Обратимся с вопросом к любому прохожему: что вы знаете о князе Дмитрии Донском? И непременно услышим в ответ: Куликово поле, Мамай.
Действительно, имя князя Дмитрия накрепко связано с Куликовым полем и битвой с самозваным ханом Мамаем и, возможно, именно по этой причине люди до сих пор сохранили в своей памяти имя Мамая.Полководческий талант великого князя Дмитрия, проявленный при разгроме басурманского воинства, еще не единожды будет побуждать исследователей истории. Но имя князя Дмитрия и его деятельность не следует оценивать столь односторонне, только с военной точки зрения. Не только ратными, но и градостроительными делами славен великий князь Московский и Владимирский Дмитрий Донской.
Княжич Дмитрий родился в 1350 году. Потеряв в раннем детстве отца — великого князя Ивана Красного (Кроткого), малолетний княжич был окружен отеческой заботой со стороны митрополита Алексия (Елевферия Бяконта), который, став духовным наставником и учителем, заменил Дмитрию отца.
Строгостью своей жизни Алексий приобрел всеобщее уважение, и после смерти митрополита Феогноста, в 1354 г., был поставлен митрополитом Киевским и Владимирским. Выступая за централизацию великокняжеской власти, Алексий совместно с боярами, преданными молодому князю, приложил усилия для объединения разрозненных русских земель вокруг Владимирского, а затем и Московского княжеств. Направил всю последующую деятельность князя Дмитрия на «собирание русских земель вокруг Москвы».
В 1366 году в Москве разразился великий пожар, превративший весь город в огромное пепелище. Из-за этой печальной причины празднование свадьбы великого князя Дмитрия происходило не в стольном граде, а в приграничной Коломне.
После свадьбы, осенью 1366 года, по совету митрополита Алексия и при согласии двоюродного брата — князя Владимира Серпуховского и старейших бояр молодой князь принял решение о строительстве нового, каменного Кремля. Рогожская летопись описывает эти события следующим образом: «Toe же зимы (1367 года) князь великый Дмитрей Иванович, погадав с братом своим с князем с Володимером Андреевичем и с всеми бояры старейшими и сдумаша ставити город камен-Москву, да еже умыслиша, то и сотвориша. Toe же зимы повезоша камение к городу». Замечательно сказано летописцем — что задумано, то и сотворено.
Имеется предположение, что добыча белого камня на Пахре была организована князем Дмитрием по совету митрополита Алексия. Боярин Федор Бяконт, отец Елевферия, происходил родом из черниговских бояр. На берегу Пахры, при впадении в нее речушки Лопенки боярином Бяконтом было поставлено село Васильевское-Загорье. Вероятно, что еще мальчишкой Елевферий, бегая по берегам Пахры, мог видеть на крутых берегах выходы известняка на поверхность, а возможно, — каменоломни времен Юрия Долгорукого. В зрелом возрасте митрополит мог гостить у своих братьев, основавших на Пахре села Бяконтово и Плещеево.
Одно из чудес, произошедшее с отроком, описано в Житие святителя Алексия и повествует о том, что однажды 12-летний отрок Елевферий расставлял в лесу силки для ловли птиц и внезапно услышал свыше голос Господень: «Алексей, остави дело сие, надлежит тебе быть ловцом душ человеческих». Не исключено, что призвание отрока на монашество и святительство могло произойти именно в этих и поныне прекрасных остатках липовых и дубовых рощ на берегах Лопенки и Пахры.
Интересен тот факт, что отцовская вотчина, село Васильевское, располагалось на древней Ордынской дороге, которая плавно спускалась в долину реки Пахры и под сельцом Бяконтово поворачивала на юг, к броду через Пахру. До сей поры за Лопенкой, напротив холма, на котором располагалось древнее Васильевское, имеется деревня, несущая в своем названии «Ордынцы» память о той старой видевшей много горя и слез, дороге.
Когда настало время принимать решение о строительстве Кремля, митрополит Алексий подсказал молодому князю места добычи камня вблизи Москвы. Всю осень и зиму ломали на Пахре белый камень и перевозили в Москву, а когда наступила пора, за сезон возвели восьмибашенный белокаменный Кремль.
Сооружение белокаменного Кремля требовало крупных затрат. По этой причине князю Дмитрию понадобилось предварительное согласие князя — совладельца Владимира Андреевича и старейших бояр, имевших в Москве свои уделы. У некоторых историков вызывает сомнение то обстоятельство, что белокаменный Кремль был выстроен всего лишь за один сезон. Известный исследователь древнерусской архитектуры Н.Н.Воронин подсчитал, что на строительство новой белокаменной крепости потребовалось столько камня, что для его перевозки в Москву ежедневно снаряжали 4,5 тысячи саней. Таким образом, строительство Кремля послужило толчком для развития других ремесел, привлекло в столицу новых мастеровых людей, людские ресурсы вспомогательного характера, что послужило дальнейшему развитию московского региона в целом. В короткое время князем Дмитрием и его соратниками была проделана невероятная по масштабам организации и объемам строительства работа. По предположению историков, было возведено 9 башен и около 2000 метров стен, высота которых доходила до 10 метров.
Летописи XV в. свидетельствуют о существовании в Кремле пяти проездных ворот — Никольских, Боровицких, Тимофеевских, Чешковых, Фроловских. Три из них располагались с востока, со стороны посада и Загородья, другие выходили к реке Москве на южную сторону, следующие — на север, к реке Неглинной. Никольские и Фроловские ворота своим названием были обязаны кремлевским церквям во имя святителя Николая Чудотворца и во имя святых Фрола и Лавра; Тимофеевские ворота были названы по имени окольничего Тимофея Васильевича Вельяминова, ближайшего сподвижника великого князя. По одной из версий, Чешковы ворота получили название по имени дворовладельца, имевшего прозвище Чешко. Кроме проездных башен с воротами, Кремль окружали глухие башни. Название одной из таких башен, Свиблова, произошло от прозвища боярина Федора Свибло, соратника князя Дмитрия.
По своим размерам Кремль Дмитрия Донского не уступал размерам современного Кремля. Подвоз мячковского камня из каменоломен осуществлялся по Пахре и Москва-реке. Летом камень везли на судах, зимой — на санях, по замерзшему руслу реки. С внешней стороны укреплений имелся достаточно глубокий ров, пролегающий от речки Неглинной до Москвы-реки. Это обеспечивало надежную защиту от наступающего противника. Летописцами упоминается также вал, который, вероятно, был насыпан на некоторых участках. Московский белокаменный Кремль ни чем не уступал крепостям своей эпохи.
Наряду со строительством каменного Кремля князь Дмитрий обратил свое внимание на храмовое каменное зодчество. При князе Дмитрии был основан Чудов монастырь, сделавшийся под патронажем Алексия особым внутренним митрополичьим монастырем. Народные предания рассказывали, что ранее на том месте, где был поставлен Чудов монастырь, находился царев двор, то есть двор ордынских послов, который царица Тайдула передала во владение митрополиту Алексию в награду за свое излечение от глазной болезни. Как полагает И.Е.Забелин, это событие могло состояться в 1358 году, который следует считать годом основания Чудова монастыря. К 1365 году относится упоминание о постройке первой каменной церкви во имя чуда Михаила Архангела. Московский Кремль князя Дмитрия заметно выделялся белокаменными стенам и церквам среди других русских городов Северо-Восточной Руси, уступая только Пскову и Великому Новгороду, но при этом далеко обогнав соперничавшие Тверь и Рязань.
После смерти митрополита Алексия великий князь Дмитрий, посоветовавшись с епископами, решил положить его тело в Чудовом монастыре, в приделе Святого Благовещения Пресвятой Богородицы. В 1438 году мощи Алексия были обретены нетленными. Позже мощи святителя Алексия были перенесены в Кремлевский Архангельский собор, а в 1947 году, по просьбе патриарха Алексия I, мощи святителя поместили в Богоявленском соборе в Елохове.
С именем князя Дмитрия Донского связано строительство крепостей и храмов в пограничных городах — Коломне и Серпухове. В середине XIV в. приграничная Коломна становится одним из центров большого каменного строительства. Прежде всего, это было связано с укреплением города от нашествия басурман и для защиты от южного соседа — Рязанского княжества. Удобное месторасположение города позволяло контролировать границу, проходящую по Оке, и охранять устье реки Москвы, являющейся дорогой к столице великого княжества. Незадолго до побоища на Дону в Коломне было возведено 6 каменных храмов и 3 монастыря. В честь победы на Куликовом поле был построен Успенский собор, который своими размерами превосходил все храмы Москвы и был несколько меньше Успенского собора во Владимире. Величественный храм символизировал собой торжество и могущество Московского княжества.
Следующими словами летописцы рассказали про строительство Серпухова: «Того же лета князь Володимер Андреевичь заложи град Серпухов в своей отчине и повелев едином дубу срубити его». Рассказ, помещенный в Московском летописном своде под 1374 годом, свидетельствует о значении Серпухова как пограничного города и о желании московских князей превратить крепость в форпост Московского государства. Основные работы по укреплению Серпухова возложил на себя князь Владимир Андреевич Серпуховской, двоюродный брат великого князя Дмитрия Донского. Князь Владимир, прозванный народом за победу на Куликовом поле Храбрым, являлся ближайшим сподвижником Дмитрия в борьбе за сплочение русских земель вокруг Москвы и защиты от басурманских нашествий. Известный историк Н.Н.Воронин предположил, что географическое размещение архитектурных сооружений во времена Дмитрия Донского определялось подготовкой к решающей борьбе с басурманскими захватчиками, что убедительно подтверждается на примере города Серпухова.
В 1360—1362 годах митрополит Алексей, духовный лидер православной веры, на правом, поросшем дремучим бором, берегу реки Нары ставит Владычный монастырь. В 1374 году, одновременно со строительством деревянного Кремля, игумен Сергий Радонежский по просьбе князя Владимира основывает на высоком берегу Нары Высоцкий монастырь. В результате строительства Серпухов превращается в крупное укрепление южного порубежья, в состав которого входили Кремль, Высоцкий и Владычный монастыри. В 1380 году, перед самым выступлением русского войска на Куликово поле, в Кремле был освящен Троицкий собор. В честь победы, одержанной над басурманами, князь Владимир Храбрый сооружает в Высоцком монастыре каменный соборный храм Зачатия Богородицы и Покровскую церковь с трапезной.
В результате укрепления Коломны и Серпухова, возведения белокаменного Кремля Московское княжество заняло центральное место в Северо-Восточной Руси, а политика митрополита Алексия и великого князя Дмитрия, направленная на «собирание земель русских», позволила добиться решающей победы на Куликовом поле.
Не только на поле брани зарождалась великая Русь и не только ратными делами прославлен народом Святой Благоверный князь Дмитрий Донской. Рукотворными памятниками князю-градостроителю непоколебимо стоят Коломна, Серпухов, Москва, Дмитров, Боровск, Звенигород и многие другие города православной Руси.
В настоящее время обсуждается вопрос о национальной идее, способной сплотить русский народ. Думаю, что не следует выдумывать новое, а стоит обратить внимание на нашу историю, в которой имеются ответы на все вопросы. Духовность, бескорыстие и нравственность, созидательная деятельность и прославление добросовестного труда — вот то, чего так не достает современному времени. От всех нас, современников, зависит то, какой мы оставим след в истории нашей Родины.
Когда вас спросят о великом князе Дмитрии, не спешите вспоминать только Куликово поле, вспомните, что князь был градостроителем. А взять в руки меч — нужда заставила.

Фрагмент памятника «Тысячелетие Руси». Скульптор М.О. МИКЕШИН. 1862 г.

«Москва в XV веке». Худ. А. ВАСНЕЦОВ. 1921 г.