"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" N 51-52 (12826), суббота, 6 мая 2006 г.

 

ЧУЖИМИ ГЛАЗАМИ

Художественная документальность или документальные «художества»?


13 мая 1946 года, то есть ровно 60 лет назад, председатель Совета министров СССР И.В.Сталин подписал сов. секретное Постановление Совета министров 1017-419со «Вопросы реактивного вооружения». В этом документе был самым детальным образом прописан персональный состав лиц, которым было поручено создание ракетного оружия, поставлены четкие цели, определены источники финансирования. В Постановлении было записано: «Считать работы по развитию реактивной техники важнейшей государственной задачей, обязать все министерства и организации выполнять задачи по реактивной технике как первоочередные».
Страна, только год назад вышедшая из самой разрушительной войны в истории человечества, готовилась совершить огромный технологический прорыв. И она этот рывок совершила. Способна ли нынешняя «рыночно-беспомощная» власть, неустанно поливающая грязью своих великих предшественников, на что-либо подобное? Ответ очевиден.
А вот результаты того без преувеличения исторического Постановления ныне известны во всем мире. Наша страна первой в истории человечества вышла в космос и создала ракетно-ядерный щит, который и поныне, несмотря на все потуги «реформаторов», надежно оберегает безопасность нашей страны. Однако последние 15 лет появилось немало тех, кто понимает тщетность попыток опрокинуть наш щит и поэтому стремится по крайней мере исказить историю его создания. Об этом статья одного из участников создания ракетно-космической мощи нашей страны.

КОНЕЧНЫЕ титры последней серии проскочили так быстро, словно создатели фильма все же побаивались, что зрители запомнят самые главные фамилии, а потом... поймают этих создателей где-нибудь в темном переулке и набьют морду. А свободолюбивая прогрессивная пресса опять будет истошно визжать об «антисемитизме», «ксенофобии» и «русском фашизме».
Есть такая поговорка: «Запах — он чем хорош? Не нравится — не нюхай!». Так и телевидение: не нравится — не смотри! Мало ли что, попахивая сортиром, льется с экрана? Все что ли смотреть? Надавил на кнопку — и спи спокойно! Но так ведь это же для умного человека, который давно уже не ждет от отечественного телевидения чего-нибудь такого «разумного, доброго, вечного».
А вот еcли перед экраном сидит c бутылкой пива современный молодой человек с незаконченным средним и неначатым высшим образованием? И ему впаривают на полном серьезе, что некий Вернер фон Браун, оказывается, еще в утробе матери уже сидел с чертежами первого космического корабля. Естественно, что этот самый молодой человек с бутылкой и впрямь лет через пять простодушно будет всем рассказывать, что Юрий Гагарин — это первый американский астронавт из русского княжеского рода!
Вы уже, наверное, догадались, что речь идет о «подарке» Первого канала, который сделали Константин Эрнcт и его компания ко Дню космонавтики. Эта телевизионная поделка (или подделка, один черт) под названием «Битва за космос» на протяжении нескольких серий рассказывает о «великом противостоянии» двух, несомненно, талантливых конструкторов ракетно-космической техники: Сергея Королева и Вернера фон Брауна.
Один из подельников К.Эрнста г-н Вольнов, непринужденно рассуждая на радио «Ухо Москвы», высказался в том смысле, что совместный с «Би-Би-Си» проект сделан в жанре документалистики по принципу реконструкции событий с помощью игрового кино. Да, есть такой прием в кино и на телевидении, предполагающий скрупулезное изучение фактов истории и подбор адекватных изобразительных средств для их реконструкции. И все это при условии очень деликатного и бережного отношения к этим самым фактам.
Видимо, как подтверждение соблюдения такой деликатности каждая серия «Битвы за космос» предварялась не очень крупной надписью, что фильм, мол, создан на основе реальных событий, подтвержденных документально...
Ну, ей-богу, не злой я человек, но так и хочется воскликнуть: вы че, ребята? Вы меня за идиота что ли держите? Или за того парня с пивной бутылкой? Это где же у вас «документально подтверждено», что Митрофан Иванович Неделин был маршалом Советского Союза, тогда как он незадолго до своей гибели получил звание Главного маршала артиллерии?
И в каких это «реальных событиях» он разгуливал по экрану то в какой-то опереточной фуражке, оставшейся, видимо, в костюмерной «Би-Би-Си» от роли генерала Пиночета, то в нелепой барашковой ермолке с жестяной офицерской «капустой» на месте кокарды? И как он мог принимать участие в подготовке полета Гагарина, если погиб за полгода до этого?
Где, в каких документах написано, что легендарную ракету «семерку» перевозили по монтажно-испытательному корпусу (МИКу) на какой-то фантастической колымаге с огромными резиновыми колесами, когда любому школьнику известно, что и в МИКе, и к старту ракету транспортировали на железнодорожных тележках?
Где вы читали, что огневые испытания двигателя «семерки» проводились в горизонтальном положении прямо в МИКе? Кто вам сказал, что Н.С.Хрущев непосредственно у ракеты давал указания Королеву, когда и какой спутник запускать, хотя известно, что генсек впервые посетил 5-й испытательный полигон — будущий Байконур — только в сентябре 1964 года?
И это еще далеко не все «развесистые клюквы», проросшие на обширном пространстве телесериала! Какой-нибудь восторженный телекритик из «прикормленных» может мне возразить: ну что ты придираешься к мелочам? Имеют же авторы право на художественный вымысел?
А то как же! Имеют, конечно! Но только в художественном игровом кино. Где нет надписи, что вымысел «подтвержден документально». Вот там и вымысливай любые страсти-мордасти. А в документальном кино уж будь добр соблюдать историческую правду в каждой мелочи. Потому что тот, кто позволяет себе солгать в малом, вполне способен и на большое вранье.
Да и вымысел вымыслу рознь. Параллельно с одной из серий «Битвы за космос» по другому каналу шел наш, советский фильм начала 70-х годов «Укрощение огня». Тоже в известном смысле вымысел. Но тогдашний вымысел выглядит в тысячу раз достовернее нынешнего «документального» сериала, даже если Королев носит фамилию Башкирцева, а вместо Неделина действует маршал Головин. Достовернее, потому что в «Укрощении огня» были сильные характеры, мощная драматургия, замечательные актеры, которым были близки и дороги великие задачи, которые решала страна на пути в космос.
А в холодной поделке «Битвы за космос», по крайней мере с русской стороны, вместо ярких характеров действуют какие-то ходульные схемы. И от этого замечательный двигателист Глушко выглядит брюзгой и интриганом, Королев — лагерным страдальцем, Мишин — алкоголиком, Неделин — самодуром, а Хрущев вообще придурком.
И лишь одна светлая личность прорисовывается на экране — это д-р Вернер фон Браун! Мало того, что он почти с детства мечтал о космических полетах. Оказывается, он уже в 40-е годы был готов запустить человека в космос, да вот проклятый фюрер заставил его делать боевые Фау-2. И потом, на службе у американцев, беглый немецкий ракетчик тоже подошел вплотную к пилотируемому полету, да помешали какие-то интриги морского командования! Более того, великий гуманист Браун не хотел рисковать человеческими жизнями и принял решение в пользу еще одного — проверочного! — запуска беспилотной ракеты. А русские в этот момент, понимаешь, рискнули — и обогнали!

НО ВЕДЬ ЯСНО же, что рисковали все. На то она и битва за космос, а не игра в гольф на лужайке у Белого дома. Но уж как-то так получается у создателей сериала, что у Брауна риск — это благородное дело, и всегда оправдан, а у нас, у русских, — это лишний повод угробить космический экипаж или удовлетворить чьи-то непомерные политические или научные амбиции.
И вообще при просмотре сериала не покидает странное ощущение, что авторы тасуют колоду вполне достоверных фактов, но вот когда сдают карты, то слегка передергивают, и получается, что вообще-то и в Европе, и в США давным-давно были готовы к победе в космосе, но вот только их приверженность к гуманизму и досадные случайности позволили СССР запустить и первую межконтинентальную ракету, и первый спутник, и первого космонавта.
Это, знаете, есть такой прием у Суворова-Резуна в его книжонке «День М», в которой он изо всех сил тужится доказать, что это, мол, не Гитлер начал Вторую мировую войну, а Сталин! И все у этого человечка вроде бы сходится: и переброска советских дивизий к западной границе — факт, и создание огромного запаса сапог и портянок прямо у пограничных столбов — факт. Одна только мелочь не сошлась: первым-то все равно напал Гитлер!
Вот и канал «Дискавери» в великом множество документальных фильмов о Второй мировой войне постоянно подчеркивает в подтексте, что судьба победы над фашизмом решалась где угодно: в Африке, на Крите, на Тихом океане, на Окинаве, но только не на Восточном фронте!
Думается, нет нужды подвергать сериал серьезному анализу. Потому что анализировать-то нечего! Ну как можно анализировать комиксы — примитивные картинки с туповатыми надписями для недоумков? А эта «Битва за космос» напоминает именно такой комикс!

ТУТ возникает вопрос: ну ладно, господа создатели сериала могли не знать историю страны. Ну бывает. Тяжелое детство, двойки в школе, потом перестройка, то, се... Но ведь по словам г-на Вольнова, к работе над сериалом было привлечено множество консультантов-ассистентов, заведующих запятыми и хранителей большой кирпичной печати. Они-то куда глядели? Ведь такие консультации — дело денежное. За хорошее вознаграждение можно много чего наконсультировать. Поэтому тем более жаль, что среди консультантов, по словам того же Вольнова, оказался и уважаемый космический живописец и генерал-майор авиации А.А.Леонов.
Неужели можно всерьез утверждать, что лунная программа Н1-Л3 была закрыта в основном потому, что упрямец Королев поссорился с интриганом Глушко, потом заболел от огорчения и умер, а Мишин некстати запьянствовал? Может, и программу «Энергия-Буран» закрыли потому, что нечего было на ней в космос возить? Или станцию «Мир» затопили по причине того, что она вся якобы проржавела и разваливается на глазах?
Кстати, о «Мире». Можно, конечно, спорить, сколько заклепок ослабло за 15 лет ее полета. Но представьте себе человека, который, заметив, что его дом слегка обветшал и требует ремонта, вдруг решил его окончательно развалить и попроситься на временное жительство к соседу в прихожую на коврик со смутной и неопределенной надеждой на строительство нового дома.
Представили, да? Ну и что можно сказать такому человеку? Ты что, дурак что ли? Ведь сосед твой спит и видит, как бы выгнать тебя зимой на мороз, а ты ему что-то о любви и дружбе лопочешь! Ты сначала построй себе новый дом, а уж потом ломай старый!
Так что все эти великие космические программы были умело закрыты как раз в тот момент, когда у России стало что-то получаться... И если эти «очумелые ручки» как-то прошляпили спутник и Гагарина, то уж тут они не допустили, чтобы мы прошлись по Луне или построили в космосе новый дом. Видимо, консультанты этого не заметили.
МНЕ ОПЯТЬ могут возразить: да что ты прискребся, в самом деле? Ну разные могут быть источники! В одних так сказано, в других — этак! Верно. Разные могут быть источники. Мемуары, например. Сидит себе этакий старичок и пишет, что вспомнит. А что не вспомнит — придумает. На то они и мемуаристы. Или консультанты. За хорошие-то деньги. Однако историческая правда, что бы там ни вспоминали очевидцы и «свидетели», всегда одна. Она уже сложилась и ее нельзя подменять историческими анекдотами.
Французу, например, наплевать, что думают о Наполеоне за границей. Для француза он выдающийся полководец и государственный деятель, чей прах покоится в пантеоне. Мне, например, наплевать, что думает г-жа Новодворская о Сталине, тем более что никто не будет отрицать, что Сталин — великая личность, для которой и культа не жалко. Именно поэтому правду о космосе (по крайне мере!) в пределах моей страны нельзя произвольно менять в зависимости от исторической безграмотности, дурновкусия или страстного желания лизнуть заграничных соучастников того или иного проекта.
Если у создателей «Битвы за космос» были намерения серьезного анализа фактов истории, а не сбора исторических анекдотов, то об этом надо было опросить не случайных «консультантов» и литературных поденщиков, а живых и, поверьте, далеко не выживших из ума творцов и участников реальных событий. В настоящее время только в Москве и Подмосковье живут более ста ветеранов космодрома Байконур, кто непосредственно в составе боевого расчета запускал первый искусственный спутник Земли и первого в мире человека в космос Ю.А.Гагарина. Один Борис Евсеевич Черток, сподвижник и современник Королева, даст сто очков вперед любому «вспоминальщику»! У патриарха отечественной космонавтики цепкая и системная память. Он, пожалуй, единственный из всех, кто, трудясь в секретнейшей области освоения космоса, вопреки всем строжайшим запретам на протяжении десятков лет вел личные записи, чем сберег для истории много такого, что хотели бы пересмотреть многие «очевидцы», да и, по всей видимости, создатели сериала.
И последнее. По словам все того же Вольнова, сериал «Битва за космос» стоил больших денег. Вполне возможно. Никогда не имел дурной привычки считать деньги в чужих карманах. Но вот свои деньги в чужих карманах не худо бы и посчитать. Если сериал создавался на деньги российских налогоплательщиков, то «отцы-создатели» могли бы на главные роли хотя бы в российском «сегменте» пригласить отечественных актеров. А то уж очень жалко выглядят два статиста: одна — в роли неутешной вдовы, а другой — с лицом, отдаленно напоминающим человека, слегка похожего на Гагарина. Хотя, быть может, не нашлось среди российских актеров желающих даже за большие деньги участвовать в этой «малохудожественной документальности».
Если же это «Би-би-сисечные» деньги, то сериал следует квалифицировать как идеологическую диверсию и национальное оскорбление, совершенные на иностранные средства. Тогда с какого бодуна российский телеканал позволяет себе протаскивать на экран такую низкопробную туфту под маркой совместного проекта? Может, недавно созданная Общественная палата, мучительно страдающая от безделья, задаст руководителям Первого канала такой вопрос?
Уже довольно продолжительное время российская интеллигенция, помимо основных вопросов «кто виноват?» и «какой счет?», мучается еще одним: нужна ли в России цензура? Не мучайтесь, господа интеллигенты, ибо ответ лежит на поверхности: для тех, кто не потерял совести, цензура не нужна. А для тех, у кого вместо совести — пачка «зеленых», в том числе и за такие «совместные проекты», для тех нужна не цензура...
Кто-то назвал нынешнее «информационное общество» обществом самой наглой и беззастенчивой лжи, которая почему-то зовется «свободой творчества». Оставляя эту «свободу» на совести политиков и ее творцов, я все же предпочел бы, чтобы подрастающее поколение моего Отечества смотрело на прошлое своей страны, в частности, на историю освоения космоса нашими глазами, глазами тех, кто эту историю создавал и кто ее хранит, а не бездумными, холодными, чужими глазами Эрнста и Ко!

 

 

 


 


В. МАЛЬЦЕВ,
ветеран Байконура, кинодраматург.


В оглавление номера