"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" N 51-52 (12826), суббота, 6 мая 2006 г.

 

ОТ ДЕРЖАВЫ — ДО ДЕРЕВНИ

По стопам передвижников


Художник Александр Иванович Овчинников — в солнечном зале Электрозаводской средней школы. По стенам — его картины. От одной к другой переходят дети. Учителя. И просто сельские жители.

Свои впечатления, как оценки (школа все-таки!), записывают в книге отзывов. Восторженные слова просты, их пишут не штатные завсегдатаи вернисажных «тусовок», а люди, многие из которых впервые видят картину не в цветном журнале, а перед собой на стене. Живые краски, картина в подлиннике и рядом — написавший ее кудесник. Живой художник. Можно и его рассмотреть и обо всем расспросить: а вдруг такая встреча не повторится?
Простыми словами благодарят за встречу с искусством. И тем оправдываются затраты сил и времени художника на эту встречу. Сами собой всплывают в памяти его предтечи — художники-передвижники, которые более ста лет назад со своими картинами «шли в народ». Несли ему как ответный дар искусство, своею правдой и силой возвышающее народ и помогающее ему осознавать свою богатырскую мощь и бороться за достойную жизнь.
Не из тщеславного желания подражать славной дружине передвижников, а из той же духовной потребности встали на их стезю Александр Иванович Овчинников и его сын-художник Роман и принимающие их хозяева и помощники. Искусство принадлежит народу — ленинский закон советского государства и сегодня определяет жизнь художников, посвятивших ее служению народу.
Воплощением этого завета явилась очередная передвижная выставка произведений А.И.Овчинникова в его родном Новосергиевском районе. С большой заинтересованностью земляка поддержали глава района Сергей Викторович Балыкин и другие руководители. В течение месяца Александр Иванович с сыном Романом «передвигал» выставку. Две недели продолжался показ в райцентре. По два дня «передвижка» гостила в крупнейших селах, как, например, на бывшей центральной усадьбе совхоза имени Электрозавода в селе Ясногорское, с которого мы начали наше сообщение. Ее календарный график был опубликован в районной газете, и жители окрестных сел, порой достаточно отдаленных, в удобный для них день приезжали на выставку. Таким образом с нею ознакомились зрители большей части района.
Эта притягательность — лучшее удостоверение искусства. Каждая встреча имеет обоюдное влияние. Искусство «отражает жизнь в формах самой жизни», и лишь постольку оно искусство. И чем сильнее талант, тем ближе он к жизни, тем более благотворное влияние он оказывает на людей, на зрителей. Об этом свидетельствует ясный свет в их глазах, их беседы с художником, их записи в книге отзывов.
«Жители поселка Ясногорского ценят, любят, понимают ваши картины, так как это и их жизнь, работа и творчество изображены на них. А ваше присутствие на выставке и выступление с активной жизненной позиции превращает встречу с искусством в праздник, вселяют веру в торжество добра, будят совесть, благородные чувства». «Картины «Сирень», «Черемуха», кажется, передают запах самого букета». «Смотришь на них — и душа поет. Они очень близки нам. Простые, добрые люди. Они как живые». «Я очень тронута картиной-портретом «Маша-гармонистка». Это моя тетя». «Особенно заворожили нас портреты, где изображены простые русские люди». «Выставка произвела большое впечатление. Заставила прослезиться. У меня осталось чувство, что здесь я встретилась с самыми близкими людьми. Особое впечатление на меня произвела картина «Механизатор Грязнов». Мне показалось, что на меня смотрит родной отец, которого я никогда не видела. Он был призван на войну и пропал без вести. Мне показалось, что он что-то сейчас скажет мне. А.И.Овчинников — поистине Народный художник с большой буквы».
Таких письменных и устных высказываний — тысячи. А вот член Союза журналистов России Владимир Михайлович Дедловский своей записью начинает разговор о политике в искусстве: «Если кто думает, что на Руси избавились от художников, то можно быть довольным. Художников нет. Зато есть Овчинников. Он не рисует «черные квадраты». Он пишет жизнь!»
Язвительным замечанием журналист отделяет художников, которые пишут жизнь, от тех, кто рисует «черные квадраты» и кого навязывают в художники и законодатели в искусстве. Александр Иванович Овчинников принадлежит к русской и советской богатырской дружине художников, которые «пишут жизнь» и своим творчеством являют самое изобразительное искусство и продолжают его как высший вид духовной созидательной работы человечества на протяжении всей его истории. Они прямые наследники русских «передвижников», возвысивших искусство к прямому участию в освобождении народа.
Но препятствующий этому мир капитала по мере своего духовного распада, морального разложения отравляет общество продуктами гниения и за счет этого пытается продлить свое существование в единственно возможной для его выживания ядовитой среде. Отсюда и стремление оставить от искусства лишь пустое слово и наполнить его противоположным содержанием, зловонной грязью.
В течение десятилетий, как и все истинные таланты, А.И.Овчинников в мире прекрасного своим творчеством вносит достойный вклад в сохранение и развитие изобразительного искусства великого народа. В то же время приходится тратить все больше сил для обороны от разрушителей в масках художников, которые все более откровенно выступают шарлатанами. В годину повторного насаждения капитализма становится государственной политикой самое наглое (по Чубайсу) шарлатанство в лавровом венке искусства. Александр Иванович возмущается: выбрасывают миллион долларов за упомянутый выше «Черный квадрат», и Пиотровский не вышвыривает его в мусорный бак, а водворяет в Эрмитаж. Министром культуры делают Швыдкого, который отваливает миллионы долларов на устройство выставок «изобразительного искусства», где голые «художники» бегают на четвереньках с цепью на шее вокруг собачьей будки и прилюдно занимаются извращениями и т.п. Уже нет той мерзости, которую под ярлыком «искусства» швыдкие в оскорбление русского народа не сотворили бы, далеко переплюнув Содом и Гоморру.
На это отнятых у народа денег им не жалко. Но лишь с боем можно вырвать у них копейку на русское искусство. Где уж тут о служении народу! В советскую эпоху А.И.Овчинников участвовал во многих областных, зональных, республиканских, всесоюзных и международных выставках. Его персональные и совместные с другими живописцами выставки то и дело открывались в городах и селах области, периодически отчитывался он перед земляками в Новосергиевском районе и в родном селе Балейке.
Расходы оплачивало государство. Народная власть создавала все условия для расцвета талантов. Александр Иванович вспоминает. Едва выкарабкались из послевоенной разрухи, в Оренбурге был построен Дом Союза художников — просторные светлые мастерские. Потом по мере роста Союза для его членов строились новые мастерские — все для них бесплатно, за счет государства. Молодые художники ежегодно по нескольку месяцев оттачивали свое мастерство на дачах Академии художеств. Бесплатно, на всем готовом. А длительные творческие командировки в любой уголок страны? Открывались все новые музеи изобразительного искусства, выставочные залы и магазины, замечательные произведения украшали Дворцы культуры.
Но вот уже более полутора десятилетий искусство не принадлежит ограбленному народу. Щедрые на словеса о красоте, которая спасет мир, «демократы» делают все, чтобы сама она погибла. В частности, ввели разорительную арендную плату за мастерские. Теперь ввергнутые в нищету деятели культуры вынуждены ходить с протянутой рукой по благодетелям. Не проводятся зональные, российские и всесоюзные (пусть бы и под другим флагом) художественные выставки. «Передвижники» посажены на цепь нищеты, поневоле уподобились голому «художнику» у собачьей будки. Но в отличие от шарлатанов они и в унизительной бедности служат высокому искусству.
Подвижники вновь объединяются в артели «передвижников». Писатель Петр Николаевич Краснов вместе с отцом и сыном Овчинниковыми провел месячник культуры в родном Шарлыкском районе. Благодаря поддержке главы района Николая Васильевича Вострикова выставка живописи, выступления писателей и музыкантов стали праздничным событием для тысяч земляков.
А.И.Овчинников подводит итог:
— Подобные начинания поддерживает и глава области Алексей Андреевич Чернышев. А областной руководитель культуры Виктор Васильевич Ренев предложил оборудовать автоприцеп для перевозки картин передвижной выставки. Это было бы здорово: выставка изобразительного искусства колесила бы по селам области. Приобщение к прекрасному, воспитание патриотизма требуют не слов, а дел.
От державы до деревни.

 


 


Федор ПОДОЛЬСКИХ.


В оглавление номера