» стал на первом месте в нашей жизни. Мы и засыпаем, и просыпаемся под звуки псевдокультуры, на экранах царит американский ширпотреб, причем самого низкого качества. У себя они это не показывают, а наше ТВ постоянно крутит эту дешевую, жуткую тележвачку.
На мой взгляд, должна быть какая-то осмысленная политика на государственных телеканалах, которые призваны заботиться о чести страны и воспитании будущих поколений.
А у нас репертуарная политика всех основных телеканалов такова: везде одна и та же попса, одни и те же лица. Например, Первый канал часами показывает эту «Фабрику звезд». Простите, каких звезд? Или передача «Народный артист» на другом канале: ведь это какое-то глумление, опошление великого звания в нашей стране. Обидно, очень обидно за судьбу нашей великой русской культуры.
Музыка во многом сравнима с литературой. Есть классические произведения на все времена и есть дешевое чтиво. Моей мечтой было соединить жанр симфонической и джазовой музыки. В какой-то степени мне это удалось. И в этом синтезе различных стилей и жанров открываются новые возможности, яркие музыкальные краски, простор для творчества даже в таких сложных произведениях, как балет «Горянка». Находится в стадии постановки другой балет — «Имам Шамиль», который, на мой взгляд, тоже найдет своего зрителя.
На мою долю выпало огромное счастье работать с Большим концертным оркестром Юрия Васильевича Силантьева. После его ухода я был избран руководителем, мы продолжаем традиции выдающегося мастера и стараемся поддерживать на должной высоте марку нашего коллектива. Оркестр удостоен титулов «Академический», «Серебряное плато Италии». Мы гордимся, что являемся государственным оркестром. Вот только бюджетное финансирование нашего коллектива оставляет желать лучшего. Мы надеемся, что своим трудом, своим многолетним служением Отечеству государственные музыкальные коллективы заслужили более разумной бюджетной политики.
Предстоящий юбилейный концерт будет своего рода творческим отчетом перед нашими слушателями, и мы надеемся, что он пройдет на высоком художественном уровне.

 

 

 

 

 


Беседу подготовил
Александр ДЕГТЯРЁВ.


В оглавление номера