Полтора года назад я участвовала в пресс-туре, организованном для российских журналистов белорусской стороной. Тогда мы знакомились с работой промышленных предприятий в Минске, Витебске, Бресте. В нынешней поездке журналистам рассказали и показали, чем живет столица Белоруссии. Для меня возвращение в Минск было давно и с нетерпением ожидаемым, потому что хотелось вновь побывать в этой замечательной стране, поближе узнать сам Минск, почувствовать его ритм, познакомиться с минчанами.
Кажется, что полтора года — немного. Но, как выяснилось, для стремительно развивающейся экономики срок этот не такой уж и маленький. Особенно интересно было посетить те предприятия, с работой которых мы уже знакомились. Прежде всего, конечно же, Минский автозавод (МАЗ). Он, можно сказать, является визитной карточкой города. В 1992 году МАЗ начал выпускать пассажирские автобусы, а к концу этого месяца с его конвейера сойдет пятитысячная машина. Причем если первые 6 были сделаны по купленной лицензии, то вскоре МАЗ стал выпускать автобусы собственной конструкции, поскольку западные оказались не слишком пригодными для здешних условий. Ныне завод уже освоил выпуск автобусов второго поколения. Директор автобусного производства Г.Э.Капач рассказывает, что темп роста производства составил 200%. А еще впервые среди всех подобных предприятий стран СНГ на МАЗе выпустили свой перронный автобус, предназначенный для использования в аэропортах. Сейчас он проходит испытания в Москве. Это уточнение — «впервые» — российским журналистам придется услышать еще не раз, и не только на МАЗе.
По-прежнему популярными и востребованными остаются и произведенные мазовцами грузовики. А потому проблем с заказчиками и покупателями продукции нет, потому и количество выпускаемой продукции постоянно растет. За 4 месяца с начала года ежедневный выпуск автомобилей увеличился с 82 до 84. Мазовские грузовики, которых более 300 моделей и модификаций (кстати, МАЗ — опять-таки единственное в СНГ предприятие, которое серийно выпускает грузовики, соответствующие стандартам ЕВРО-3, в конце 2004 года завод только начал налаживать такое производстводство), покупает прежде всего Россия, говорит директор автосборочного производства В.Ю.Степанов. Пользуются они также спросом в Литве, Латвии, Польше. Замечаю, что эти страны — члены Евросоюза, который после недавних президентских выборов, когда убедительную победу одержал Александр Лукашенко, пытается оказывать на Белоруссию давление. Спрашиваю, не может ли такое давление повредить работе завода. Тем более не только покупатели, но и поставщики у МАЗа есть западные. Например, завод использует немецкие моторы. Однако заводчане никакого экономического давления не боятся, да и убеждены, что не будет его: «Им выгодно, нам выгодно, так зачем прерывать такое взаимовыгодное сотрудничество. На Западе люди прагматичные, тем более Евросоюз уже заявил, что никаких экономических санкций против Белоруссии вводиться не будет».
А пока на МАЗе озабочены повышением производительности, а также качества выпускаемой продукции. Здесь серьезно относятся к словам президента Лукашенко, что «качество должно стать национальной идеей». Но качество продукции напрямую зависит и от качества жизни работников. Об этом тоже заботятся на МАЗе. Средняя заработная плата рабочего-сборщика эквивалентна примерно 10 тыс. российских рублей, это выше средней зарплаты по Минску. Кадры на заводе молодые, профессиональные, рабочих разных специальностей готовит заводское ПТУ. Естественно, никаких гастарбайтеров. Зато существует лист ожидания для тех, кто стремится получить работу на заводе. Интересуюсь, удается ли справиться с проблемой значительного износа основных фондов, о которой, как об одной из основных, говорили во время прошлого нашего посещения. Да, проблема активно решается, предприятие оснащается и переоборудуется.
Не боятся на заводе и повышения Россией цен на газ для Белоруссии. То есть приятного в этом, конечно, мало, поскольку такое повышение неизбежно сократит прибыль, а значит, и возможности для развития. Но на белорусских предприятиях, и МАЗ не является исключением, активно и успешно осуществляются программы сокращения энергозатрат, а потому доля их в себестоимости продукции незначительная.
МАЗ, на котором работает 27,5 тысяч человек, — предприятие государственное. Таких в республике большинство. Однако это вовсе не означает, что другие формы собственности в Белоруссии дискриминированы. «Каждое государственное предприятие, которое хочет акционироваться, может сделать это. Да каждый год такое происходит. Но оценивается оно, естественно, по реальной рыночной стоимости», — говорит генеральный директор предприятия «Атлант» В.С.Шумилов. «Атлант» является АО с 1993 года. Сейчас 41% акций принадлежит государству, остальные — частным лицам.
В советские времена именно это предприятие выпускало знаменитые холодильники «Минск». Сейчас основной продукцией «Атланта» также являются холодильники, их выпускает Минский завод холодильников. Их разнообразие (более 200 модификаций 60 моделей), дизайн, качество впечатляют. Так что нет ничего удивительного, что за всю историю существования предприятия ни разу не было зафиксировано спада производства. С 1991 года объем производства увеличился в 12 раз! «Таких результатов мы добились прежде всего из-за стабильной и понятной экономической политики государства», — подчеркнул Шумилов. Помимо завода холодильников, ЗАО «Атлант» включает в себя и Барановичский станкостроительный завод. В IV квартале этого года планируется открытие своего завода по производству стиральных машин.
Конечно, большая часть продукции «Атланта» (62%) реализуется в России. Половина комплектующих, в свою очередь, также закупается в России. А потому так важны тесные экономические связи между нашими странами. Удельный вес энергопотребления в цене продукции — всего 3,5%. Но если цена российского газа для Белоруссии вырастет, то вырастет и цена холодильников. А в накладе останутся, главным образом, россияне, которые и являются основными покупателями белорусских холодильников!
Очевидно, российские власти о таких «мелочах» не заботятся. Впрочем, как и обо многих других. Сколько в нашей стране случаев, когда работодатель месяцами, а то и годами не выплачивает своим работникам заработную плату! Государственные же органы власти якобы сделать ничего не могут, заявляя, что предприятие-должник в частной собственности, а значит, государство к этому, мол, отношения не имеет. В Белоруссии такое невозможно! Как рассказал российским журналистам председатель Минского горисполкома Михаил Павлов (эту должность в Минске не спешат переименовывать в «мэра», что отнюдь не сказывается на качестве работы), определенные сферы деятельности негосударственных предприятий государством регулируются. В том числе выплата заработной платы и ее уровень. Гендиректор Шумилов тоже останавливался на этом, отмечая, что «Атланту» такое регулирование отнюдь не мешает. Более того, они считают его вполне естественным. А в том, как о своих работниках заботятся на «Атланте», российские журналисты могли убедиться воочию, посетив физкультурно-оздоровительный комплекс предприятия, оснащенный на самом высоком уровне.
— Здравствуйте, товарищи! К «дамам и господам» как-то не привык. Да и не приучают нас здесь к такому, — так поприветствовал российских журналистов на Минском хлебозаводе №5 заместитель генерального директора объединения «Минскхлебпром» Юрий Стипенко. Надо ли удивляться, что, несмотря на «устаревшее» обращение, на хлебозаводе, который выпекает хлеб и производит кондитерскую продукцию, все по высшему классу. Выпечка хлеба практически полностью автоматизирована, и оборудование для этого, как практически везде, новое и качественное. Многое собственного производства. Но самое главное — хлеб в Минске очень вкусный. Особенно черный: нарочанский, радзивилловский. Многие приезжие покупают его в качестве деликатеса, чтобы увезти с собой. Так что не только мощный грузовик или современный холодильник, но и буханка хлеба по праву могут считаться символом хлебосольной белорусской столицы.
Но что поразило воображение не меньше, чем мазовский конвейер и сходящие с него многотонные тягачи, так это Минский парниково-тепличный комбинат, где выращиваются помидоры, огурцы, зелень — продукция вроде бы самая обыкновенная. А вот производство этой продукции совсем необыкновенное! Потому что режим влажности, температуру, все прочие важнейшие параметры в теплицах поддерживает компьютер. Если случается хоть малейшее отклонение, он сам его устраняет или подает сигнал оператору, находящемуся за пультом управления процессом.
Для выращивания овощей не используется никакой химии — продукция полностью экологически чистая. Весь процесс выращивания овощей расписан и рассчитан практически по секундам. А потому и урожай, скажем, огурцов, за год снимается четыре раза, а урожайность составляет 54 кг с квадратного метра, что для белорусских широт и климата очень неплохо. Помидоры более «капризные», но и их урожайность— 47 кг с квадратного метра — тоже впечатляет. Один из сортов помидоров, который оказался наиболее качественным и выгодным, как выяснилось, нуждается в опылении шмелями. И этих шмелей завозят в специальных домиках из Голландии или Израиля. Домик, где в среднем 100 шмелей (а таких домиков нужно 4), обходится в 100 долларов. Дорогие импортные шмели со своей функцией справляются, вот только все время норовят сбежать из теплиц на улицу, поскольку территория комбината очень напоминает райский уголок, засаженный прекрасными цветами. Пожалуй, шмели — это единственные «гастарбайтеры», которых мы встретили в Минске. А вот по-пчелиному трудолюбивыми можно назвать многих минчан.
Впрочем, по словам директора комбината Сергея Лецко, сбежавшие шмели не самая большая проблема. Можно было бы разводить и своих шмелей, однако выгоднее и проще все же покупать. А самых больших расходов, как и в любом тепличном комплексе, требует энергопотребление. Но за последние три года их удалось снизить с 45% до 15%. И это вновь уникальный показатель для всех аналогичных производств стран СНГ.
Технологии, используемые в теплицах, «подсмотрены» директором, главным образом, в Голландии, но адаптированы для белорусских условий. Овощи и зелень из теплиц минчане любят, комбинат может обеспечить ими горожан в достатке. Но останавливаться на достигнутом не хочется. Возможно, если в России захотят попробовать минские огурцы, помидоры, укроп, салат, производство можно будет расширить.
В те дни, когда мы находились в Минске, в Белоруссии активно обсуждалось Послание Александра Лукашенко к белорусскому народу и Национальному собранию. И заявления президента, что «Беларусь стремительно продвигается вперед», а очередной целью является «вывод страны в число высокоразвитых европейских государств», вовсе не кажутся пустыми словами или пропагандистскими акциями после того, как я увидела этот рост и движение собственными глазами. Более того, Белоруссия уже сегодня во многом по праву может считаться высокоразвитой европейской страной, где и государство заботится о своих гражданах, и люди думают о благе родины. Во многом именно это определяет жизнь сегодняшней Белоруссии. Подробнее об этом — в следующем репортаже.