"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" N 50 (12825), четверг, 4 мая 2006 г.

 

КАТАСТРОФА ПОД АДЛЕРОМ

Армянский аэробус европейского производства рухнул в Черное море

По данным спасателей, все пассажиры аэробуса А-320, потерпевшего крушение рано утром 3 мая, погибли. Самолет «Армянских авиалиний», на борту которого находилось 105 пассажиров (5 из них — дети) и 8 членов экипажа, выполнял рейс Ереван—Сочи. Около 4 часов утра он рухнул в море недалеко от города Адлера.

Как утверждают очевидцы, самолет не смог совершить посадку, скорее всего, из-за плохих погодных условий. Он пошел на второй круг, а затем пропал с радаров. Спустя два часа спасательный катер обнаружил обломки машины, спасательные жилеты, остатки багажа и тела пассажиров примерно в 4 км от берега. По оценкам специалистов, самолет находится на глубине около 300 м. Сейчас на месте катастрофы работают 23 спасательных судна и глубоководный телеуправляемый аппарат «Гном», который может работать на глубине до 500 м. Среди спасателей — 7 водолазов-глубоководников. Главной задачей на нынешний момент является обнаружение и извлечение тел погибших.
Поиск тел и бортовых самописцев, которые должны помочь в установлении причин трагедии, затруднен плохой погодой. Как сообщают в МЧС Краснодарского края, удалось обнаружить хвостовую часть самолета, а также около 38 тел.
«МЧС России увеличит число спасателей и вышлет дополнительную технику в район катастрофы А-320», — сообщил заместитель главы МЧС России Евгений Серебрянников. По его словам, сейчас на месте работают 13 судов МЧС, а также 40 спасателей и психологов. В Москве к вылету в Адлер готовится очередной самолет, на борту которого находятся еще 10 психологов и специальная аппаратура для обнаружения крупных фрагментов фюзеляжа самолета.
По факту авиакатастрофы и гибели людей возбуждено уголовное дело. Большинство погибших — граждане Армении. Экипаж самолета также был армянским. По информации российского МИДа, 26 человек являлись гражданами России. На борту находились одна гражданка Украины и гражданин Грузии.
В Армении создана специальная комиссия, состоящая из экспертов по навигации, которая совместно с российской стороной будет расследовать причины аварии. Пока специалисты единодушно исключают лишь версию теракта, утверждая, что нет никаких свидетельств, что на борту самолета мог произойти взрыв, так как не было ни вспышки, ни характерного звука. Не загорелось и оставшееся самолетное топливо.
Судя по углу падения самолета, а также по тому, что обнаруженные погибшие пассажиры были без спасательных жилетов, катастрофа произошла внезапно.
Наиболее вероятными версиями является плохая погода, ошибки экипажа и плохое техническое состояние аэробуса. Однако заместитель коммерческого директора «Армавиа» Андрей Агаджанов утверждает, что самолет был в идеальном состоянии, а во время переговоров экипажа с землей ни разу не было упомянуто о каких-либо технических проблемах на борту.
Пока основной версией являются погодные условия. Как стало известно, во время полета экипажу сообщили об ухудшении погоды в Сочи, после чего было принято решение посадить самолет в Тбилиси. Но вскоре диспетчерская служба проинформировала, что погода улучшилась, так что посадка в Сочи возможна. Информация эта оказалась недостоверной, что и привело к катастрофе после того, как самолет не смог приземлиться с первого раза, и экипаж решил повторить попытку. Несмотря на то, что, по утверждениям представителей «Армавиа», экипаж был очень опытный и профессиональный, там не исключают возможности совершения им какой-либо ошибки.
В настоящее время к месту трагедии прибыл министр транспорта России Игорь Левитин. Туда же направляется министр обороны Армении Серж Саркисян, который возглавит группу, созданную в республике для расследования катастрофы.
Основная работа по опознанию погибших и установлению личностей будет проводиться в Сочи. В особо сложных случаях к этому могут быть подключены специальные лаборатории в Ростове-на-Дону и Краснодаре. Там же, если потребуется, будет проводиться генетическая экспертиза. Сейчас одной из главных задач является также психологическая помощь родственникам погибших пассажиров, которые уже начали прибывать в Сочи.
Председатель Союза армян России Ара Абрамян сообщил, что эта организация приняла решение оказать морально-психологическую и материальную помощь семьям погибших. В связи с катастрофой 5 мая в Армении и России объявлено днем траура.
Версия технической неисправности самолета не рассматривается в качестве основной, но повод задуматься о состоянии нашего импортного самолетного парка, безусловно, имеется. Аэробус А-320 наряду с «Боингом-737» является одним из самых популярных и используемых в настоящее время машин в России и других странах СНГ. А-320 — самолет того же типа, что и «Боинг-737», но считается более удобным и безопасным. Тем более что «боинги» данного типа в настоящее время назвать безопасными никак нельзя. Только за второе полугодие 2005 года произошло 5 крупнейших катастроф этих самолетов, повлекших многочисленные человеческие жертвы. В августе прошлого года разбились самолеты в Венесуэле и Греции, в сентябре — в Индонезии, в октябре — в Нигерии.
В феврале нынешнего года в Будапеште совершил аварийную посадку из-за отказа двигателя самолет А-320, принадлежащий турецкой авиакомпании. Тогда обошлось без жертв. Буквально накануне во французском городе Кальмар начался суд по делу о крушении аэробуса А-320, принадлежавшего одной из французских компаний, которое произошло 14 лет назад под Страсбургом. Тогда 87 человек погибли, 9 выжили. Оставшиеся в живых и родственники погибших создали общественную организацию «Эхо», которая добивается выяснения всех обстоятельств происшедшего.
По заявлению членов этой организации, на протяжении всех прошедших лет производители аэробусов и авиационные чиновники всячески препятствовали установлению истины. Однако ныне на скамье подсудимых — бывший технический директор компании «Аэробус», бывший глава гражданской авиации Франции и руководитель авиакомпании, которой принадлежал самолет. За прошедшее с момента катастрофы время многие конструкционные недостатки А-320 были устранены, но истцы считают, что суд будет способствовать личной ответственности авиастроителей и руководителей авиакомпаний за свои просчеты. И это станет гарантией большей безопасности авиаперевозок.
Между тем российский авиапарк сейчас расширяется во многом за счет А-320. Недавно о намерении взять в аренду на несколько лет 10 этих аэробусов заявили в авиакомпании «Сибирь». А в ОАО «Аэрофлот — российские авиалинии» существует даже специальная программа по закупке аэробусов А-320, которыми заменяются устаревшие ТУ-154. Но приобретаются в основном не новые импортные машины, а «секонд-хенд», дабы авиакомпании могли сэкономить. Вот и упавший в среду в Черное море аэробус до того, как был куплен «Армавиа», принадлежал и эксплуатировался австралийской компанией Ansett Australia Airlines.

 


Е. ЮРЬЕВА.


В оглавление номера