"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" N 48 (12823), суббота, 29 апреля 2006 г.

 

АПРЕЛЬ соборный и растратный

Мой месяцеслов

Дана нам красота невиданная. И богатство неслыханное. Это — РОССИЯ. Но глупые дети все растратили. Это — РУССКИЕ.

Василий РОЗАНОВ

В апреле состоялся Всемирный Русский Собор, который под яростные нападки либеральных СМИ призвал к объединению духовно здоровых сил для спасения России. И почти в те же дни журнал «Форбс» опубликовал свидетельство о страшном расслоении общества, о присвоении и растрате неслыханного богатства, о котором писал Василий Розанов. Не одни глупые русские его растратили, но, конечно, потворствовали тому, что сто самых богатых людей России (список возглавляют Роман Абрамович и Вагиф Аликперов) обладают совокупным капиталом в 248 миллиардов долларов (что больше годового бюджета России и особой гордости правительства — Стабилизационного фонда). Если не ошибаюсь, при пересчете это более 8 триллионов рублей. А на все дорожное строительство и латание путей необъятной России правительство в апреле решило выделить 1,5 триллиона рублей аж на 4 года! Вот оно, безумное соотношение частного и общегосударственного, которое наглядно открывается в дорогах по России.
В апреле я снова побывал в Краснодарском крае, встретил в Анапе никем не отмеченную дату: 21 апреля 1921 года (85 лет назад), в самое трудное для Республики Советов время В.И.Ленин накануне своего дня рождения подписал декрет Совнаркома: «Курорты — трудящимся!». И этот декрет неуклонно претворялся в жизнь. Ну а какие же впечатления подарил этот апрель?
ОПЯТЬ О ПРАЗДНИКАХ
Приближается праздник Первомая. Не знаю, как где, а в Краснодарском крае праздник весны и труда будет отмечаться, как и прежде, два дня — 1 и 2 мая. Губернатор Ткачев подписал распоряжение, в котором «в соответствие с пунктом 7 статьи Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» и в связи с установившейся на Кубани традицией пасхального поминовения усопших (Радоница) и ходатайством Управляющего Екатеринодарской и Кубанской епархией митрополита Исидора» главам исполнительной власти края предписывается «рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований... установить нерабочий день 2 мая 2006 года».
С одной стороны, все законно, и даже Познер с адвокатом Борщевским, так яро клеймящие влияние Церкви на светское государство, не посмеют увидеть здесь нарушения демократии: хочет город или станица — пусть объявляет выходной, не хотят греки в поселке Витязево (греческая церковь перешла на григорианский календарь) — пусть работают. Но почему же осенью никто не прислушался к половине населения России (это, уверяю, куда больше, чем количество посещающих кладбище на столь чтимую мной Радоницу), которые хотели оставить праздником 7 ноября, и, конечно, к почти поголовному желанию всех, кто был в принципе против отмены праздничного дня 2 мая (исключая тех, натурально, кто отменял оба праздника, чтобы искоренить память о них и съездить на курорт в безумно длинные рождественские каникулы). А Познер с Борщевским на это вопиющее нарушение демократии и прав человека никак не среагировали.
Значит, к ходатайству митрополита Исидора на этот раз Ткачев прислушался, а к призывам избирателей, включая видных деятелей отчизны, ни Дума, ни президент прислушаться не захотели. Странное какое-то «демократическое, светское» государство! Но мы-то понимаем, что все здесь гораздо проще и циничней. В подобной акции сливаются и политиканство, и заигрывание с церковью, и реальное понимание жизни. Ведь я уверен, что выходной день 2 мая установят все поселения Кубани — русские, армянские, адыгейские: и привыкли его праздновать, и на
кладбище кто-то сходит, и на огородах дел невпроворот. Так что майские лепестки всплыли вопреки думскому большинству из мутных вод ныне вот в таком виде. А что будет делать Ткачев на следующий год, когда 2 мая (19 апреля по старому стилю) Церковь будет чтить только память преподобного Иоанна Ветхопещерника? Правда, будет одна политическая дата — исполнится 140 лет с того дня, как в 1867 году была подписана декларация с недавно рабовладельческими Соединенными Штатами об уступке российских северно-американских колоний на Аляске всего за 7 миллионов 200 тысяч долларов. Но там-то теперь к мнению народа, включая потомков русских, власть прислушивается. А у нас, наверное, на полой воде будут плавать не лепестки, а привычный продукт российской власти.
ЭЛЕГИЯ РЫНКА
Певица и поэтесса Наталья Бондарева, ведущая в городской библиотеке Новороссийска творческие вечера «Здравствуйте!», и неугомонный поборник русской культуры, немец по национальности Александр Егер познакомили меня с художественным руководителем камерного хора «Элегия» при музыкальном училище Вячеславом Михайличенко. В дефолтном 1998 году замечательный коллектив сумел съездить на фестиваль в Италию и снискать там заслуженный успех. В этом году «Элегия» вновь получила приглашение из Италии, но долгожданная поездка срывается, причина для пухнущей от нефтедолларов России банальная — нет денег. Как всякий творческий человек, Вячеслав Михайличенко надеется до последнего: вот если бы власть попросила спонсоров, деньги обязательно бы нашлись. Наслушавшись записей «Элегии» и посмотрев видеофильм о той триумфальной поездке в Италию, я осмелился обратиться к главе города В.И.Синясовскому с письменной просьбой помочь этому истинно народному коллективу поехать на фестиваль. Письмо быстро дошло, меня разыскали и пригласили в Департамент культуры, где его руководитель Анатолий Нилов вежливо и доказательно рассказал мне, что в городе много других достойных коллективов (это радостно!), что приглашение частное, но администрация пробует помочь. «Однако положение в городе таково, что сумма выглядит безумной: Михайличенко принес смету на 22 тысячи евро, даже если половину сами участники соберут, нужные деньги никто не даст. Про бюджет говорить не приходится, но мы подписали письма двум депутатам и спонсорам». Все это прозвучало убедительно и укоряюще: что же, мол, вы с Михайличенко таких простых вещей не понимаете?
Малость пристыженный, я купил газету «Кубанские новости» и вдруг прочитал в ней заметку о том, что Новоросцемент, чьи трубы высятся на противоположном берегу Цемесской бухты, решил предоставить краткосрочный заем в 2 с лишним миллиона долларов некоему ООО «Бурнефтегаз». Акционеры и журналисты попробовали разобраться, что же это за ООО, кому пойдут деньги? Оказалось, что «Бурнефтегаз» зарегистрирован меньше года назад в Тюменской области. Президент общества Павел Митрофанов, бывший вице-губернатор области (умеют трудоустраивать бывших). Учредителями компании, о чем говорит ее генеральный директор Щербинкин, являются канадские и французские бизнесмены и... лично Павел Митрофанов (вот как у нас чиновники зарабатывают, наравне с ихними бизнесменами!), а главная цель — «представлять интересы зарубежных инвесторов в сфере нефтегазового бизнеса». Западные инвесторы обещают в течение пяти лет завалить «Бурнефтегаз» миллиардами долларов, но пока почему-то общество с ограниченной ответственностью и уставным капиталом почти в десять раз меньшим(!), чем новороссийский заем, просит кредит у кубанских цементников. Сами они об этом ничего толком не знают — совет директоров Новоросцемента отложил проведение собрания акционеров, на котором и надо было утвердить решение о подозрительном займе для далекого ООО.
В интервью его генеральный директор хвалится: «Павел Митрофанов давно (с вице-губернаторства? — А.Б.) ездит в бизнес-командировки, встречается с бизнес-элитами». Можно позавидовать, конечно. Думаю, одна его командировка в Канаду на широкую встречу с бизнес-элитой как раз потянет на всю скромную поездку «Элегии». Я не наивный человек и понимаю, конечно, что не надо проводить прямых параллелей между госбюджетом и частным капиталом; между отдыхом семьи Потаниных на каникулах в Куршавеле и долгожданной поездкой детей моряков и цементников на песенный фестиваль; между бизнес-планами бывшего гиганта промышленности и финансированием культуры по остаточному признаку, но вдумайтесь, какую Россию мы построили: миллионами от имени трудящихся кидаемся, а сами они лишены достойного отдыха, родной культуры, будущего детей (все пансионаты, дома культуры, детские сады сброшены с баланса), но послушно проголосуют, чтобы не лишиться работы, за процветание далекого Митрофанова и его французско-канадских партнеров. Они для себя добились элегии рынка, а нам оставили цементную пыль, ложащуюся на склоны бухты.
СМЕШНЫЕ ЦЕНЫ
Обычно так — смешные цены — говорят про самые низкие цены, но сегодня порой не удержаться от горького смеха, видя то, что творится с ценообразованием в свихнувшейся экономике. Ну, мясо в Москве дорожает, потому что далекая Аргентина сократила поставки ради своих потребителей — нам теперь и объяснять не надо: столица в полной зависимости от импортного продовольствия. Остается только за простых аргентинцев порадоваться: у них цены снизятся. У нас они только растут. Вот, например, прочитал в газете «Анапское Черноморье», что сахар в самый мертвый сезон подорожал на 11—13 рублей за три месяца. А что же будет, когда поедут курортники, начнется пора заготовок и варений? Но интересно, почему подорожал — оказывается, случился неурожай... в Бразилии. Не сахарной свеклы на самой Кубани или в соседней Украине, а сахарного тростника на Кубе и в Бразилии. Ратуйте, люди добрые!
На базаре Анапы огурцы из Турции можно выторговать по 45 рублей за килограмм, а вот тепличные кубанские меньше чем по 65 рублей не купишь. Ведь это же смешно — на треть! Откуда же такая разница берется? Главное объяснение: в Турции и даже в Египте, откуда везут овощи-фрукты, государство дотирует производство, а у нас аграрники вброшены в дикий рынок. Потому и рассмеялся я на Казачьем рынке, увидев, что картошка и апельсины стали стоить одинаково — 20 рублей за килограмм. Когда Василий Аксенов опубликовал свою повесть «Апельсины из Марокко», эти экзотические плоды стоили в Москве 2,5 рубля, а где-то их было, конечно, не достать, но зато картошка, без которой в России не прожить, повсеместно стоила 10—12 копеек, то есть цены различались в 22 раза. Теперь они сравнялись! Может, певца безбрежного либерализма и капитализма это радует (помню, он писал в «Литературке»: мол, радуйтесь — теперь и икра и рыба деликатесная свободно продаются!), а любому нормальному человеку становится не по себе: что же за экономику и аграрный сектор в ней мы построили? И ведь все понимают, что соотношение это безумное родилось не потому, что апельсины так сильно подешевели. Хотя я все время думаю: зачем население ССССР доводили наши дряхлевшие правители до такого унижения, до дефицита? Ведь скажи тем же египтянам — они бы за Асуанскую плотину нас апельсинами завалили, Чехословакия бы пивом залила, как Болгария затаривала не фальсифицированными винами. Или дурость, или сознательно дефицит создавался, чтобы злые мужики за пивом полдня стояли. Но картошка-то родная перла из земли по всем полям и огородам от Севера и до Кубани, ее не знали, как сохранить, замерзшую перегоняли на спирт и скармливали скоту. Ну и продавали, конечно, по смешной цене. Говорили испокон веков: картошка — второй хлеб, а он теперь по цене здесь, в благодатных краях, уже и первый в два раза обогнал. Вот загадка, министр Гордеев! Вы, как утверждают СМИ, отчитались перед президентом в апреле спокойней всех министров за сельский национальный проект. Особенно на фоне разноса в адрес мычащего министра Фурсенко, которого распекали как школяра. Но когда едешь со станции Тоннельная на курорт Анапа, наводит тоску вид брошенных и разбитых огромных теплиц бывшего колхоза «Путь Ленина». Кого-то этот путь не устроил, но куда привел новый путь?
Четвертый по счету на моей памяти глава администрации Анапы даже не стал слушать доклад на совещании с руководителями предприятий агропромышленного комплекса. Достаточно было одной цифры: из 3000 гектаров плодородной земли хозяйства «Анапа» 1600 гектаров остались незасеянными. Ни при царизме, ни при социализме такого быть просто не могло в населенных краях. Но Путин министра Гордеева не критиковал, наверное, лишь потому, что президент на базар не ходит, вернее, не живет с базара и в реально сложившемся рынке деньги до получки не считает. А то бы и он, глядишь, посмеялся горьким смехом.
ХУДШЕЕ ИЗ СОЦИАЛИЗМА
Когда гайдаровцы твердили, как попугаи, что рынок все сам расставит по местам, серьезные экономисты спрашивали: какой рынок, ведь рынок был и при рабовладельческом строе (греческие города нашего Причерноморья об этом тоже говорят — рабовладельцы искали новые сферы торговли), и при социализме, конечно. Да, он был регулируемым со стороны государства, которое сдерживало, порой сознательно занижало цены, что и рождало дефицит: люди могли купить все, что появлялось в торговле — от апельсинов до икры.
Какой же рынок построен сегодня? Самый уродливый: он взял худшее из СССР — жесткое администрирование, которое преодолевается только взяточничеством (взятки ложатся на цены, на нас с вами) и полную власть мафии в ценообразовании, когда ни специфика региона, ни сезонность, ни колебания урожая на цены почти не влияют: как стоили три перышка петрушки 5 рублей зимой, так и будут стоить в разгар лета, когда ее косой можно косить.
Греки назвали Черное море Понтом Эвксинским, что значит «гостеприимное море». Вот еще один черноморско-кубанский пример. Новый глава администрации Анапы Анатолий Пахомов (главы здесь почему-то меняются каждый год!) доложил журналистам: «Чтобы поддержать малый и средний бизнес, определены 1000 уличных торговых мест. Они предназначены для анапчан.

Пришлых торговцев в город не пустят». Вот так раз! И это в греческой Горгиппии, куда причаливали корабли всех стран? А потом разве мы не знаем, как на подставного анапчанина можно получить лицензию. Дополнительные расходы? Плевать, курортники оплатят. А еще это обозначает самое горькое и антирыночное: никто с неожиданным товаром не нагрянет, не собьет цены. В конце лета, например, в Подмосковье (не в крупные города) прорывались машины из Калмыкии с прекрасными грунтовыми помидорами по 10 рублей за килограмм, лично покупал в селе Кострово, где президент Путин посещал школу Истринского района. Попробовали калмыки сунуться в райцентр — стоп: там чужаки с низкими ценами не нужны, там все под колпаком, но, увы, не государственным.
Далее Пахомов признался, что анапские чиновники готовы были выдать 5 тысяч разрешений на уличную торговлю (ничего себе разброс — кто вообще рассчитывал потребности?), но глава проявил волю: нет, это снова превратит Анапу в большой базар с вырвавшимся джином стихийной торговли. А так, мол, торговые улицы будут круглосуточно патрулировать сотрудники милиции и... администрации. Значит, для возвращения советской торговли нужно сделать последний шаг — осуществить не только контроль за местами (ох, простор для чиновников и милиции!), а поставить предел ценам. Разве чиновники из управления торговли не видят, как они завышены? Нет, не положено. У нас такой уродливый рынок: взять, повторяю, худшее из прошлого — регулирование с выгодой для регулировщиков — и задушить
ближайшее будущее — дать волю мафии для сговора и контроля с откатами. Вот потому-то потребитель и стонет от двойного гнета: ни чуда ждать не приходится в лице прорвавшейся машины из Калмыкии или Тамбовщины с картошкой, ни государственного контроля за ценами не дождаться.
Поэтому все, кто едет на юг, пусть не ждут низких цен на фрукты и овощи (ну, черешня иногда дешевеет, если осыпается от большого урожая), они будут не ниже московских. Начнут ссылаться на зимние морозы, на погибшие сады и виноградники. Чушь! Во-первых, полно привозного добра из стран без морозов, во-вторых, цены не рыночные, не стихийные (без джина торговли), а фиксированные. В других странах ты можешь на рынке торговаться: там суетится, торгует в поте лица сам хозяин, у нас (по большому счету) — нет: за прилавком стоят нанятые продавцы. Хозяева незримо руководят и ведут красивую жизнь.
Сколько ругали яркий фильм «Кубанские казаки»: сплошная, мол, показуха, и пустота. Не скажите! Помните, как энергичный председатель колхоза рубанул рукой: «А-а, снижай цены на все!» — и ярмарка развернулась к его прилавкам, а усатый ретроград остался в накладе. Сегодня это, увы, недостижимая экономическая мечта, такой прогрессивной меры мафиозный рынок не допустит, потому что власть взяла из социализма только то, что осуждено самими же рыночниками. Но Гайдар и его соратники заткнулись в обличениях командной системы.
О СОБОРЕ И СОВЕСТИ
Идею «верующего мышления» выдвинул критик и философ Иван Киреевский, который родился в Москве 3 апреля (по новому стилю) 1806 года, 200 лет назад. Его считают основателем учения, которое неудачно нарекли славянофильством. Мать Киреевского была родственницей и другом
Василия Жуковского, и он получал блестящее
домашнее образование под руководством поэта-германофила, продолжал образование в Германии, слушая лекции Гегеля и общаясь с Шеллингом. Начав издавать собственный журнал, он
назвал его «Европеец», поэтому Киреевский
любил и знал Запад больше любого западника, но одним из первых увидел отпадение Западной Европы от христианства, стремление к рационализму и индивидуализму — к пресловутым правам человека: «Вполне оценивая все отдельные выгоды рациональности, я думаю, что в конечном
развитии она своею болезненною неудовлетворительностию явно обнаруживается началом односторонним, обманчивым, обольстительным и предательским». Вот как прозревал мыслитель, который призывал лишь к одному: не идти России слепо за односторонним Западом, а развиваться в лоне самобытной православной культуры.
Ровно через два века эти же мысли прозвучали в храме Христа Спасителя на Х Всемирном Русском Соборе. Он собрал более полутора тысяч участников из 72 регионов России, государств ближнего и дальнего зарубежья. Тема обсуждения необъятна: «Вера. Человек. Земля. Миссия России в ХХІ веке». Главную нить обозначил Святейший Патриарх: как согласуется в мире Декларация прав человека с замыслом Божиим о человеке, с его миссией в мире?
Митрополит Кирилл заявил в своем выступлении, что концепцией безграничных прав человека «зачастую прикрываются ложь, оскорбление моральных устоев. А государства, принявшие ее, заставляют человека совершать грех из чисто конформистских побуждений». Митрополит задал с трибуны Собора главный вопрос: «Почему только западные права человека мы должны считать
правильными?» На него взялись ответить, корректируя заявление Собора, Владимир Познер во «Временах», Владимир Соловьев, повторивший почему-то познеровский состав гостей в программе, Дмитрий Киселев в «Национальном интересе». Все нервничали, проявляли тревогу: какой такой особый путь у России, в чем ее миссия, не ущемляет ли свободу личности призыв Собора к государству обуздать безнравственность и растление? Владимир Познер в панике пожаловался своим на радио «Эхо Москвы», что работает во вражеском православно-патриотическом окружении, что все телевидение занято патриотами — не продохнуть. Почему этого не видно на экранах — загадка.
Позже всех вылез со своими суждениями в вечерней программе с названием «Ночной разговор» (то есть во мраке?) Андрей Максимов — волосатый монстр телеэкрана, сын советского поэта Марка Максимова, воевавшего, партизанившего, вполне благополучного после войны и воспитывавшего молодых не с телеэкрана, а в книгах и со сцены. Ведущий мрачно говорит митрополиту Кириллу: «На что нам опираться? Мы 80 лет жили в бессовестном обществе, которое позволяло только то, что нужно власти для строительства коммунизма», а владыка, как патриот, защищает от этого демагога прошлое, мораль, нравственные подвиги, «которые совершались — ну, не под нагайкой же только!». Конечно, нет, и существо, мрачно бурчащее с экрана про лагеря, слышало о подвигах в детстве от отца, от его друзей-фронтовиков.
Как раз Марк Максимов сидел с ровесниками в ЦДЛ, когда молодой еще Евгений Евтушенко подскочил к их столику и начал распинаться: «Да мне не нужны мои друзья-сверстники — удачные поэты. По душе — я ваш товарищ, из вашего поколения!» И тихий Марк Соболь твердо сказал: «Нет, Женя, ты не наш товарищ, ведь мы своих друзей по поколению не предавали». Ну вот и дожили,
когда сын — тоже литератор — предал всю жизнь отца, который, оказывается, и воевал за сплошь бессовестное общество, и воспевал его в стихах. Да и сам Андрей Маркович не из скита пришел на ТВ, а из советской «Комсомолки», где подобных взглядов не терпели.
Значит, врал все лучшие годы недалекий
журналист, который в газете, в кипении жизни не постиг разницу между мертвой догмой и живой душой России, между идеологической схемой и реальной историей? В нашей стране «годы» не из теорий да указаний со Старой площади состоят (их и сегодня — прорва!), а из творимой народом реальности. Век назад философ Владимир Соловьев, определяя суть общества, первое отличие видел в сострадании, а второе — в стыде. Так
когда же первого и второго в обществе было больше? Но выходец из благополучной семьи заученно про лагеря талдычит и пародийно ходит со Жванецким по Красной площади. Неужто эти «дежурные по стране» желают нам доказать, что мы теперь наконец-то живем в совестливом обществе? Скажи Максимов такое — хоть поэту, хоть
попу, хоть работяге, хоть бандиту, — подумают, что патлатый мыслитель сбрендил. В жизни его пошлют куда подальше, а с экрана можно нести любую бессовестную чушь.
Одно лишь непонятно: зачем митрополиту поднимать своим присутствием подобные бессовестные программы? У него и внутри Церкви противников хватает. Вот, например, священник непонятной конфессии Яков Кротов выступил в «Новой газете», где подвел итоги работы Собора: «Да, попытка черносотенцев и карьеристов
выдать себя за единственно истинных правозащитников — наглый вздор». А заканчивает он свою бичующую статью так: «В России в тысячах школ уже преподают вовсю Закон Божий (а точнее, русский расизм в православной упаковке)». Ну вот, к русскому фашизму священник непонятной конфессии добавил русский расизм.
Почему ОПА не отвечает на главные вопросы: кто довел молодежь до такой жизни, отчего такого озверения не было в прошлом? В Москве застрелили через стекло ресторатора-армянина, юные болельщики «Зенита» избили в метро двух монголов, скинхеды битами изуродовали русского семинариста. Все примитивные схемы рушатся, нет никакой стройности, как в случае с резней в синагоге или убийстве темнокожего. А тут,
оказывается, всеобщий интернациональный беспредел, беспросветное одичание, полная бездуховность в стране, где людей заставляют жить по звериным законам. И молодежь, как все детеныши в стае, усваивает это сразу. Ну а какую-то примитивную теорию для оправдания зверств им всегда можно подсунуть. Многомудрая ОПА поможет ее четче сформулировать, пустить общество по ложному следу, вместо того чтобы зрить в корень.
В общем, «совестливые времена» наступили, а ОПА пыжится, берет на себя роль высшего судии, учит всех направо и налево. Да по какому праву? Создали одним росчерком пера, как в самые волюнтаристские годы, а они и поверили.
СОКРУШИТЕЛЬ МИФОВ
В апрельской программе Швыдкого «Культурная революция» шла, как всегда, спекулятивная беседа на тему «Нужно ли изучать историю?».
Противники изучения ссылались на то, что наша история — сплошной миф. Ну да, а Жанна д’Арк, конечно же, реалистична до подробностей! Но особенно, как всегда, доставалось новейшей истории. Встал Владимир Молчанов — телеведущий и сын советского композитора, согласился, что история Великой Отечественной — сплошной миф. «Для примера, Хатынь — символ горя — сожгли не фашисты, а...» Кто-то, не выдержав, крикнул:
— Не немецкие, так другие!
— Ну да, фашизм не имеет национальности, — сказал впервые правду телеведущий и продолжил: — А вот Матросов не совершал своего подвига. Мне Василь Быков рассказывал, что ему рассказывал товарищ Матросова, что тот не добежал до амбразуры 100 метров...
По поводу Хатыни пусть Молчанову отвечают белорусские историки, а про подвиг Матросова скажу так: надо побывать на месте гибели героя-комсомольца и в музее Великих Лук, чтобы глубже понять величие и смысл подвига. На той поляне у излучины реки Локня, может, и сотни метров не было для разбега (мифический товарищ от страха или зависти мог не прикинуть на взгляд), но Александр встал и бросился к амбразуре. Закрыл ли он ее телом? Закрыл ли просто сектор обстрела? Об этом прежде всего может судить командир, а не обозленный на советскую историю Василь Быков. Борис Васильев утверждал, со слов того же Быкова, что Матросова
вообще пьяным напоили. Работницы музея от такого кощунства дар речи потеряли. Есть воспоминания, домыслы, а есть документ. Так вот самый объективный свидетель — Сашин командир, который написал рапорт для награждения и приложил залитый кровью комсомольский
билет. Кто посмеет поставить под сомнение
подвиг погибшего?
А насчет мифов я так скажу. Прочитал в «Комсомолке» миф про самого Молчанова: «Однолюбом оказался и Владимир Молчанов. Судьбу в лице девушки с испанскими корнями и красивым именем Консуэло Сегура будущий телеведущий встретил на студенческой «картошке», точнее, «морковке». Владимир и Консуэло делили одну грядку с корнеплодами. Красавец Молчанов приглянулся многим «колхозницам» МГУ, а решительная Консуэло взяла да и поспорила с подружкой на бутылку коньяка, что охмурит первого красавца курса. Менее чем через год выспоренный коньяк оказался на свадебном столе молодоженов. С тех пор супруги не расставались ни в профессии, ни в жизни. Из проекта в проект пара кочевала вместе. Некоторое время Консуэло работала в газетах. Сейчас у этой пары новая совместная работа: Консуэло Сегура — шеф-редактор программы канала «Россия» «Частная жизнь», Владимир Молчанов — ведущий.
Легенда красивая, а программа, конечно, ужасная, на уровне бабушкиных сплетен на лавочке. В ней умному мужчине должно быть стыдно сниматься. А вот когда Молчанов вел более достойную программу «До и после полуночи», все на
телевидении, включая нас, работавших на других каналах, знали (коридоры-то одни) и про «однолюбость» Молчанова, и про то, с кем он советуется и обсуждает каждую вышедшую программу. Не называю имени, не хочу сплетничать — просто с мифами борюсь. Может, и мщу за оскорбление чистого имени Матросова.
А то, что Молчанов пробовал и сам подленько войти в историю, свидетельствует тот факт, что он вместе с молодчиками в камуфляже зачем-то в октябре 93-го явился громить редакцию газеты «День» («Завтра»). Не получилось войти. И вот он докатился до манерного соведущего ойкающей девочки Лики Кремер в программе жены. Заслуженный финал творца своих и сокрушителя чужих мифов.
ВИНО И ПОЛИТИКА
На Кубани выращивается более половины
российского винограда и производится четверть российского вина. По итогам прошлого года 34 винодельческие компании края увеличили производство вина на 10 процентов. На международной выставке во Франции лучшими вином из России признана марка «Мысхако» — поселка под Новороссийском. Но, как видим, усилий Кубани,
соседнего Ставрополья и Придонья недостаточно для насыщения российского рынка вина. А тут еще небывалые морозы минувшей зимы.
Только в середине апреля на Таманском полуострове дала рост первая лоза — ожили виноградники. Увы, после суровой зимы далеко не все. Например, в одном из самых богатых винодельческих районов Кубани, Темрюкском, последствия лютых морозов трагичны. Более 1,5 тысяч гектаров виноградников полностью погибли; на 3,6 тысячи гектаров кусты виноградников подлежат переформированию и удалению отмерзшей верхней части лозы; на 7 тысячах гектаров виноградники выжили, но в этом году урожая из-за вымерзших почек не принесут. По самым скромным оценкам, природа лишила район 60 процентов ожидаемого ранее урожая (в сравнении со средними показателями валового сбора за последние три года) По словам главного агронома Темрюкского района Анатолия Щеховцева, речь идет о тысячах тонн винограда для вин фирмы «Фанагория».
Так что осенью ожидается дефицит виноматериалов. Однако кубанские проверяющие органы с готовностью взялись выполнять предписание Роспотребнадзора. Например, в Анапе по результатам рейда было изъято из продажи 5000 литров вина из Грузии и Молдавии.
Председатель департамента комиссии ЗСК по развитию виноградарства и виноделия в Краснодарском крае Дмитрий Казаченко заявил: «Нет никаких сомнений, что качество продукции, ввозимой из этих стран, как правило, отвратительное. Грузины и молдаване по всей Европе скупают самые низкопробные и, следовательно, самые дешевые виноматериалы, купажируют и отправляют в Россию». Прозрели по команде! Хотя Казаченко не делает тайны из того, что и кубанские производители тоже закупают виноматериал в Европе,
однако подчеркивает, что он высокого качества: меньше чем по 15—18 рублей за литр виноматериала, мол, не покупают, а это гарантия качества. Хотя все понимают, что заботы о здоровье
населения или о защите отечественного производителя тут меньше всего.
Какая забота? Более 40 винодельческих заводов на Кубани с начала года вообще не могли отгружать продукцию. На одном из них добились рекордной зарплаты за февраль — 2 рубля 50 копеек каждому рабочему. Введение закона «О регулировании производства и оборота алкогольной продукции» вылилось в двухмесячный простой для винозаводов Кубани и обошлось им в 200 миллионов рублей. Поэтому запрет на импорт вин вроде полезная для кубанских виноделов мера, которая позволит им заполнить витрины своей продукцией. Пока заполнить, а дальше видно будет. В этом вся экономическая политика России: свалить на морозы (засуху, ливни), подпустить политики даже на рынок вина и продовольствия, принять закон, не обеспеченный акцизными марками (подзаконными актами, нормативами), перебиться в этом году, закупить где что придется, отрапортовать и ждать следующего года. Зато с гордостью эконо-
мических недорослей говорить: с плановым
хозяйством мы решительно покончили.
Про потребителей вообще никто не думает: пусть водку фальсифицированную жрут да пиво разрекламированное. Кончились все разговоры про культуру пития, про то, что надо население ориентировать на вино — подготовлен его дефицит по политическим соображениям под видом сильно запоздавшего контроля. Ну а творцы этого дефицита с подорожанием всегда бутылочку
отборного французского вина выпьют.
ЗОЛОТОЕ СЕРДЦЕ
На Пасху поехал в Ясенево, сходили с сыном и внучками в храм усадьбы Усово, где скончался в самом начале прошлого века упоминавшийся Владимир Соловьев. Настроение было светлое. Зашел по дороге домой в магазин, и продавец овощного отдела вдруг произнес тактично не «Христос воскресе!», а более нейтральное «С праздником!». Вернулся в хорошем расположении духа, включил по инерции программу Познера «Времена», услышал вдруг металлический голос депутатки-«единоросски» Татьяны Яковлевой: «Да ко мне на прием старшеклассницы приходили беременные, не знающие, как предохраняться...» Что за гнусность в светлый праздник, связанный с непорочным зачатием? Оказывается, Познер в пасхальный вечер устроил передачу о половом воспитании, СПИДе, западных благодетелях. Ну да, у него, как у открытого католика, Пасха прошла. Но мы-то причем? В день Воскресения из мертвых, светлых риз и
надежд бездумно слетевшиеся депутаты и должностные лица гвоздили о презервативах, беспорядочных связях, обреченных больных. Кошмар!
То же было в Благовещение — 7 апреля. В праздничный вечер НТВ и RenTV со сладострастием начали рассказывать, что найдено в США (вот земля обетованная!) евангелие от... Иуды, которое доказывает, что предательства не было, что это разыгрывалась спланированная самим Христом акция. Какие там датские карикатуры — вот прямое оскорбление чувств православных верующих! А они, как и иерархи Церкви, промолчали. Все сегодня радеют о храмах-новоделах да золотых куполах, а кто же порадеет о золотом сердце оскорбляемой России?
В апреле 1886 года в семье морского врача в крепости Кронштадт 120 лет назад родился поэт Николай Гумилев — романтик, солдат, Георгиевский кавалер, который написал много ярких стихов и в 35 лет пал жертвой революции. Одно духоподъемное стихотворение я недавно слышал как марш в исполнении артистов, по-моему, Иркутского театра драмы. Оно называется «Наступление»:
Словно молоты громовые
Или воды гневных морей,
Золотое сердце России
Мерно бьется в груди моей.

И так славно рядить Победу,
Словно девушку, в жемчуга,
Проходя по дымному следу
Отступающего врага.
30 апреля 1945 года над куполом взятого с боем Рейхстага было водружено Знамя Победы. Завершилась Берлинская операция, в ходе которой пало 102 тысячи советских воинов (клеветники вроде Познера твердят о 300 тысячах, павших при штурме одного только Берлина). В 15 часов 30 минут бойцы Идрицкой дивизии под командованием Героя Советского Союза генерала Шатилова зажгли свет простого кумача — со Звездой, Серпом и Молотом! — над столицей рейха раньше, чем возмечтали это сделать англичане, когда немцы ослабили оборону на Эльбе, перебрасывая дивизии на восточное направление.
Многое пытаются пересмотреть, принизить, развенчать. Но кумач Победы сияет в памяти честных граждан высоко над Рейхстагом и освобожденной от фашизма Европой.
Будет в груди каждого из нас биться золотое сердце России — отступит враг и придет Победа.

 


Александр БОБРОВ


В оглавление номера