Спасибо за развернутое содержательное сообщение и ответы на вопросы. Должен, однако, сказать, что фракция КПРФ не сможет разделить как общий позитивный тон вашего доклада о состоянии внешнеполитических дел, так и целый ряд данных вами оценок. При этом мы учитываем, что внешняя политика России формируется президентом, и понимаем ту роль, которая отводится МИД РФ при ее проведении.
Хочу, однако, начать с очень важного вопроса — с тревожного положения, сложившегося с нашей дипломатической службой. Вы хорошо знаете (в МИДе открыто говорят об этом), что еще пара-другая лет и работать будет некому. Сейчас все держится на поколении старше 50 лет. Кадровая структура дипломатической службы уподобилась перевернутой пирамиде. Вся основная работа выполняется старшим дипломатическим составом — директорами департаментов и их заместителями. А дальше — пустота. Проще говоря, наша дипломатическая армия состоит из генералов без войска.
Набираемая на службу из различных, зачастую непрофильных, учебных заведений молодежь в МИДе не задерживается. Доработав до 27 лет, когда уже не грозит призыв в армию, люди уходят в бизнес. Там лучше платят. Можно, конечно, говорить, что это естественное явление в условиях рыночной экономики. Но подготовка более или менее оперившегося дипломата требует не меньше, а зачастую больше 10 лет и стоит больших материальных и интеллектуальных затрат. Когда наша дипслужба окончательно развалится, тогда схватимся за голову и будем вынуждены затратить в десятки раз больше средств на ее восстановление, чем могли бы расходовать сейчас на ее приличное содержание.
Короче говоря, почему до сих пор нет закона о дипслужбе, где он застревает и сколько еще можно терпеть такое положение, когда примитивный бухгалтерский подход и отказ считаться с высокими государственными интересами ставит под угрозу дальнейшую дееспособность России в суровом международном соревновании и борьбе за реализацию ее национальных интересов? В результате такого подхода в России уже были успешно развалены многие ведомства и службы, призванные обеспечивать нормальное функционирование государства. Теперь пытаемся поправить дело, принимаем всякие национальные программы, да плохо получается. То же самое будет и с МИДом, если в ближайшее время высокое начальство не стукнет по столу кулаком и не положит конец бюрократическим играм своих расшалившихся подчиненных. Пора бы и нашей Думе вмешаться в это дело.
Главной заботой и болью российской внешней политики остается положение на территориях, ранее входивших в состав Российской империи, а затем и Советского Союза. Решения, принятые в Беловежской Пуще, прочертили на постсоветском пространстве границы, не учитывающие веками существовавших географических, экономических и этнополитических реальностей. Для России это означало искусственное отделение 25 млн русских от их Отечества, необходимость подчиниться чужой и нередко русофобской власти, подвергнуться языковой, культурной, а зачастую также правовой и политической дискриминации.
На протяжении уже более 10 лет российское руководство старалось отрицать само наличие этой проблемы, искало способов замазывать ее суть. И до сих пор оно продолжает делать все, чтобы заставить наших русских изгнанников поневоле примириться с происшедшим, встроиться в навязанную им чужую государственность и порядки. Для отвода глаз ведутся вялые переговоры с возникшими на территории бывшего СССР новыми государствами, которые уговаривают вести себя помягче в отношении русского населения. Апеллируют в этих целях к различным международным организациям вроде ПАСЕ, ОБСЕ, ЕС и даже НАТО.
Опыт поведения этих организаций, особенно в Прибалтике, наглядно свидетельствует о том, что все это пустая затея. Васька слушает, да ест. Однако прежняя ущербная линия на постсоветском пространстве продолжается. Рассуждая вслух о своей заботе о соотечественниках, Россия на самом деле все эти годы только и делала, что цементировала несправедливые границы и отмежевывалась от своих соплеменников якобы ради высокой цели поддержания стабильности в Европе и добрых отношений с удельными княжествами, отмежевавшимися от России в 1991 году.
Сейчас эта ситуация явно заходит в тупик. Российская политика на пространствах СНГ переживает глубокий кризис. Наших западных партнеров и руководителей бывших союзных республик СССР в отличие от нас не слишком-то мучают заботы о стабильности в Европе и необходимости добрых отношений с Россией. НАТО и ЕС продолжают свое движение на Восток. На повестке дня включение в НАТО Украины и Грузии, а затем и Белоруссии (после устройства там государственного переворота). Это вызывает активные выступления населения, в том числе наших соотечественников против НАТО, как это происходит сейчас на Украине. Они не хотят идти под власть НАТО, потому что не желают быть против России, потому что НАТО — это окончательное закрытие перспектив вырваться из-под чуждой им власти. Надо понять, что массовые протестные выступления — это выступления не только против НАТО и политики тех же «оранжевых» на Украине. Нет, это и массовый протест против беззубой и бессистемной политики России на пространстве СНГ.
Поскольку НАТО и ЕС не намерены останавливаться, протестное движение будет нарастать. На наших глазах у российских границ складывается весьма напряженная ситуация. Ясно, что продолжение нынешней российской политики на этом пространстве не имеет перспективы и в ближайшее время может привести к созданию весьма сложных, а то и просто унизительных ситуаций для России. К сожалению, мы не слышим ответа, как будет выстраиваться наша дальнейшая стратегия в этом вопросе. Скорее всего, какой-то определенной линии у нас как не было, так по-прежнему и нет. Об этом говорят все, кто причастен к внешнеполитическим делам. Одни — открыто, другие — шепотком в коридорах, но суть дела от этого не меняется. Пора исправлять это положение. Не все, разумеется, тут во власти МИДа, но пора проявить характер и показать лицо, а не быть покорным мальчиком для битья, громоотводом для нарастающего и вполне обоснованного недовольства.
В соответствии с действующим в Думе мудрым регламентом на выступления фракций по любому вопросу отводится от 3 до 5 минут вне зависимости от того, обсуждаются ли вопросы большой политики или упорядочение работы торговых точек. При таком порядке каких-либо настоящих дебатов по крупным политическим вопросам в нашем парламенте быть не может. Да они, видимо, и не нужны нынешней нашей власти. Поэтому настоящие политические дебаты все чаще разворачиваются вне стен парламента, на улицах и площадях и на мероприятиях, организуемых партийными и общественными организациями.
В оставшиеся минуты или секунды попробую, однако, хотя бы обозначить еще некоторые, на наш взгляд, острые и важные вопросы.
От внешней политики, дипломатии и разведки можно ожидать не больше того, что они способны дать. А дать они способны лишь выигрыш во времени и в деле обеспечения более или менее благоприятных условий для решения государственных внутренних дел. Ключ к нашим внешнеполитическим успехам — во внутренней политике. Здесь же картина по-прежнему неприглядная. Россия вывозит свои природные ресурсы и ввозит большую часть потребляемой в стране продукции из-за рубежа. Производство же лежит на боку. Наша наука и образование — в глубоком кризисе, а оборонительные возможности крайне ограничены.
Российское общество настолько атомизировано, деморализовано и потеряло ориентиры, что некоторым начинает уже казаться, что мы утрачиваем качество нации. Неизбежный рано или поздно обвал цен на нефть при сохранении нынешнего положения в стране будет иметь самые тяжелые последствия для дальнейшего существования российского государства. У нас очень мало времени для выправления этой ситуации.
Пока же российская внешняя политика вынуждена маневрировать, идти на уступки, пятиться назад ради того, чтобы уберечь страну от каких-либо серьезных конфликтов, которые сейчас нам просто не под силу. Это понятно. С этим приходится мириться. Но продолжаться так до бесконечности не может. Мы близимся к точке, после которой возврата назад уже не будет. Пора наводить порядок в наших внутренних делах. Тогда и внешнеполитическая часть приложится, тогда будут успехи и на внешнеполитическом фронте.