В последнее время и с экранов телевизоров, и со страниц газет и журналов много говорится о «скинхедах» (берем это слово в кавычки, так как реальная субкультура скинхедов сильно отличается от того их образа, который навязывают СМИ). Причем из рассказов журналистов, больше направленных на разжигание эмоций, чем на правдивое и подробное разъяснение, трудно понять, кто они такие, сколько их, какую реальную опасность они представляют для общества? Между тем субкультура скинхедов довольно хорошо изучена российскими и зарубежными учеными — психологами, культурологами, социологами, политологами (вот только суждения этих специалистов в электронных СМИ не освещаются и широким массам неизвестны). В Интернете размещено немало подобного рода обстоятельных исследований. Назовем хотя бы работу М.В.Вершинина «Молодежные субкультуры: скинхеды», которая содержит подробный рассказ об истории и современном этапе развития скин-движения. Ознакомившись с ними, не устаешь удивляться, как далек тот образ скинхедов, которые создают СМИ, от реальности и поневоле задаешь сакраментальный вопрос: кому это выгодно?
Кто такие скинхеды?
Скинхеды (от английских слов skin, head, буквально — лысая голова) — направление в западной, а затем и международной молодежной субкультуре, возникшее в 60-е годы ХХ века и существующее до сих пор. Следует сразу заметить, что субкультуры молодежи — это не политические и даже не идеологические организации, хотя иногда они и бывают связаны с отдельными партиями и движениями. Субкультура — это своеобразный образ жизни, который предполагает определенные модели поведения: стиль одежды, музыки, прически, свой жаргон, непонятный другим. Субкультуры возникают стихийно и, как правило, противопоставляют себя миру взрослых. Примеры субкультур, кроме скинхедов — хиппи, панки, рэперы (поклонники музыки в стиле rap (ритмическая американская поэзия), «металлисты» (поклонники музыкального стиля тяжелый металл) и т.д.
Движение скинхедов имело несколько этапов, каждый из которых характеризовался своей спецификой. Первоначально скинхедами называли движение молодых людей, выходцев из рабочих кварталов, которые сами работали в доках или на заводах, а то и обивали пороги бирж труда (послевоенный экономический кризис в Англии регулярно поставлял все новых молодых людей для движения скинхедов). В отличии от других молодежных стихийных движений, например, стиляг, они не стремились подражать одеждой и манерами молодежи буржуазных классов. Наоборот, скинхеды культивировали своеобразную «пролетарскую гордость», стремясь подчеркнуть, что они — дети фабричных, заводских и портовых рабочих. Отсюда и короткая прическа — длинные волосы рабочим носить небезопасно, может затянуть в станок, обязательные подтяжки и ботинки, как у английских докеров, страсть к «пролетарскому напитку» пиву, тогда как мажоры или хиппи предпочитали крепкий алкоголь, марихуану и химические наркотики, культ «пролетарских» видов спорта, прежде всего футбола (скинхеды и прославились потасовками после футбольных матчей). Самая большая вольность, которую себе позволяли скинхеды — короткие юбки у своих подруг (скин-герлс), тоже просто и аккуратно одетых и короткостриженых. Первые скинхеды слушали американскую музыку в стиле ритм-энд-блюз, затем пришедшую с Ямайки музыку регги. Уже по этому видно, что первоначально скинхеды не имели ни малейших расовых предрассудков, ведь и то, и другое — музыка цветных. Более того, в рядах скинхедов 60-х было немало парней и девушек с черным цветом кожи!
Тогдашние скины были в большинстве своем аполитичны. Если они и проявляли интерес к политическим идеологиям, то, скорее, к левым, как и полагается представителям пролетарской молодежи. Так, среди них была популярна татуировка с распятием, под которой была надпись: «Его распяли капиталисты». Те из скинов, кто все же участвовал в политике, отдавал предпочтение лейбористской партии как рабочей.
В 70-е годы приходит вторая волна скин-движения. Немного изменяется одежда: теперь это джинсы и куртка американских летчиков, музыкальная мода — на место регги приходит панк, музыка в стиле oil. Но самое главное, начинается политизация движения, оно раскалывается на правых, с которыми сегодня обычно отождествляют всех скинхедов (и совершенно ошибочно!) и левых. Рождение правых или «коричневых» скинов было результатом усиленной пропаганды в среде уличной молодежи английских ультраправых нелегальных партий, прежде всего «Национального фронта» и Британской национал-социалистской партии. Неонацисты из таких скинов начали формировать уличных бойцов неофашистских партий для драк с коммунистами и анархистами и для нападений на «цветных». Именно эти «новые скинхеды» стали наносить татуировки в виде свастики или кельтского креста, использовать нацистские приветствия, речевки расистского и антисемитского содержания. Поскольку своими действиями — избиениями и убийствами черных и азиатов — они привлекали наибольшее внимание СМИ, их обыватель и принимал за скинхедов как таковых.
Гораздо меньше замечали и замечают чуть позже возникшее левое крыло скинхедов — так называемых «красных» скинов (редскинс). При схожем внешнем виде — военизированная форма, короткая стрижка — они исповедуют анархо-коммунистические взгляды. Их лозунг — «Скинхеды против расизма и капитализма!». У них часто бывают потасовки с «коричневыми» скинами и не всегда в пользу «коричневых». «Красные» скины участвуют и в движении антиглобалистов, его уличные бойцы сражались на баррикадах в Сиэтле, Генуе, Давосе. Требования «красных» скинов — прекращение грабительской эксплуатации стран третьего мира странами «золотого миллиарда» как минимум и мировая социалистическая революция как максимум. Естественно, вступать в ряды «красных» скинхедов могут не только люди с белым цветом кожи. «Красные» скины считают себя (и не без оснований) истинными продолжателями движения скинхедов 60-х, так как видят в нем выражение энергии и мировидения пролетарской молодежи. «Коричневых» скинов они воспринимают как маргинальные группки, которые не имеют право присваивать себе имя и внешнюю атрибутику скинхедов.
К «красным» скинам близки SHARP-скины (SkinHeads Against Racial Prejudice — скинхэды против расовых предрассудков), движение, возникшее в Нью-Йорке в 80-х годах. Не будучи анархо-коммунистами, они выступают также против расизма, за равноправие всех народов.
Надо заметить, что классические, аполитичные скинхеды, «зубры» 60-х годов и их молодые сторонники тоже не признали ультраправых и стали их называть не иначе как бонхеды (костяные головы, или — в вольном переводе — тупоголовые, безмозглые). Специалисты по молодежным субкультурам также считают, что между бонхедами и скинхедами нет ничего общего, кроме некоторых элементов одежды (так для молодежных субкультур наиболее важным атрибутом является любимая музыка, но бонхеды и скинхеды слушают разную музыку: бонхеды — тяжелый металл, скинхеды — регги или oil-панк). Поэтому неслучаен вывод специалистов, что бонхеды — это искусственно сформированное и чужеродное направление в движении скинхедов, тогда как настоящее скинхеды, как и полагается молодежной субкультуре, возникли стихийно (М.Вершинин). Кстати, среди специалистов понятие «скинхед» принято применять ко всей этой молодежной субкультуре, а тех, кого СМИ называют скинхедами, то есть неонацистов именуют бонхедами.
В России скинхеды появились в 1991 году в среде учащихся столичных ПТУ и техникумов, вообще молодежи спальных районов Москвы и Ленинграда. В отличие от Запада наше скин-движение возникло не совсем естественным путем (хотя экономический кризис, подобный тому, что разразился в Англии после войны, а то и похлеще, тоже был), а под влиянием западной масскультуры. Именно поэтому дети московских и питерских токарей и слесарей носят ботинки и подтяжки английских докеров, а не кепки и комбезы, как их отцы. Если же они и кричат что-либо о России и о русских, то чаще на английском языке, размахивая или немецким флагом, или флагом американских конфедератов (конечно, имеются в виду бонхеды). В России представлены также все направления скинов. Есть «красные» скины (они даже выпускают свой журнал — «Взорванное небо» и имеют сайт в Интернете — Redskins.ru), есть скины-антифашисты (которые неоднократно организовывали скин-секьюрити — своеобразную скиновскую охрану концертов рэперов — извечных врагов неонацистов). Но про них мало кому известно. Официальное телевидение РФ, как и на Западе, на словах выступающее против расизма и неонацизма, старательно замалчивает существование скинхедов-антифашистов и фактически своими сюжетами пиарит бонхедов...
Одежда, взгляды, любимая музыка российских скинхедов — все это повторяет западные образцы. Единственное отличие — российские бонхеды считают арийскими нациями не только народы зарубежной Европы и англо-саксонское белое население США, но и славян, и в частности русских (увы, им неизвестно, что их западные «братья по расе» с такими выводами абсолютно не согласны и относятся к славянам как к «расово неполноценным»). Точно так же, как и на Западе, российских бонхедов «опекают» «взрослые» ультраправые организации вроде Народной национальной партии Иванова-Сухаревского, пытаясь превратить их в своих штурмовиков. Естественно, часть бонхедов вливается в ряды ультраправых организаций, но бон-движение как таковое остается все же достаточно автономным образованием.
Российские скинхеды в целом и бонхеды в частности не имеют единой организации. Они представляют собой совокупность разрозненных и не связанных между собой групп (в среднем по 10—15 человек в каждой), которые не всегда и не везде промышляют избиениями и убийствами, часто дело ограничивается распитием пива и слушанием тяжелого рока, и также легко распадаются, как и возникают. Правда, в ноябре 2002 года в столице бонхеды пытались произвести российский съезд, приуроченный в дню рождения культовой фигуры западных «коричневых» скинов Яна Стюарта (на съезд прибыло 400 человек), но эта попытка была пресечена милицией. Количество бонхедов в России вообще невелико. По данным 2003 года, их было 15 000 человек на всю Россию, на 7-миллионную Москву около 5000, в Санкт-Петербурге около 3000 (к нынешнему, 2006 году их количество, конечно, выросло, но не принципиально и вряд ли превышает 20000 по России). Как правило, у нас бонхеды — учащиеся старших классов школ, ПТУ, реже — вузов. Подавляющее большинство — так называемые пионеры, уличные боевики, которые не очень искушены в идеологии и годны только на то, чтобы пить пиво, слушать рок, шляться по улицам и устраивать драки. Без идеологов движения они не представляют большой опасности, потому что сам по себе их пыл может легко рассеяться и движение распадется. Идеологов и лидеров бонхедов не больше нескольких сотен. В Москве их не более ста. Они выпускают самиздатовские журналы («Под ноль», «Уличный боец» (Москва), «Русский кулак» (Санкт-Петербург)), делают интернет-сайты, готовят и распространяют учебные пособия по уличным дракам. Показательны названия: «Хулиганский стиль рукопашного боя», «Используй то, что под рукою», «Драка, как она есть», а также цитаты из них: «Наносимые бритвой удары по своей траектории напоминают скользящие удары кулаком ... глаза, кожа лба (сильно кровоточит — ослепляет), шея, крупные артерии рук и ног, живот ... мышцы брюшины, нередко покрытые толстым слоем сала, пробиваются мощным круговым ударом ... для бритвы нет неуязвимых мест ... а заживает медленно, в отличие от ран, нанесенных тупым оружием...»
Следует также отметить, что в основном бонхеды сгруппированы в двух столицах — Москве и Санкт-Петербурге (там находится около 90% «коричневых» скинов). Свои акции они проводят регулярно, но на фоне общей криминальной статистики, совершаемые ими преступления, как говорится, капля в море (что, естественно, не отменяет необходимости нравственного осуждения каждого такого деяния, тем более что для родственников и близких пострадавших эта статистика — слабое утешение). Это видно, например, по данным сайта Полит.ru («Радикальный национализм в России и противодействие ему в 2005 году» — ежегодный отчет информационно-аналитического центра «Сова»). За весь 2005 год бонхедами (которых аналитики-антифашисты неверно именуют скинхедами) было совершено 366 избиений, приведших к ранениям, и 28 убийств. В то же время, по данным электронных СМИ (статья «Криминальная Россия» на сайте Пермского отделения КПРФ), согласно докладу генпрокурора Устинова об уровне преступности в стране, в 2005 году в Российской Федерации было совершено около 30000 убийств (необходимо заметить, что реально их было, конечно, больше: как утверждают электронные СМИ, регистрируется меньше половины преступлений). Итак, из 30 000 убийств, совершенных в РФ в 2005 году (по данным МВД, которые явно занижены), лишь 28 совершены скинхедами (по данным правозащитников, которые заинтересованы, напротив, в завышении «градуса» экстремизма). Это составляет около одной тысячной доли процента — величина, которую социологи, как правило, не учитывают в силу ее статистической ничтожности (она входит в так называемый процент погрешности). Тем не менее эта тысячная доля процента постоянно находится в поле зрения СМИ, тогда как все остальные преступления не то чтобы замалчиваются, но и особо их никто не «пиарит».
Скинхеды
в кривом зеркале СМИ
Итак, реальность такова:
— скинхеды неоднородны, они включают в себя и совершенно аполитичные, и антифашистские, и даже анархо-коммунистические группировки;
— скинхеды являются молодежной субкультурой и по определению не могут совпадать с преступными группировками. Понятие субкультуры шире, оно, как уже говорилось, предполагает образ жизни (может показаться, что сами факты избиения африканцев и азиатов хотя бы некоторыми скинхедами опровергают данный тезис, но это не так. Для пояснения можно привести такой пример: субкультура хиппи не исключает и даже приветствует применение легких наркотиков (прежде всего марихуаны). Естественно, некоторые из хиппи поэтому занимаются продажей марихуаны и следовательно связаны с наркомафией. Но из этого вовсе не следует, что наркомафия и движение хиппи — фактически одно и то же);
— скинхеды не являются политической партией, хотя и наличествуют их контакты с партиями и движениями ультраправого толка («Славянский союз», «Национальная народная партия»). Принадлежность к партии подразумевает лишь идеологическое согласие. Членом РНЕ, скажем, может быть и любитель фольклорной музыки, и любитель рока, лишь бы он разделял идеи русского национализма. Для бонхедов же, как и для всех молодежных группировок, музыка — главный отличительный принцип. Бонхед не может быть бонхедом, если он не слушает тяжелый рок. Кроме того, партия возникает искусственно, по воле ее создателей, скин-движение возникает стихийно, из группок бездельничающей рабочей или безработной молодежи;
— бонхеды никакого отношения к русской традиционной культуре и к традиционному русскому национализму вообще не имеют (например, в отличие от черносотенцев, которые действительно пытаются возродить русское национальное движение вековой давности). Российские скинхеды вообще и бонхеды в частности — порождение пересадки на нашу почву феноменов западной масс-культуры (точно также как рэперы, растаманы, кришнаиты, мормоны и т.д.). Если б не было падения «железного занавеса», ребята с московских и питерских окраин не посмотрели бы «Бойцовский клуб», не услышали бы «черный металл», и не было бы в России никаких «скинхедов». Об этом говорит их внешний вид, скопированный с западных бонхедов, манера называть себя кличками на английском или немецком языках (Ганс, Мартин и т.д.), набор их любимых рок-групп, в основном немецко- и англоязычных и, наконец, нелюбовь к неграм в стране, где никогда не было областей с чернокожим населением и напряженность между белыми и черными не имеет социальных корней;
— бонхеды разрознены, малочисленны, сгруппированы в основном в столицах, преступления, совершаемые ими, составляют мизерный процент от общего числа таких же преступлений, совершаемых по иным, не идеологическим причинам.
СМИ же рисуют нам совершенно иной образ скинхедов:
— скинхедов представляют исключительно как неофашистов самого примитивного пошиба. Всевозможные репортажи в новостных программах ТВ изображают пьяных подростков, тупо орущих нацистские лозунги и оскорбления в адрес небелых — все это журналисты преподносят как «тусовки скинхедов». Некоторые журналисты договариваются до того, что «скинхеды» могут быть одеты как угодно, а не обязательно в «бомберы» и армейские ботинки, и могут даже не быть бритыми(!). Таким образом, скинхеды отождествляются с любыми хулиганами-националистами и вообще выводятся за рамки молодежных субкультур(!). При этом автор данных строк ни разу не слышал от тележурналистов упоминания о существовании «красных» скинхедов или скинхедов-антифашистов. Налицо либо вопиющий непрофессионализм, либо сознательное замалчивание фактов;
— СМИ не делают различий между членами радикальных националистических партий и движением скинхедов. Так, в начале апреля 2006 года, когда антискинхедовская пропаганда достигла на ТВ апогея, канал НТВ транслировал сюжет о приеме в члены организации Иванова-Сухаревского. Несмотря на то, что молодые люди были одеты в аккуратные рубашки и брюки, напоминающие форму NSDAP, подразумевалось, что перед зрителем скинхеды (хотя единственное, что их напоминало — короткие прически);
— скинхедов изображают грозной и чрезвычайно опасной для общества силой. Статистика по убийствам, произведенным бонхедами или просто боевиками-неонацистами, при этом не приводится, сухие цифры заменяются эмоциональными рассказами о жестокостях избиений. Количество «скинхедов», озвучиваемое журналистами ТВ и радио, в разы превышает те цифры, которые мы находим в Интернете, в официальных отчетах МВД, в трудах специалистов по молодежным субкультурам и даже в докладах правозащитников.
Из всего этого очевидна совершенная правота М.Вершинина, который утвержал, что СМИ с настойчивостью, достойной лучшего применения, создают из движения скинхедов — разнородного, малочисленного, подражательного и сугубо подросткового явления — политический жупел.
Мы бы к этому лишь добавили, что такая политика СМИ не только вводит общество в заблуждение, но и способствует количественному росту таких «скинхедов», какими их изображают СМИ. Расписывая зверства скинов, СМИ, лицемерно объявляющие себя «борцами с фашизмом», формируют такой образ скинхеда, что он оказывается наиболее привлекательным для подростков, к которым «взрослый мир» повернут не самой приятной и лучшей своей стороной. Скинхеды изображаются сильными, смелыми, непобедимыми и неуловимыми, они могут бить кого угодно и при этом не бояться возмездия, даже если их и арестует милиция, они якобы отделаются легким испугом. Что же касается осуждения негуманности и ксенофобии скинов, то это термины «взрослого», чуждого для них мира, к тому же провозглашаемые журналистами-либералами, защитниками того режима, что не принес рабочим и их детям ничего хорошего. Итак, итогом борьбы либеральных СМИ со скинхедами становятся подражательные действия со стороны молодежи, которая обо всем узнает из телепередач. Раньше они были просто гопниками, пили пиво в подъездах, дрались между собой, теперь, посмотрев передачи НТВ и ОРТ о скинхедах, они «играют в скинов» — таких, какими их представляют в СМИ (о подтяжках английских докеров и Oil-панке они и слыхом не слыхивали). Иногда эти «игры» заканчиваются кровью. Журналисты получают вожделенную сенсацию, с еще большим воодушевлением принимаются за разоблачения скинхедов, и все повторяется...
Кому это выгодно?
Вопрос римского права — «ищи кому выгодно» — в этом случае более чем уместен. Очевидно, и в России, и за ее рубежами существуют мощные политические силы, которые заинтересованы в раздувании мифа о зловредном русском национализме, да и в создании такого маленького и управляемого, но очень шумного и одиозного феномена. Мы не станем утверждать, что эти силы напрямую заказывают журналистам лживые и провокационные сюжеты о скинхедах. Скорее всего, здесь мы имеем дело не с внешней, репрессивной цензурой, как в советские времена, а с внутренней самоцензурой журналистов — работники СМИ заранее знают, что хотят их новые хозяева, и стараются им угодить, создавая все новые и новые идеологические мифы. Как бы то ни было, но без поддержки определенного сегмента общества и политической элиты столь широкомасштабные операции по манипуляции общественным сознанием, да еще и с применением центральных СМИ, не проводятся.
Легко наметить короткий список тех, кому выгодно раздувание темы русского национализма: прежде всего это наиболее русофобские и агрессивно настроенные круги на Западе и, главным образом, в США. Картинки с русскими подростками, вскидывающими руки в нацистском приветствии, полученные с наших либеральных каналов, — очень хорошая иллюстрация для тех западных политиков, которые до сих пор паразитируют на мифе времен «холодной войны» о России — империи зла — и мечтают окончательно добить наиболее крупный обломок СССР — нынешнюю Российскую Федерацию.
Далее. Это наши российские радикал-либералы, которые тоже не прочь поспекулировать на теме «русского фашизма». Во-первых, это отвечает интересам их хозяев с Запада и совпадает с их собственными призывами к разрушению РФ как последнего оплота империи. Кроме того, это совпадает с их душевным порывом как можно больше поливать русских грязью, ведь наши либералы почти поголовно совершенно иррациональные и отъявленные русофобы. Наконец, это выглядит как удар в сторону президента Путина, который-де не может совладать с угрозой «русского фашизма».
Внутрироссийским националистам и сепаратистам также только на руку истерия вокруг «русского национализма», так как их мечта — отделение от России ее нацрегионов. А для этого очень и очень нужна демонизация русских в глазах жителей нацрегионов, чему служат провокационные сюжеты о скинхедах в либеральных СМИ (тем более смычка сепаратистов с окраин и либералов в Москве образовалась еще во времена первой чеченской кампании, в которой Ковалев и Киселев со товарищи выступали как «информационная поддержка» Дудаева и Басаева).
И, как бы это парадоксально ни прозвучало, это выгодно и режиму Путина. Конечно, как и всякий руководитель государства, он не заинтересован, чтобы общественный порядок «раскачивали» банды подростков-неонацистов, но он заинтересован в том, чтобы такое ощущение создавалось у обывателей. Тем больше обыватели будут ценить Путина и его «единороссов», которые хоть и не идеальны, но все же лучше фашистского беспредела.
Таким образом, как ни смотри, всем раздувание пропагандистского спектакля о скинхедах только выгодно. Естественно, за исключением народа России. Но вышеназванным игрокам политической «шахматной доски» дела до народа нет.
Уфа.