На минувшей неделе «Единая Россия» сделала все, чтобы снова «задвинуть» в ящик стола П.Крашенинникова (председатель Комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, член фракции «Единая Россия») поправки в Жилищный кодекс (ЖК). Он действует с 1 марта 2005 года,
но уже принес массу огорчений и несчастий нашим гражданам. «Узкие» места ЖК были видны сразу, и все последствия были предсказуемы. Но усилия коммунистов, ряда других депутатов, стремившихся его исправить, не увенчались успехом. «Единая Россия» приняла ЖК таким, каким его
хотели видеть в правительстве. Но мнение народа разошлось с потребностями чиновников. Кодекс вызвал волну протеста.
Посыпались письма, обращения, поправки. Стало ясно, что законодательный брак
исправлять неминуемо.
Наиболее проработанный комплексный законопроект, содержащий весь
пакет первоочередных поправок, — «О внесении изменений в ЖК РФ, Федеральный закон от 29 декабря 2004 года №189-ФЗ «О введении в действие ЖК РФ», в статью 292
части І Гражданского кодекса РФ» — внесла независимый депутат Галина Хованская. В соавторстве с ней выступили более 20 думцев, что объяснимо: избиратели в один голос
требуют правки жилищного законодательства.
Непроницаемость хранит только «Единая Россия». Критику кодекса слышать не желает, а законопроект Хованской мурыжит больше года в комитете Крашенинникова. К каким только уловкам ни прибегали «медведи». Исчерпав привычный «арсенал», изобрели новые «формы и методы».
В законотворца-селекционера неожиданно превратился Крашенинников. Он выдернул из законопроекта Хованской две поправки и прицепил их к закону о так называемой дачной амнистии (полное название — «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества»). «Амнистия» принята, и вместе с ней поправки: первая — о продлении до 1 марта
2010 года бесплатной приватизации жилья,
а также деприватизация квартир для тех, кто решил перейти на условия социального найма; вторая — об упразднении нормы об обязательном преобразовании жилищных кооперативов в Товарищества собственников жилья (ТСЖ). Разумеется, никакого отношения к дачному вопросу ни одна из поправок не имела. Просто их принятия требовали не только простые граждане, но и многие
чиновники из жилищных департаментов. Вот и решили «единороссы» в какой-то мере избавиться от головной боли.
Но для чего все-таки понадобилось скрещивать два разных закона? Чтобы поднять значимость обещанной амнистии, которая сильно разочарует обладателей соток? Или чтобы раскурочить цельный законопроект Хованской и не «светить» именами его авторов, большинство из которых депутаты от оппозиции (7 — от КПРФ)? Возникали и другие предположения. От законотворческой селекции отдавало нечистоплотностью единопартийного диктата, основанного на принципе «что хочу, то и ворочу». И еще — трусостью. По словам независимого депутата Сергея Алексеевича Попова, конститу-ционное большинство «трусит обсуждать поправки целиком, потому что будет много вопросов, придется объясняться, почему устроили людям инфаркты и многотысячные очереди с приватизацией жилья».
«Мы устраняем недоразумения ЖК», — невозмутимо ответствовал Крашенинников и дал честное «единороссовское», что
16 июня законопроект Хованской будет обязательно рассмотрен. Но слова не сдержал. Вместо обсуждения была разыграна грязная интрига.
В повестку заседания законопроект включили, но не один, а в числе трех как бы
альтернативных законопроектов — «родинца» О.Шеина и «единоросса» С.Неверова, который должен был представлять поправки к ЖК Кемеровского заксобрания. По содержанию законопроекты не были альтернативными, но какая-то «медвежья» лапа их вписала в единый блок. И это настораживало. К тому же законопроекты значились последними в плотной повестке дня. Случайно ли? Предложение Шеина рассмотреть их на дневном заседании «Единая Россия» проигнорировала. Позже выяснится, что «единороссы» и не собирались их рассматривать.
Между тем повестка пошла споро.
По мере приближения к законопроектам Хованской, Шеина, Неверова зал заседаний быстро пустел. Председательствовать сел
вице-спикер «единоросс» А.Чилингаров. Закончив с таможенными тарифами, он внимательно всматривается в повестку, понимает, что наступил черед темы о ЖК, — и на мгновение замолкает. Потом, обращаясь к залу, словно случайно спрашивает: «А где Неверов, он должен докладывать по одному из альтернативных законопроектов?» И вдруг обнаруживается, что Неверов, который час назад сидел в зале, исчез в самый нужный момент. «Неверова нет, значит, законопроекты обсуждать не будем», — заявляет Чилингаров. Зал загудел. Коммунисты, «родинцы», независимые возмутились. Чилингаров подождал, пока эмоции улягутся, и тоном конструктивного примиренца предлагает перенести рассмотрение на 28 июня, сказав: пусть авторы еще поработают. «Да законопроекты не альтернативные, главный из них — Хованской, она в зале, его можно рассматривать», — требовали депутаты. Но Чилингаров остался непреклонным.
Не в его правилах нарушать партийные «инструкции». В этих делах он — «Артур железный». Да и опыт у него богатый. Достаточно вспомнить, как он «дожимал» принятие закона о так называемой реформе ЖКХ. Тогда тоже был вечер, в зале оставалось десятка три депутатов. «Медведям» не хватало рук и ног, чтобы обежать двести с лишним кнопок и набрать нужное число голосов. Но был приказ «принять», и председательствовавший Чилингаров вопреки совести и регламенту раз пять ставил закон на голосование, пока на табло не высветился желаемый результат. Тогда, 4 года назад, и был дан старт всем пагубным тарифам ЖКХ и жилищным мукам, по которым ходит народ и поныне. А на пути к лучшим переменам все те же лица, приемы, ужимки и хитрости, если не
сказать пакости. Неслучайно Неверов «растворился» в думских закоулках, и не с бухты-барахты Чилингаров воспрепятствовал обсуждению закона Хованской.
ЧТО БУДЕТ С ОСТАЛЬНЫМИ ПОПРАВКАМИ К ЖИЛИЩНОМУ КОДЕКСУ?
Большинство их, не менее важных, чем две принятые, остаются в столе Крашенинникова. За разъяснением мы обратились к главному инициатору законопроекта по ЖК независимому депутату Госдумы Галине ХОВАНСКОЙ.
— Галина Петровна, можно ли надеяться, что 28 июня состоится наконец обещанное рассмотрение вашего законопроекта?
— Надежда еще живет, но я до сих пор не могу прийти в себя от случившегося 16 июня. Для меня был удар, когда обсуждение отложили. Если в эту сессию законопроект не будет принят, то за осеннюю сессию мы не управимся со всеми поправками и доработками, их внесено огромное количество. А с 1 января 2007 года вступит в силу ряд таких норм ЖК, которые сильно испортят жизнь многим категориям граждан.
— А чем объяснить действия председателя профильного комитета Крашенинникова, приписавшего две поправки из вашего законопроекта к закону о дачах?
— Объяснение одно: это юридическое хулиганство. Видно, обстоятельства поджимали, и придуман был ход, как принять хотя бы две остро необходимые поправки к ЖК. Протесты были массовые! Народ возмущался, что ЖК установил жесткие сроки
завершения бесплатной приватизации до
1 января 2007 года.
— Любопытно, на чьей совести эта драконовская дата?
— Изначально сторонником этого срока был Павел Владимирович Крашенинников. Потом увидел, что не справляются органы регистрации с потоком желающих приватизировать свое жилье. Возникли очереди
дикие. Зарегистрировать обычные сделки стало невозможно. Тогда до него дошло, что сроки надо продлевать.
— Кому облегчили жизнь принятые с «дачным» законом поправки?
— Продление на 3 года (до 1 января
2010 года) бесплатной приватизации затрагивает интересы минимум 25% населения, не успевшего по разным причинам приватизировать свое жилье. Это старые очередники из числа военнослужащих, которые до 1998 года стали в очередь на жилье. Решится проблема закрытых военных городков, где люди не могут приватизировать квартиры до того, как жилфонд перейдет в распоряжение муниципалитетов.
А те, кто поспешил приватизировать
жилье, сможет до 2010 года как следует оценить свои возможности по его содержанию и при желании расприватизировать. Став социальными нанимателями, они будут нести меньшие затраты по оплате: не нужно будет страховать жилье, платить налог и за капитальный ремонт.
Вторая поправка — отмена статьи 14 из закона о введении в действие ЖК. В ней говорилось, что жилищно-строительные кооперативы (ЖСК), которые не переоформятся в Товарищества собственников жилья (ТСЖ), подлежат ликвидации в судебном порядке по иску регистрирующих органов. Норма вызывала сплошные недоумения, но я бы сказала, что она дает наглядное представление о содержании всего ЖК.
— В вашем законопроекте предлагается более широкий круг поправок, какова их судьба?
— Да, практически сразу, через две недели после вступления в силу этого кодекса, мной был внесен комплексный законопроект о дополнениях и к ЖК, и к закону о введении его в действие. Я понимала, что в ЖК столько противоречий и подводных камней, что он не может оставаться без серьезной доработки. И засучила рукава.
18 марта 2005 года передала в профильный комитет свой законопроект с перечнем
самых актуальных поправок. И только через год, 14 марта текущего года, он был рассмотрен комитетом и одобрен к принятию
в первом чтении. Потом 3 месяца не мог попасть в повестку заседания Госдумы. Его ставили то на 11 апреля, то на 26 мая.
Наконец записали на 16 июня. Но и на этот раз не допустили его рассмотрения. Остается ждать 28 июня.
— О каких поправках к ЖК говорится в вашем законопроекте?
— Назову основные. Первая из них — о праве на приватизацию жилья живущим в общежитиях. Поправка устанавливает обязательную норму о передаче органам местного самоуправления бывших государственных и муниципальных общежитий. А пока, согласно расплывчатым статьям ЖК, общежития включают в число приватизированных объектов, не спрашивая мнения жильцов. Люди оказываются в жутком положении: им выставляют плату по коммерческому найму, не разрешают приватизацию, говоря, что общежития теперь частный жилищный фонд. Даже выселяют. Принятие поправки наведет порядок по общежитиям.
Вторая поправка — по переселенцам. Сейчас при переселении очередника в другое жилое помещение, согласно ЖК, предоставляют столько же жилых метров, сколько он имел. Даже если он жил в коммуналке, имел 3 квадратных метра, то ему столько же и дадут при переселении. Это не только неразумно, но и негуманно. Поправка требует при переселении предоставлять жилплощадь по действующим нормам.
Третья поправка — по бывшим льготникам-очередникам. Мы вносим определенность в положение тех, кто имеет внеочередное право на получение жилья. ЖК
говорит только о том, что им может быть предоставлено жилье по договору социального найма. Это всего лишь констатация об обязанности государства, но ничего не сказано о преимущественном праве этих граждан на получение социального жилья. На этом уже начали спекулировать власти на местах. Я недавно получила письмо о том, что какой-то местный начальник всех
выстроил в общую очередь и отвечает,
например, инвалиду I группы, что он числится в очереди для всех под номером
таким-то. Отсюда вывод: при жизни он не получит свое жилье. Чиновники легко
унюхали, как выгоднее для себя воспользоваться неопределенностью формулировки в ЖК, где можно ущемить права гражданина. Мы в поправке уточняем, кто должен получать социальное жилье вне очереди.
Четвертая поправка запрещает выселять на улицу бывшего члена семьи. Уже немало жутких случаев, когда собственник квартиры продает ее, а бывшего родственника
выбрасывает в никуда, невзирая даже на
запретное судебное решение. В нашем комплексном законопроекте мы даем четкую формулировку, требующую неукоснительного соблюдения решений суда.
Есть еще поправки, упорядочивающие ситуацию с капремонтом жилого фонда, чтобы государство не сбрасывало со счетов свои старые обязательства.
Все наши поправки объединяет одна цель — защита конституционных прав
россиян на жилище. О них приходится властям напоминать постоянно. Кричат, например, наверху, что хотели бы ликвидировать такое позорное явление, как
коммунальное заселение. А в ЖК ввели
ограничение на право выкупа комнат в коммунальных квартирах. Ну что это такое? Если у жильца одной из комнат в коммуналке на 1 метр больше положенной жилищной нормы, ему уже не разрешают выкупить соседнюю освободившуюся комнату. Это ли не глупость?
— Получается, мы имеем ЖК, в котором полно положений, противоречащих ключевому лозунгу приоритетного нацпроекта о доступном жилье?
— Нацпроект и проблемы, которые я назвала, никак не связаны.
В нацпроекте акцент делается на ипотеку. А ипотека — это не для малоимущих. С моей точки зрения,
государство обязано в первую очередь заботиться о гражданах, нуждающихся в государственной помощи и защите. А наше
государство забывает, что у нас 4,5 млн
семей (не человек!), которые стоят в очереди на жилье, и перед ними у государства есть обязательства.
— Вы в комплексном законопроекте делаете упор именно на социальную составляющую?
— Да, потому что считаю, что и зако-
нодательная, и исполнительная власти
обязаны помочь тем, кто без помощи государства не вырвется из нужды. Ведь цивилизованность государства определяется
отношением к старикам и детям. Ну а как у нас к старикам относятся, если их в
общую очередь теперь ухитрились поставить? И в том прямая вина ЖК. Разве
доживут эти очередники до получения квартиры? А инвалиды? Вот женщина, инвалид І группы, пишет, что ее поставили в общую очередь. В расчете на то, что не
дождется? Для нее, действительно, обретение своего угла превратилось в вопрос жизни и смерти.
— Ну хоть молодым нацпроект поможет с жильем?
— Нацпроект — это предоставление ипотечных кредитов. Ими смогут воспользоваться те молодые семьи, которым в состоянии помочь папа с мамой. Потому что молодые семьи при рождении ребенка обычно являются малоимущими. А когда семья встает на ноги (ребенок подрос, мама выходит на работу, если, конечно, найдет детский садик, ведь они после «прихватизации» в дефиците), то перестает быть молодой: супругам в среднем как минимум уже по 30. Вот и решайте: доступное жилье для кого?
— Не могу не спросить, почему комитет волокитит с поправками к ЖК? Их все ждут, принятие не требует затрат, а рассмотрение отодвигается из месяца в месяц?
— Поначалу «Единой России» решительно не нравился состав соавторов. Это были депутаты оппозиционных фракций и независимые. Широко представлена КПРФ. А от «ЕР» и ЛДПР не было никого. Из независимых были я и Гончар. Потом Гончар вступил в «Единую Россию», и еще присоединился, не побоялся, Петр Шелищ, тоже член правящей фракции. После Грызлов посмотрел наш проект и сказал: «Ну как же, тут есть и из «ЕР», будем продвигать».
Вот отношение... Неужели не понимают, что они себя этим унижают?..
Ссылались еще на отсутствие отзыва правительства. Но ссылка не убедительная. Есть положительное заключение Главного правового управления администрации президента. Минобороны заявило о своей полной поддержке наших поправок и даже мне за труды вынесло благодарность. От кого конкретно из правительства ждут отзыва в комитете, не могу понять. Не решаются свое мнение иметь? Ну хватило же смелости рекомендовать наш проект поправок к принятию в первом чтении, и даже пристроили две поправки. Осталось немного: обсудить комплексный законопроект, как полагается, на палате и проголосовать.