Американский план заручиться поддержкой Совета Безопасности ООН для принятия принудительных мер против Ирана, кажется, проваливается. Во всяком случае, сочиненный англичанами и французами при поддержке и руководстве со стороны США проект резолюции, который содержал бы ссылку на главу 7 Устава ООН, поддержки со стороны России и Китая до сих пор не получил. Наоборот, и российский, и китайский министры иностранных дел все более решительно заявляют, что никаких санкций, а тем более силовых акций в отношении Ирана допускать нельзя. Они только ухудшат ситуацию и могут спровоцировать выход Ирана из договора о нераспространении ядерного оружия. Это привело бы к повторению ситуации, которая существует сейчас на Корейском полуострове и с которой никто не знает, как справиться.
Заседание Совета Безопасности все время откладывается или переносится. Сейчас сообщается, что оно будет проведено 24 мая. Тем временем европейские «троечники» по заданию Вашингтона срочно сочиняют некий проект «компромиссных» предложений для переговоров с Ираном.
Детали этого плана «утекают» в печать, чтобы проверить, как среагирует на них Тегеран. Пока что реакция иранцев не обнадеживает. В ответ на намеки относительно готовности Запада поставить легководный реактор, ежели иранцы отказались бы от дальнейших работ по созданию собственного ядерного топливного цикла, президент Ахмадинежад сходу заявил, что Иран — это не маленький мальчик, который был бы готов променять золото, т.е. свое право развивать мирную атомную промышленность, на западную шоколадку.
Однако Запад продолжает зондировать возможности добиться прежних целей путем незначительных косметических поправок своей нынешней позиции и обманных маневров. По сведениям из осведомленных западных источников, прорабатывается вариант договориться с Ираном об объявлении пятилетнего моратория на дальнейшее проведение в Иране работ по обогащению урана, который затем стал бы бессрочным, поскольку Иран и другие страны были бы загнаны в международный договор о прекращении любого производства расщепляющихся материалов для оружейных целей. Показательно, что 18 мая американцы в срочном порядке внесли проект такого договора на Женевской конференции по разоружению и предложили завершить переговоры по нему к сентябрю этого года.
Сама по себе идея универсального запрета на производство оружейных ядерных материалов не нова и давно обсуждается мировым сообществом. Только вот в проекте США почему-то полностью отсутствует раздел, касающийся контроля за соблюдением такого запрета. Внося его, американская сторона пояснила, что для ускорения дела можно вполне обойтись национальными техническими средствами контроля и другими односторонними инструментами. Возможно, это и так применительно к большинству стран — потенциальных участниц такого договора, однако, пожалуй, недостаточно для того, чтобы обеспечить надежное соблюдение запрета на производство расщепляющихся ядерных материалов в оружейных целях самими США.
Анализируя происходящее, нельзя не прийти к выводу, что в иранских делах американская коса явно нашла на камень, получает все больше выщерблин и, того и гляди, сломается. Вашингтон нервничает, свидетельством чего являются сообщения о том, что США вдруг готовы были бы проявить гибкость и на переговорах по ядерным вопросам с КНДР. Известно, что прогресс на этом направлении до сих пор блокировался главным образом в результате неконструктивной позиции США.
Появились сведения, что в Вашингтоне готовятся предложения Пхеньяну о заключении мирного договора, который наконец заменил бы соглашение о перемирии 1953 года. Мирный договор, разумеется, предполагает решение целого ряда вопросов, которые означали бы официальное признание КНДР и гарантии ее безопасности. Именно поэтому США и не шли до сих пор на подобный шаг. Однако теперь тупик на переговорах «шестерки» в Пекине и желание сосредоточиться на иранском вопросе, развязав корейский узел, побуждают Вашингтон к «более творческому мышлению». При этом, конечно, как всегда американская дипломатия рассчитывает с помощью открытия переговоров о мирном договоре подтолкнуть КНДР к уступкам на переговорах «шестерки», т.е. к отказу от собственного ядерного оружия и программ по его созданию. Однако получится ли что-либо путное из этой схемы, сказать затруднительно. К тому же американцы хотят отстранить от переговоров по мирному договору Россию и Японию, чтобы «набить» его всяческими условиями и оговорками, открывающими путь к вмешательству во внутренние дела Северной Кореи, а от КНДР потребовать безусловного и полномасштабного отказа от всех работ в ядерной области.
Американская дипломатия, однако, попала сейчас в ядерных делах, как видно, в весьма неприятный для нее цугцванг. Куда ни кинь, везде получается клин. Иран никак не поддается давлению и даже ужесточает свою позицию, прекратив доступ инспекторов МАГАТЭ на ядерный объект в Натанце, который представляет наибольший интерес для Запада. Знать, что там делается, очень хочется, а данные инструментальной разведки исчерпывающей картины не дают. Агентурные же возможности США в Иране, по признанию американских источников, весьма скромные. Так что приходится выбирать: либо принять требования Ирана о снятии вопроса относительно его ядерных программ с рассмотрения в СБ ООН и вернуть иранское досье в МАГАТЭ (тогда инспекторов МАГАТЭ вновь пустят в Иран, и можно будет продолжать задавать иранцам бесконечные вопросы, требовать новых проверок и продолжать песню про сомнения и неясности), либо же остаться без информации и без перспектив в конце концов приструнить Иран.
В Корее дела тоже развиваются в нежелательном направлении. Пхеньян, судя по данным американской космической разведки, вновь запустил в эксплуатацию свой реактор, на котором нарабатывается плутоний. Он отказывается возвращаться на переговоры «шестерки», требуя отмены дискриминационных экономических мер, которые ввели против него в действие американцы, намерен вновь испытать свою баллистическую ракету «Тэпхондон-2» с дальностью более 6,5 тыс. км, способную достигать территории США.
В этих условиях США пришлось даже «проглотить» открытие в Бразилии первого в стране завода по обогащению урана. Это предприятие в городе Ресенде будет производить топливо для бразильских атомных электростанций, которое до сих пор делалось только за границей на предприятиях европейского консорциума «Уренко». Бразилия решила перестать платить деньги за переработку своего урана европейцам и намерена производить ТВЭЛы для своих АЭС по собственной технологии, которая якобы в 25 раз более эффективна, чем применяемая в других странах. Ссылаясь на опасность промышленного шпионажа, Бразилия отказалась предоставить инспекторам МАГАТЭ полный доступ на свое предприятие.
В 1990 году бразильские военные, как известно, готовились провести испытания опытного образца атомной бомбы, однако под давлением США свернули этот проект. Сейчас Бразилия все более тесно сотрудничает в группе стран левой ориентации, в которую входят Куба, Венесуэла, Боливия и Аргентина. Любви к этой группе в США, разумеется, не испытывают никакой. Но приходится наступать на горло собственной песне. Слишком крепко увяз Вашингтон в Ираке и Афганистане, слишком явные неудачи постигают его на иранском и корейском направлениях. По поводу бразильского вступления в «ядерный клуб» вынуждены поэтому заявлять, что все нормально, все в порядке, поскольку, мол, Бразилия «заслуживает доверия» и является вполне демократическим государством. Правда, такой подход не делает более убедительной американскую позицию в отношении Ирана. Двойной стандарт становится еще более очевиден. Попытки применить его расшатывают договор о нераспространении ядерного оружия, нанося ущерб стабильности и безопасности в мире.