"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" N 65 (12840), четверг, 8 июня 2006 г.

 

Куда путь держать дальше

Объяснение с читателями

По возвращении с Западной Украины Александр Бобров разбирал читательскую почту.

Много откликов пришло на заметку «Наши распри», где я попытался ответить на упреки одного читателя из Калининграда в том, что я, закончивший аспирантуру Академии общественных наук, чуть ли не навязываю, мол, религиозное мировоззрение и клерикализм. Это, конечно, явное недопонимание. Можно принять точку зрения М.Д.Савильного из Киришей Ленинградской области: «Вы — обличитель. И странно ли, что на вас спускают всех собак, есть ли смысл отбиваться от каждой из них?» Именно потому, что не считаю себя только обличителем, а на логотипе газеты обозначено «народная газета», внимательно отношусь к почте и считаю, что смысл в прояснении позиции всегда есть.
Прежде всего, давайте согласимся, что в краткой заметке (как и в письме!) бесполезно вообще поднимать огромную тему «Роль церкви в крушении Российской империи в революцию и гражданскую войну, в период построения социализма или антинародного режима и проч.». Это серьезнейшая научная дискуссия. На днях в расколотой Украине я еще раз наглядно убедился, какова роль религии (официозной или подавляемой) в судьбе государства, в крушении того или иного строя, в политике и нравственности. По мере сил поделюсь потом выводами. А сейчас просто еще раз попытаюсь показать, что у нас, озабоченных судьбой убиваемой России, таких глубоких распрей просто не должно быть. Да их по большому счету и нет. Вот С.Родин из Тамбовской области, как он пишет, «ваш друг и спонсор», доказывает: «Современная Русская церковь фактически простила Ельцину все его преступления против народа, правда, осуждая периодически кое-что на словах. И завтра, если возникнет «ситуация», почти наверняка можно утверждать, что именно Церковь будет расслаивать народ и убедит сидеть по домам, поддерживать «законную» власть. И те, кто еще «не нашел, продолжат искать истину», отвернутся от ваших личных призывов. Извините, но вы, видимо, пока не нашли Истину. Желаю вам этого всей душой. Вы своей репликой показываете, что для вас не важен социальный строй (социализм или капитализм), вы ищете мифический барьер против преступлений и только! Я понял это именно так».
Неправильно понял. Да, всю Истину я, как и всякий грешный человек, не нашел. Тех, кто считает себя ее бесспорным обладателем, я всерьез не воспринимаю. Но друг нашей газеты, который, надеюсь, тоже не нашел конечную Истину, читал, наверное, и другие мои статьи, из которых прямо или косвенно следует только один генеральный вывод: Россия, если она сохранится на планете, терзаемой «золотым миллиардом», достойно выживет только как социалистическая держава, могучая, целеустремленная и высокодуховная. Капитализм, особенно в пещерно-олигархическом виде (при другом я лично не жил) ведет ее к пропасти. Я уже не говорю о нравственной деградации, которая просто убийственна для русского человека. Недаром аристократ Николай Бердяев именно на Западе вывел не раз повторенную мной формулу «Русская душа — не буржуазная душа». Кто этого не понимает, вообще чужд моей стране, которая выстрадала общинное, православное, социалистическое мировоззрение как откровенно антибуржуазное. Пока правители — ставленники противоположной идеологии — не воспримут это, они могут удерживать власть только силой, уничтожением несогласного народа, изощренной ложью, какие бы правильные слова при этом ни говорили.
Борис Иванович Ваулин из любимого древнего городка Рузы соглашается, что у государства нет идеологии, но сетует, что нет ее и у тех, кто не приемлет нынешнее криминально-бюрократическое государство, причем идеологии, направленной в будущее: «Не побоюсь даже сказать: в светлое будущее. А вот из этой категории, то есть с той государственной идеологией, которую могли бы предложить непаразитической части населения страны наши нынешние лидеры народно-патриотической оппозиции у нас, прямо скажем, имеется в наличии всего лишь бардак вперемешку с разбродом. Самое печальное состоит в том, что состояние человеческого общества остро потребует видения, что делать и куда путь держать дальше: «Революционная ситуация уже не за горами. К этому историческому моменту надо быть далеко загодя готовым».
Правильно: загодя — значит не только теоретически, но и соборно. Потому и надо осознать: больше 60% русских (истинно верующих, думаю, 3—4%) все-таки считают себя православными именно потому, что это одна из общенародных скреп, последняя попытка зацепиться за то, что нас объединяет, если все другое — от социальных институтов до национальной культуры — разрушается. И агрессивно, яростно выступать против такой точки зрения — значит работать на тех, кто исповедует ветхозаветный принцип «око за око» и другой — римско-языческий — «разделяй и властвуй».
Москвичка К.В.Аристова ссылается на малограмотного дедушку, который в Бога не верил, а еще и на Чехова, написавшего, что «религиозное движение есть пережиток, конец того, что отжило». Не помню этих слов классика, но хочу обратить внимание на понятие «религиозное движение», то есть нечто оформленное и канонизированное. Я же писал совершенно о другом — о нравственном чувстве и вере в спасительное, вековечное. Потому В.Ф.Гудзь из деревни Большебояновской Иркутской области, даже полемизируя со мной, подчеркивает: «Православную идею и практику православной церкви не отождествляю». Что ж, и я на этих страницах не раз повторял христианский постулат «идея — выше устроенья». Я тоже многое из нынешнего иерархического устроения не приемлю и открыто пишу об этом. Так что и с этой частью читателей у нас больше общего, чем распрей. Вот только с яростным мнением Мишукова из города Бутурлиновска я никогда не соглашусь: «Правы были коммунисты, когда лихо превращали церкви в склады, школы, столовые, а этих трутней расстреливали (вполне справедливо)». Вот из-за такой «лихости», мягко говоря, и смогли обескровить, расколоть, одурачить русский народ те, кому наплевать и на Бога, и на Россию.
Неистовый Виссарион, революционер-демократ Белинский, помудрев с годами, заметил в письме к приятелю: «Нам с вами жить недолго, а России — века, может быть, тысячелетия. Нам хочется поскорей, а ей торопиться нечего». Он не про стремительный прогресс или справедливое устройство писал, а про глубинную, духовную суть России. Убери из нее высшие постулаты (какой хочешь эпитет употреби) — все при историческом движении развалится, как уже бывало, увы, и на нашем веку. Надеюсь, с этим даже мои оппоненты согласятся, но вызывает очередное недоумение другое: в какой же ряд они попадают? Министр образования Фурсенко начал свою деятельность с того, что уволил разработчиков предмета «Основы православной культуры» и отдал приказ о написании нового учебника — «История мировых религий», чтобы у юных граждан все смешалось в голове. Об этом учебнике руководитель проекта академик Чубарьян сказал прямо: при его написании «мы будем прислушиваться к позиции уважаемого человека, честного атеиста, нобелевского лауреата академика Гинзбурга». Тут мне вспомнилось, что И.В.Сталин, составляя библиотеку для своей дачи, собственноручно указал необходимые ему издания. А затем приписал: «Прошу, чтобы не было никакой атеистической макулатуры».
Похоже, под эгидой Гинзбурга готовится макулатурный учебник. Какова же позиция этого физика, а не светоча просвещения? «Я выступаю против дальнейшей клерикализации страны, которую всеми силами продавливает Русская православная церковь, — заявляет он. — Суют свое православие туда, где его отродясь не было. Наука ищет и движется вперед. А церковники все талдычат одно и то же две тысячи лет». Да, наука ищет, а вот счастья и милосердия на Руси не прибавляется. Более того, растет разобщенность и озлобленность.
Снова разбираю почту. Удивительнее и горше всего то, что формально совпадают позиции Фурсенко, Чубарьяна, Гинзбурга, «энергетика» Гозмана, адвоката Борщевского, католика Познера, русофоба Сванидзе и... моих самых непримиримых оппонентов из глубин многострадальной России. Вот загадка и трагедия времени! А мировоззренческие споры — что ж, они только плодотворны.

.


В оглавление номера