"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" N 61 (12835), вторник, 30 мая 2006 г.

 

МАЙ
С ЦВЕТАМИ И НЕДОУМЕНИЕМ

Мой месяцеслов

Весь русский социализм в идеальной и чистой своей основе, основе первоначальной, женственен; и есть только расширение «русской жалости», сострадание к несчастным, бедным, неимущим.

Василий РОЗАНОВ

В бывший День советской печати, который, если помнит читатель, отмечался 5 мая, можно смело отмечать День русского календаря: во времена Ивана Грозного, в 1581 году (425 лет назад) в городе Остроге, имевшем славу «волынских Афин», первопечатник Иван Федоров издал календарь-листовку: «Которого ся месяца што из старых веков дело которое описание». Вместе с перечнем месяцев на листке опубликованы двухстрочные вирши белорусского поэта Андрея Рымши. Так что в мае вышел не только первый печатный календарь, но и появились первые отпечатанные стихи, подчеркнув самим изданием древнее единство русского, белорусского и украинского народов, их природного, исторического и духовного календаря и общего пристрастия к поэзии.
В нынешнем мае ко всем календарным праздникам и датам добавились, как обычно, текущие знаковые события (особо важным, просто эпохальным нам хотят представить запоздалое Послание президента) и моя личная поездка по Западной Украине и Закарпатью. Попробуем увязать все это под осыпающимся майским цветом.
ТРАВМИРОВАННЫЙ ДИАКОН!
Первомаю, празднику весны и труда, в этом году 120 лет. Международный день солидарности трудящихся был утвержден решением I (Парижского) конгресса II Интернационала в память о героическом выступлении и схватке с полицией рабочих Чикаго в майские дни 1886 года. Родившись в США в стенах конгресса, праздник легко прижился в Европе, но особенно на русской почве. Нынешняя почва неблагодатна и заросла сорняками.
Накануне Первомая в «Комсомолке» дали коротенькое интервью, ответив на вопрос, как они будут встречать праздник, две дутые «телезвезды».
Елена Ханга, телеведущая: «Буду отмечать весело! У меня же именно в этот праздник еще и день рождения! Правда, ничего особенного я придумать еще не успела. Думаю, что поеду за город, на природу, там в кругу близких что-нибудь сообразим».
Андрей Кураев, диакон: «Я слишком травмирован советским прошлым, чтобы отмечать такие праздники. 1 мая буду давать богословские лекции в Узбекистане. Надеюсь, там не отмечают этот праздник и мне дадут спокойно пообщаться с верующими».
Уж до того травмирован, что не понимает основного: праздник 30 раз отмечался до революции, а советское прошлое сберегло Кураеву главное — паству! Население страны прибавлялось, дольше жило (ведь во всем мире пожилые люди — самые верные прихожане), могло на фоне всеобщего относительного благополучия печься о душе. Кстати, в том же Узбекистане русские православные люди не чувствовали себя оторванными от России, от матери — Православной церкви. Им не надо было приглашать из-за границы диакона Кураева, который прекрасно устроился в новых буржуазных условиях: не вылезает с экранов телевизоров, издает книжки, читает платные лекции. Я представляю, как его принимают в местах, отторгнутых от державы, в анклавах, где живут унижаемые русские. Просто тепличные условия создал для него людоедский капитализм, и он его, конечно, приветствует, понося благодатное для народа время. А многие вопрошают: почему же Церковь не борется с антинародным, антихристианским режимом? Да потому что никто тогда ни в программу Познера «Времена» не позовет, ни в Узбекистан краснобайские лекции читать не пригласит. Разве непонятно?
Поразительно, что несколько дней спустя на Украине я услышал подобный призыв от ведущего программы «5 копеек» Романа Чайки к родителям, чтобы те не давали своим детям смотреть телевизор 9 мая, обезопасив их таким образом «от сталинской пропаганды». Украинских националистов (особенно неславянского разлива!) почему-то особенно бесит, что еще не забыты советские праздники: 23 Февраля, 8 Марта, 1 и 9 Мая. Вот и Кураев с ними заодно. К тому же диакон знал, что будет соседствовать в нынешней «Комсомолке» с какой-нибудь Хангой или Новодворской, — плевать! Главное, еще раз засветиться, сообщить, что он лекции богословские читает. Приглашайте, люди добрые, и готовьте гонорар. Прошли времена царского и советского прошлого, когда это делалось бескорыстно да еще не рекламировалось в газетах.
Позор, диакон Кураев!
ИЗ ШКОЛЫ ПРОТЕСТА
Василий Розанов — один из самых загадочных и противоречивых писателей рубежа двух веков — родился 2 мая (20 апреля по ст. стилю) 1856 года, полтора века назад, в городке Ветлуге, затерявшемся на лесистом севере Костромской губернии, седьмым ребенком в большой православной семье. Гимназию окончил в Костроме уже полным сиротой. Только в 26 лет закончил Московский университет, что считалось тогда поздновато, и начал учительствовать в скромной Брянской прогимназии; вскоре был допущен к преподаванию не только географии, но и латинского языка. Директорствовал в гимназии заштатного Ельца, где с ним случился казус: он отчислил за неуспеваемость по географии будущего неутомимого путешественника, автора книг о Русском Севере, очерков о городах и весях, певца природы Михаила Пришвина. Не разглядел.
В.Розанов твердо писал в автобиографии: «Уже с І курса я перестал быть безбожником и, не преувеличивая, скажу: Бог поселился во мне». Скромный петербургский чиновник, литератор, печатавшийся ради заработка под 47 псевдонимами во всех изданиях, даже враждебных, автор прославивших его книг — «Уединенное» и «Опавшие листья», он оставил необозримое наследство.
Розанов вслед за Достоевским признает, что есть только единственная школа оригинальной мысли — «так называемая школа славянофилов — название очень узкое и едва ли выражающее смысл школы. Правильнее было бы назвать ее школой протеста психического склада русского народа против всего, что создано психическим складом романо-германских народов, — протеста, сперва выразившегося в смутном, безотчетном отчуждении, а потом и в полной сознания критике и отвержении этих созданий и тех начал, из которых они вышли».
В чем трагедия современной России? Представители коренной философской школы — И.Киреевский, братья Аксаковы, Ап.Григорьев, Н.Данилевский, К.Леонтьев, Ф.Достоевский и сам Розанов, по существу, выведены из духовного обихода народа. Почему-то его не принимали (а то и запрещали) и марксисты-атеисты, и либералы, разрушившие зачатки русского социализма. Умнейший человек, Розанов писал: «Весь русский социализм в идеальной и чистой своей основе, основе первоначальной, женственен; и есть только расширение «русской жалости», «сострадание к несчастным, бедным, неимущим», к «немощным победить зло жизни». Он берет святые и мучительные понятия в кавычки, не иронизируя, а цитируя лекцию историка Ключевского «Добрые люди Древней Руси». Так что понятия эти вековые, неистребимые, пока не разрушится окончательно русская душа, не понимаемая, а то и ненавидимая Западом и его апологетами. Вот из этой школы протеста всему чуждому, губительному для России и был сам Розанов.
Писатель скончался 5 февраля 1919 года, был похоронен на кладбище Черниговского скита близ Троице-Сергиевой лавры, бок о бок с другим русским мыслителем Константином Леонтьевым. При жизни они так и не встретились. На могиле Розанова был поставлен крест с надписью из Апокалипсиса, выбранной о.Павлом (Флоренским): «Праведны и истинны все пути твои, Господи». А человеческие пути запутанны и порой греховны, но главное, чтобы вели они, как у всех великих русских писателей, к высшей Истине.
ДРУГАЯ ВОЙНА
Напомню еще раз, что первый общерусский календарь Иван Федоров издал в Остроге. А вот что сказал в интервью киевской газете «День» Петр Кралюк, профессор Национального университета «Острожская академия», не принимающий нашего единства и фронтового братства:
«Нынешнее празднование 9 Мая еще раз засвидетельствовало: Украина, как и раньше, остается в плену сталинско-брежневских мифологем Великой Отечественной войны, а символический мир большинства украинцев является советским. Казалось бы, новая власть, которая пылко декларирует свою украинскость, должна бы инспирировать осмысление и переосмысление роли Украины во Второй мировой войне. Но ничего подобного не наблюдается. Имеем то, что имели. Государственные средства массовой информации, Первый национальный канал, официальные издания трактовали празднование, если отбросить некоторые незначительные нюансы, почти так же, как и в старые добрые советские времена. Не отставало, конечно, и большинство коммерческих СМИ...»
Но радикальный профессор, по-моему, потерял за украинскостью способность философски осмысливать реальность. Ничего себе, сталинско-брежневская мифологема: сперва в традиционном радиообращении, а позже, выступая в ходе торжественных мероприятий в Национальном музее истории Великой Отечественной войны в Киеве, Виктор Ющенко вновь призвал ветеранов пожать друг другу руки. «Вы, я уверен, не раз смотрели смерти в глаза. Я прошу не прятать их от реалий сегодняшнего дня, — сказал президент 9 мая, обращаясь к участникам ВОВ. — Возможно, вы по-разному видели будущее, но, я уверен, каждый из вас видел будущее в свободной, независимой, суверенной Украине. Я уверен, что придет время, и украинские ветераны подадут друг другу руки во имя будущего Украины».
Мне довелось присутствовать на приеме ветеранов в посольстве России на Украине, и я слышал их резкую реакцию на это обращение: «Никогда!» или «У них была другая война!». Радиообращение, даже по мнению циничных политиков, было никудышным. Президент выразил мнение, что пункт о принятии новым парламентом закона о признании воинов УПА ветеранами войны следует включить в договор о формировании парламентской коалиции. Заявление сразу же получило негативные отзывы со стороны возможных коалиционных партнеров из «Нашей Украины». Против этого выступили лидер Партии регионов Виктор Янукович, лидер СПУ Александр Мороз. А представитель Блока Юлии Тимошенко Андрей Шкиль в комментарии отметил, что данная инициатива президента призвана усложнить вхождение в «оранжевое объединение» социалистов, которые по идеологическим соображениям не будут поддерживать законопроект по этому вопросу.
Правда, в городке Сколе на Львовщине я услышал такой неожиданный аргумент: «Ну да, создали в соседнем Стрые дивизию СС «Галичина», записалось в нее 13 тысяч тех, кто мстил или верил, что создает ядро армии будущей незалежной Украины. Но ведь это не 700 тысяч власовской армии...» Но у нас, похоже, недавние попытки сделать из власовцев борцов за демократическую Россию, захлебнулись. Более того, из текста, зачитанного Кирилловым перед минутой молчания 9 мая, ушел кощунственный оборот после упоминания тех, кто освобождал концлагеря Освенцим и Дахау, «а в это время в тылу были свои концлагеря». Да, что-то меняется, но другая война продолжается.
ГРАДУ И МИРУ
Задержка с очередным Посланием президента Федеральному собранию вызывала разноречивые суждения. Знатоки кремлевской кухни говорили, что президент колебался между двумя сценариями. Первый предусматривал политику лавирования и «лайковых перчаток»: мол, в условиях высоких цен на энергоносители и бурного роста золотовалютных резервов социальный мир и стабильность можно поддерживать без резких движений, без ужесточения государственной политики, которая вызывает обвинения Запада в сворачивании безбрежной демократии. Второй сценарий предполагал, что президент должен прислушаться к «голосу народа» и в резкой форме потребовать ударить по коррупции и бюрократии, а от силовых структур — обеспечить безопасность страны и граждан. Этот вариант пугал влиятельное либеральное окружение В.Путина, но он пошел на него в смягченной форме, сославшись на демографическую трагедию России и общемировые принципы безопасности государства.
Послание вызвало восторг «умеренных государственников». Александр Ципко закончил ликующий анализ в «ЛГ» так: «Послание ведет к новой расстановке политических сил. В новой стратегии Путина, которая, несомненно, является и народной, и национальной, отражены чаяния тех, кто поддерживал сначала КПРФ, а потом «Родину». Провозглашен лозунг «Реформы и демократия во имя народа и для народа!». После нынешнего Послания Путина реванш либеральной элиты и философии революционных реформ стал невозможен».
Свежо предание: мол, вбит еще один (последний) гвоздь, но теперь в гроб либеральных реформаторов... Впрочем, ничего другого Путину и не оставалось. Правительству в стране доверяют 5%, Госдуме — 2%, прокуратуре — 6%. Люди все чаще задаются вопросами: а что за государство сотворили? Зачем нам такая власть? Кто и откуда нами правит? В Китае взяточников расстреливают, в Белоруссии неугодный Западу Лукашенко своих проворовавшихся чиновников сажает в тюрьму, а у нас 92% земельных участков под жилищное строительство, как показал анализ, выделяется по коррупционным схемам. Ведь это уже предел — надо что-то говорить!
Более того, теперь я даже могу предсказать тезисы послания будущего года — в красивой словесной упаковке будет предложено: ужесточение демократического контроля, бесплатное образование, доступная медицина, повышение пенсий до прожиточного уровня и прочие очевидные для всех нефтедобывающих стран социальные гарантии. Тогда многие скажут, что Путин вообще стал социалистом, народным заступником и нельзя, мол, такого президента отпускать после второго срока!
Вызывает недоумение, что многие левые политические деятели поспешили заявить, что они первыми оглашали подобные тезисы во благо народа. Ничего тут удивительного: ведь если не сделать того минимума, о котором заявил президент, вообще некем будет управлять — России не останется! Кто будет вкалывать на шахтах и буровых, служить в армии и войсках МВД? Ведь не дети же долларовых миллионеров или комиссары-«нашисты», которые побывали в цветущей резиденции Бочаров Ручей и поняли, как надо делать карьеру! На лицах юных дельцов и расторопных девушек появилось удивление, когда загорелый президент под яростное кваканье лягушек заговорил об армии — к чему такая проза на лирической встрече в маечках?
Между тем любой здравый аналитик видит, что в послании городу и миру не затронута ни одна основополагающая причина всех бедствий России: преступная приватизация, утрата госмонополии на важнейшие отрасли (от энергетики до информационных технологий), пребывание всех природных богатств в хищных грязных руках (новые Водный и Лесной кодексы отдадут во власть денег вообще наши жизни — от воздуха лесов до глотка воды). Наконец, даже умеренный экономист понимает, что срочно требуется хотя бы ввести ренту за пользование общенациональным богатством. Президент цитировал Рузвельта, но смешно говорить про «наступание на мозоли эгоистов», если в России действует самая антисоциальная в Европе, буквально варварская налоговая система — в 13 «плоских» процентов. Германист Путин, наверное, слышал, что правое германское правительство ужесточает налоговую систему: повышает ставку подоходного налога для самых богатых (начиная примерно с 20 000 евро в месяц) с 42 до 45%! Ну, спросил бы он у Меркель в Томске, почему она не боится толстосумов и как ей удается за счет этого осуществлять социальные программы, развивать науку, улучшать демографию? Так что даже об очевидных, сугубо западных и демократических шагах не заявлено, одни популистские обещания и попытки в рамках нынешней губительной системы сделать несколько спасительных шагов по «размазыванию» украденных у народа богатств. Я уж не говорю про частности, например, сказку про серого волка накануне пропагандистского волчьего прыжка НАТО по России.
Ничего не было сказано о конкретных путях спасения русской деревни, о помощи сельскому хозяйству — без этого вообще ни демографической, ни продовольственной проблемы не решить в России (да и на Украине, кстати, тоже, где гибель села на фоне цветущего мая особенно было дико видеть!).
Учительница из ельцинского Екатеринбурга Людмила Павлова высказала в газете еще одно справедливое недоумение: «В речи президента «граду и миру» явно недоставало духовной составляющей, того, что всегда и в самую первую очередь определяло величие и самобытность нашей Родины. Мы ничего не услышали от В.Путина о его планах по сохранению и развитию отечественной культуры, о том, чем будет «питаться», помимо хлеба насущного, подрастающее поколение, которому и посвятил основную часть главного ежегодного доклада президент Российской Федерации. Надеемся, этот изъян будет устранен последующими выступлениями главы государства на самом высшем уровне. Ибо сберечь культуру России — значит сберечь саму Россию».
Вот еще одна светлая надежда. Так что ждите следующего послания...
УДАРЫ ПО СЛАВЯНСТВУ
Славянский мир продолжает кровоточить и гибнуть под ударами Запада. Добита, додавлена США и ЕС бывшая Югославия. Почему-то Совет Европы определял, что для отделения Черногории от Сербии достаточно 55% голосов, хотя при всех истинно демократических процедурах для принятия столь масштабных, задевающих весь народ решений необходимо конституционное большинство — больше 2/3 голосующих. Теперь идут торжества сторонников премьера Джукановича и его западных покровителей на фоне страшного раскола Черногории — ровно пополам. Смешно же говорить о преимуществе в 0,4 или 0,5% с учетом того, что за единство голосовали все неустанные труженики, кто понимает специфику горной страны, все истинные верующие, кто считает себя частью Сербской православной церкви, все люди, кто помнит свои общеславянские корни. Против этой соли нации (да применительно к Черногории о нации и говорить нельзя!) выступили политиканы — ярые западники, спекулянты всех мастей, дельцы от туризма и контрабанды, обманутые и равнодушные люди, соблазненная молодежь.
В прошлом году 25 мая в Москве и окре
стностях вырубилось электричество из-за пожара на Чагинской подстанции. Так сказать, померкло техногенное солнце славянства. По иронии судьбы, это как раз совпало с вручением первой премии имени Чубайса в размере 50 тысяч долларов поэту Александру Кушнеру. В этом году присуждение литературной премии «Поэт», учрежденной РАО «ЕЭС России», совпало по времени с публикацией открытого письма митрополиту Кириллу от заместителя председателя политсовета СПС и члена правления РАО ЕЭС Леонида Гозмана. Последний выразил обеспокоенность тем, что Церковь стремится вмешиваться в государственные дела: «Будучи либеральной партией, Союз правых сил выступает за свободу совести и, безусловно, поддерживает Церковь как институт гражданского общества. При этом мы решительно против того, чтобы Церковь превращалась в государственную структуру, что, как это ни печально, происходит сейчас». Самое любопытное, что премия была вручена... демонстративно православной писательнице Олесе Николаевой — жене бывшего критика, ныне священника, пресс-секретаря Патриархии Владимира Вигилянского. Случайное совпадение или игры на недоступном нам уровне? Бог весть. Во всяком случае, вручая награду Олесе Николаевой, г-н Гозман таким образом как бы извинился за свои нападки на позицию русского православия. («Мне, нерелигиозному, не принадлежащему ни к какой церкви еврею, трудно с этим согласиться».) Разве нормальному человеку понять все это — от размера неизвестной премии до политических игр вокруг нее?
Одно уж хорошо: массовых отключений электричества не наблюдалось, хотя солнце славянства продолжает закатываться.
КОЛОССАЛЬНЫЙ ПОДВИГ
В мае 1856 года, 150 лет назад, начала создаваться коллекция Павла Третьякова, богатого купца, собирателя и патриота. Он приобрел скромный холст Худякова «Контрабандисты» и картину Шильдера «Искушение». Так зародилась коллекция Третьяковской галереи — крупнейшего в мире музея русского искусства, феномена не только чисто художественного, но духовного и социального.
Братья Третьяковы были настоящими новыми русскими, без всяких кавычек и уничижительных акцентов. Основатель рода Третьяковых Елисей Мартынович переселился в Москву только в 1774 году. Его наследникам принадлежала льноткацкая и льнопрядильная фабрика в Костроме, а через век с небольшим владельцы текстильных предприятий и торговых домов стали известны всей России. В 1877 году один из его потомков — коллекционер западной живописи Сергей Михайлович, стал московским городским головой, а брат Павел Михайлович сделался обладателем бесценной коллекции русской живописи, которую передал в 1892 году в дар столице. Он поставил два условия: посещение галереи в Лаврушенском переулке должно быть бесплатным, а экспозиция не может меняться. Оба условия, конечно, были нарушены, хотя я, выросший в соседнем 1-м Кадашевском, бывал здесь бессчетное количество раз, как и в Историческом музее, куда школьников пускали бесплатно.
В День музеев, 18 мая, в бесплатную Третьяковку стояла огромная очередь, милиция перекрывала вход, и все это доказывало, что музеи для населения дороги! Но даже не это главное. Сохранились ли краеугольные заповеди Третьякова, сокровенная суть его подвижнической деятельности? Вот главный вопрос в период нового строительства капитализма с криминально-олигархическим лицом.
Само слово «галерея» сегодня опошлено новыми дельцами от масскульта, от навязываемого псевдоискусства. Не так давно вспыхнул дипломатический скандал: посольство Палестины заявило протест на то, что в арт-галерее Гельмана был выставлен портрет морщинистой обезьяны в клетчатой чалме, которую неизменно носил Ясир Арафат. Об этом шумели все СМИ, в телеинтервью, стоя рядом с этим «портретом», Гельман утверждал, что никаких параллелей устроители не проводили. И никто из комментаторов не сказал главного: а искусство ли это вообще и зачем в Москве, где тот же Третьяков поставил целью жизни создать галерею портретов великих сынов России, нужен безобразный список с прообраза не Арафата, а тех, кто попирает все православные и художественные традиции, опошляет лик человека?
Илья Репин в своих воспоминаниях «Далекое близкое» в знаменательной главе «Национальность» написал о главной заслуге русских меценатов вообще и Павла Третьякова в частности, когда живописал о первых успехах художников натуральной школы, о русских передвижниках в жестких рамках Академии: «Да, это был истинный расцвет русского искусства! Это был прекрасный ковер из живых цветов на затхлом петербургском болоте. Это был первый расцвет национального искусства». Но его оценила лишь «непосредственная, чистая сердцем публика». Люди же «хорошего» тона, меценаты с развитым вкусом, воспитанные, главным образом, на итальянском искусстве, вопили и с негодованием отворачивались от непривычных им картинок. Где же красота? Где пластика? Они не только не покупали этих картин, но даже совсем перестали бывать на выставках. Приходилось бедным художникам за бесценок отдавать свои скромные и дорогостоящие себе труды то портному за платье, то сапожнику за сапоги, то оставлять за долг квартирной хозяйке.
Охваченный таким холодом с главных сторон существования, этот юный расцвет русского искусства должен был совсем замерзнуть и погибнуть. Но нашлись богатые русские люди, которые пригрели и приютили эти молодые ростки и тем положили очень прочное основание русской школе. То были К.Т.Солдатенков и П.М.Третьяков, особенно П.М.Третьяков, он довел свое дело до грандиозных, беспримерных размеров и вынес один на своих плечах вопрос существования целой русской школы живописи. Колоссальный, необыкновенный подвиг!»
Этот подвиг явлен в одном из самых богатых (140000 картин) и посещаемых (1,5 миллиона посетителей в год) музеев России. В майские дни открылась обширная выставка об ее истории, сегодняшнем дне и перспективах. Одна из них — вывод фасада Третьяковки на набережную Обводного канала. Эту идею первым предложил главный архитектор Третьяковки Евгений Михайлович Махалов, который родился в Замоскворечье и жил 15 лет во флигеле галереи, где сейчас столовая. Он же лучше всех знает историю уникальной части музея — Храма Николы в Толмачах. Там по его проекту создана мраморная купель в виде креста. Евгений Михайлович написал книгу об истории Никольского храма, которую он знает как никто, но пока нет средств, чтобы ее издать.
На портрете Ильи Репина истинно русский, деловой и мудрый человек — Павел Михайлович — смотрит задумчиво, серьезно и как-то печально, словно предчувствуя, что колоссальный подвиг его не будет достойно продолжен...
ИССЯКАЮЩИЕ РЕКИ
Общероссийский День библиотек отмечается 27 мая. В России, по неуточненным данным, около 50 000 библиотек разных уровней, а если считать ведомственные и школьные — почти 130 000. Казалось бы — впечатляет! Но давайте сравним. К началу ХХІ века в России приходилось 258 библиотек на 1 миллион населения, рассеянного по огромной территории, а в Финляндии, бывшей провинции России, на 1 миллион приходится 2500 библиотек, в десять раз больше! А их фонды, их оснащение? Например, в подмосковном Лыткарино на 50 тысяч человек приходится 5 библиотек, но они имеют всего 3 компьютера. А ведь это ближнее Подмосковье! А зарплаты библиотекарей вообще критерий нищеты.
С той поры, когда английский мыслитель Френсис Бэкон заметил: «Библиотеки — это реки, где хранятся останки великих святынь», утекло много воды, но становится все очевидней, что и в век телевидения, новых информационных технологий книги продолжают оставаться главными хранителями культурных и государственных святынь. Увы, зачастую иссякающими реками. Поступления в публичные библиотеки России постоянно уменьшаются — с 59,4 миллионов книг в 1990 году до 19,1 миллиона в 2000 году, то есть в три с лишним раза! Стандарт Международной федерации библиотечных ассоциаций составляет 250—300 новых поступлений на 1000 человек. У нас этот показатель в 1990 году составлял 400 книг, а в 2000 году всего 130 книг — в два раза меньше стандарта. В сельских библиотеках этот показатель не достигает и 20 книг. На своих дорогах по России я встречал библиотеки, которые вообще не получали средств на приобретение новых книг или получали только от свернувшего деятельность фонда Сороса!
Вот наглядный пример, как можно использовать Стабилизационный фонд на благо и просвещение народа: достаточно выделить мизерные средства на приобретение уже созданных, отпечатанных, оплаченных произведений классики, некоммерческих серьезных книг, которые скопились на складах издательств. Выкупить их по себестоимости и направить в библиотеки. Почему Сорос проводил акцию «Сельская библиотека», а государство не может провести такую целенаправленную акцию? Издательская программа Федерального агентства по печати предполагает расходование новых средств, чиновничьи козни и «откаты», а тут — готовая продукция: собери сведения и оплати госзаказ. Ведь смешно говорить о какой-то инфляции при этих символических затратах. Но нет — пусть новый Сорос найдется.
Я говорю лишь о малой, но важнейшей, хорошо известной мне сфере. Уверен, на всех направлениях жизни страны есть разумные точки приложения истаивающих на американских счетах общенародных средств.
А библиотекарей, женщин-подвижниц, конечно, поздравляю с профессиональным праздником!
РУССКИЙ ПРИЗЫВ
Навстречу Дням славянской культуры и письменности в Центральном доме художника на Крымском валу открылась ХVI Московская международная выставка-конкурс современной живописи «Золотая кисть-2006», на которой прошло награждение не только живописцев (председатель жюри — народный художник России Николай Соломин), но и подведены итоги третьего по счету конкурса «Золотое перо» (председатель жюри — Геннадий Иванов, первый секретарь Союза писателей России).
Конечно, никаких денег эти лауреаты — певцы красоты и славянства, реалисты и патриоты — не получали. Но мне, как члену поэтического жюри, было радостно, что творческие люди несут слово добра и правды, не думая о деньгах Березовского и Чубайса, что дипломантами в номинации «Нечаянная радость» и «Лучшее стихотворение о Москве» стали Наталья Потемина и Надежда Урбанская — участники поэтической студии «На Никитской», которой я руковожу вот уже десять лет. В номинации «Лучшее патриотическое стихотворение» лауреатом стала известная поэтесса Мария Авакумова. Ее призывом из стихотворения «Ясное имя» уместно закончить заметки о победном и горьком, цветущем и непонятном мае:
Не бойся быть русским —
Не трусь, паренек,
Не бойся быть русским сегодня.
За этим не заговор и не намек,
За этим — желанье Господне.
Он нас породил.
Он один и убьет.
А прочие все — самозванцы.
Да их ли бояться! Не трусь, паренек,
На русский призыв отзываться.
Вот в чем сегодня, в царстве самозванцев и нуворишей, истинное мужество — откликнуться сердцем и делом на русский призыв!

 

Александр БОБРОВ



В оглавление номера