Пока народ оживленно обсуждает президентское обещание о народосбережении и создании в стране условий для повышения рождаемости, в комитетах Госдумы вызревают законы по ликвидации остатков социальной защищенности россиян. Среди них— законопроект с безобидным и ни о чем не говорящим названием «Об автономных учреждениях». В его авторах числятся известные «едроссы» Гайнуллина, Исаев, Булаев, Горюнов, Тягунов. Но они, как полагает депутат Госдумы от фракции КПРФ, заместитель председателя Комитета по собственности Анатолий Локоть, скорее всего, взяли на себя роль группы прикрытия. Законопроект стопроцентно отражает ультралиберальные планы Минэкономразвития и торговли, возглавляемого Грефом. Сей министр с помощью закона об «автономизации» готовится пустить с молотка все социально значимые учреждения и организации. Общественность должна знать, что происходит в думских комитетах под шумиху о социальных инициативах президента, заявляет А. ЛОКОТЬ.
— О чем законопроект, Анатолий Евгеньевич?
— Сегодня существуют разного рода учреждения, находящиеся в ведении муниципальных, региональных, государственных органов власти РФ. Они финансируются и живут за счет средств бюджетов разных уровней — федерального, субъектов, местного самоуправления. Это школы, больницы, поликлиники, спортивные организации, спортивные команды, учреждения культуры — дома культуры, библиотеки, кинотеатры, театры и т.д. Это значительный слой социально важных объектов, которые содержатся на государственные средства.
Что предлагается в законопроекте? Предоставить право органам государственной, муниципальной власти образовывать автономные учреждения (АУ) из всех социальных организаций, финансируемых из бюджетов. Властям будет разрешено объявлять АУ любой социальный объект, не спрашивая на то согласия трудовых коллективов, не советуясь с жителями конкретной территории. Статус АУ автоматически «освободит» школы, больницы, библиотеки, культурные и спортивные организации от бюджетной подпитки. Их отправят вести свою хозяйственную деятельность таким образом, чтобы она была привлекательной для инвесторов. Проще говоря, их переведут на самофинансирование.
А откуда социальные объекты возьмут финансирование? Путь один — введение платы за свои услуги. Если это школа, то она введет платное обучение, если больница — платное лечение... Произойдет перевод всех очень нужных каждому российскому гражданину учреждений и организаций на коммерческую основу. А далее пойдет всеобщая приватизация, которая повлечет уже узаконенную платность в социальной сфере. Это будет тот этап так называемого либерально-рыночного реформирования, после которого в России ком всеобщей платности за каждый шаг и каждый чих гражданина покатится с необратимой скоростью. Потом легко будет приватизировать все без ограничений, потому что все будет переведено на платную основу, и никакого уровня бюджет задействован не будет.
— Но по закону о приватизации запрещено приватизировать школы, поликлиники, переводить их на коммерческую основу. Очевидно, что закон об АУ вступит в противоречие с действующим законодательством. Разве об этом инициаторам законопроекта не известно?
— Да, ограничения существуют в законе о приватизации, где сказано, что нельзя приватизировать учреждения, предприятия, имеющие социальную направленность. Ограничения действуют и слишком мешают широкому приватизационному процессу. Но последователи Гайдара—Ельцина—Чубайса, которые и сегодня руководят финансово-экономической сферой в РФ, придумали обходной маневр — манипуляции формулировками, которые и позволяют им преодолеть все формальные препятствия. Политических препятствий у них точно нет. Если бы они были, то законопроект об АУ не появился бы.
А сейчас его идеологи и разработчики говорят: речь ведь идет не о приватизации, всего лишь о том, что социальным учреждениям придается особый статус, они становятся автономными. Меняется, дескать, только формулировка, приватизация даже не упоминается. Но в том-то и хитрость, что смена формулировки, статуса означает коренное изменение в хозяйственной деятельности учреждений социальной сферы. Они вынуждены будут перейти на коммерческую основу, во главу угла которой будет поставлено извлечение прибыли. Их главной задачей будет зарабатывание денег как можно больше и каким угодно путем. Потом начнется приобретение новой собственности уже за счет своих заработанных средств. Такого рода АУ уйдут из-под государственного контроля полностью, они будут вводить свои собственные «автономные» правила хозяйствования, их никто никогда не заставит оказывать бесплатные или дешевые услуги беднякам.
— Существовало мнение, что приватизация затратных организаций может начаться с полным введением в действие в 2009 году нового закона №131 о местном самоуправлении. И вдруг такой неожиданный поворот. Куда спешат реформаторы?
— Да, многие из нас так и думали, что 131-й закон, требующий от муниципалитетов избавляться от своей собственности, спровоцирует приватизацию социальных объектов. И вдруг появился другой ход — через автономизацию бюджетных учреждений. Это очень опасная идея с далеко идущими последствиями.
Чего добиваются реформаторы и что должны понять наши читатели? Реализуется ультралиберальная схема Грефа, согласно которой у государства, у муниципалитетов не должно быть никакой собственности. Они должны жить только за счет налогов. А в экономике должна присутствовать только частная, акционерная собственность. К этой формуле подводят все направления жизнедеятельности нашей страны. Причем люди, которые принимают эти решения, не затрудняют себя глубокими размышлениями или пониманием того, как это отразится в целом на здравоохранении, на образовании, на культурной сфере, на общем самочувствии российского народа. Никто из них, совершенно точно, не думает о народосбережении. Им главное — внедрить свою, а может, и не свою, а кем-то рекомендованную экономическую формулу, когда все продается, все бесконтрольно и неподвластно обществу. А торопятся с внедрением потому, что хотят придать процессу полную необратимость. Вот это мы все должны понимать! Принятие законопроекта об АУ погрузит еще глубже нашу страну в рыночную бездну, из которой одним прыжком не вылезешь.
Мы должны отдавать себе отчет, что часть этих бюджетных учреждений, которые перейдут в ранг автономных, просто умрут, и население окажется без учреждений культуры, без библиотек, школ, больниц и поликлиник. Вот к чему идет дело.
Я считаю, что надо бить тревогу, надо бить во все колокола. Надо немедленно остановить этот законопроект и объявить самое широкое его обсуждение в обществе!
— На какой стадии подготовка законопроекта об АУ?
— Он готовится к первому чтению, бурно обсуждается в профильном Комитете по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству (председатель — «едросс» П.Крашенинников. — Ред.) и Комитете по собственности (председатель — «едросс» В.Плескачевский. — Ред.), который считается соисполнителем данного законопроекта. Я состою в этом комитете и был свидетелем его первоначального обсуждения. Пока Комитет по собственности высказался против законопроекта. Но не потому, что, скажем, В.Плескачевскому и его соратникам по «Единой России», которых в комитете подавляющее большинство, не нравится концепция законопроекта. Нет, они все обеими руками за приватизацию, за либеральные реформы, за введение либеральных отношений в бюджетную сферу. Законопроект, на их взгляд, недостаточно либерален. Они хотят видеть его еще более радикальным. Сейчас в законопроекте предусматривается некоторая государственная ответственность — муниципалитетов, субъектов — перед кредиторами будущих автономных учреждений с целью сохранения их профиля. Плескачевскому и его единомышленникам именно эти сдерживающие рыночную вакханалию положения и не нравятся. Они считают, что раз речь идет о хозяйственном ведении автономных учреждений, то они сами и должны держать ответ перед кредиторами. Т.е. Комитет по собственности, контролируемый «Единой Россией», хочет сразу и до основания отреформировать бюджетную сферу. Не исключаю, что к ним прислушаются в Минэкономразвития и торговли.
— Когда планируется принятие этого законопроекта?
— Он значится среди приоритетных и, думаю, будет продавливаться в этом году. Он может очень скоро появиться в повестке дня одного из пленарных заседаний в эту сессию. И это еще один показатель того, чего хочет власть на деле. Ей не хватает политической воли побороть коррупцию, поднять уровень жизни людям, остановить рост тарифов на услуги ЖКХ, но легко и просто власть идет на снижение социальной защищенности нашего народа. На это обращаю внимание россиян и призываю их отреагировать на очередное наступление рыночников на их законные, прописанные в конституции, права.