В Брюсселе в конце прошлой недели проходил очередной саммит Евросоюза. По правилам ЕС такие саммиты должны проводиться 3 раза в год вне зависимости от того, есть в них нужда или нет. В только что закончившемся саммите, по признанию многих западных экспертов, нужды не было и решать было нечего. Некоторые остряки говорили, что наилучшим исходом встречи руководства ЕС было бы, если бы она осталась незамеченной и своей безрезультатностью не давала пищи для всплеска разговоров о продолжающемся кризисе ЕС.
Действительно, ЕС находится сейчас в сложном положении. Вопрос о конституции ЕС после того, как против нее проголосовали на референдумах французы и голландцы, находится в подвешенном состоянии. Принимать какие-либо серьезные решения, касающиеся своего переустройства, Евросоюзу сейчас очень трудно. Президент Франции Ширак вскоре уйдет в отставку, английский премьер Блэр тоже доживает последние месяцы, новый итальянский глава правительства Проди вынужден править страной, опираясь на ничтожное парламентское большинство. По-настоящему дееспособной в ЕС является лишь канцлер ФРГ Ангела Меркель, но и она сильно скована в своих движениях сильным и своевольным партнером по правящей коалиции — Социал-демократической партией.
Между тем Евросоюз должен что-то решать в отношении своего неудачного проекта конституции, отвергнутой французами и голландцами. Можно, конечно, попробовать провести повторное голосование по этому злосчастному проекту. Однако, скорее всего, результатом подобных действий был бы еще один провал конституции — на сей раз не только во Франции и Нидерландах, но, возможно, также в Польше и Чехии, сильно разочарованных первыми результатами своего членства в Евросоюзе. Поэтому мысль еэсовских стратегов сейчас вращается вокруг вопроса о внесении в проект конституции определенных поправок.
Эти поправки должны были бы существенно сократить текст конституции, который в настоящее время является совершенно неудобоваримым документом. Сильно «потощавшая» в результате этого конституция ЕС необязательно должна и далее называться «конституцией». Этот документ можно бы окрестить «трактатом» или «договором». Суть дела от этого мало менялась бы, а вот от проведения референдумов в этом случае, похоже, можно было бы уйти. Как заявил председатель Еврокомиссии Баррозо, можно оставить открытым вопрос о конституции или неконституции, но в то же время прописать в новом документе некоторые конкретные приманки, интересующие граждан ЕС. В общем, как отмечают некоторые участники саммита в Брюсселе, эта встреча сильно напоминала последние приготовления перед церемонией торжественных похорон проекта евроконституции. Сами похороны должны состояться летом 2007 года, когда председательство в ЕС возьмут на себя немцы, а создание нового документа взамен нынешнего завершилось бы летом 2008 года под водительством уже французского председателя.
В остальном повестка дня брюссельского саммита включала целый ряд менее масштабных, но зато весьма непростых, если не сказать скандальных вопросов. Речь шла о дальнейшей «гармонизации» налогов, что не нравится многим членам Евросоюза, о сохранении системы дотаций для (в основном французского) сельского хозяйства, что вызывает возмущенные возражения англичан, о нелегком вопросе создания совместной обороны стран — членов ЕС, возможности избрания в будущем президента Евросоюза и создания объединенного министерства иностранных дел. Можно с уверенностью сказать, что во всех этих делах ЕС если и будет продвигаться вперед, то, скорее всего, черепашьим шагом.
Есть, однако, еще один большой вопрос, привлекающий к себе внимание не только членов ЕС, но и соседних европейских и не европейских стран. Это планы дальнейшего расширения ЕС. За них активно ратуют англичане, поддерживаемые из-за кулис американцами, а также ряд восточно-европейских стран — бывших союзников СССР, которым не терпится еще дальше оттолкнуть от своих границ «русского медведя», соорудить между ним и собой некую украинско-грузинско-белорусскую буферную прослойку. Против дальнейшего расширения ЕС громко высказываются, однако, французы и австрийцы, которые полагают, что дальнейшее продвижение Евросоюза на Восток ничего, кроме новых проблем для ЕС не принесет, и указывают, что отрицательный результат референдумов по конституции ЕС в значительной степени был обусловлен нежеланием населения «старой Европы» расширять число нахлебников и рисковать утратой управляемости структурами Евросоюза.
Показательно в этой связи, что председатель Еврокомиссии во всеуслышание заявил, что для турок будет «очень трудно» вступить в ЕС. Большинство стран Евросоюза считают, мол, Турцию «культурно чуждым государством». Подобное заявление не могло не вызвать переполох. Ведь переговоры ЕС с Турцией находятся сейчас в критической стадии. Разругавшиеся переговорщики пока что прекратили свои заседания до осени, чтобы не рассориться окончательно. ЕС в ультимативной форме предложил туркам допускать в порты и на аэродромы Северного Кипра, оккупированного Турцией, суда и самолеты, зарегистрированные на Кипре. В этой связи люксембургский премьер Юнкер предупредил, что если турки этой осенью явятся на переговоры без согласия с этими требованиями ЕС, то переговоры придется опять отложить. Возмущение турок по этому поводу не знает границ. Они справедливо полагают, что ЕС по-прежнему пытается заволокитить вопрос об их приеме. Нет нужды говорить, как тяжело переживают отсутствие должного интереса к ним ЕС в Киеве, Тбилиси и Кишиневе.
Подводя итоги состоявшегося в Брюсселе саммита, некоторые его участники говорят, что никакой трагедии не случилось. ЕС, мол, прекрасно жил до сих пор без конституции и вполне может обходиться без нее и далее. Но кризис Евросоюза все же имеет место, и пытаться скрыть это — занятие бесполезное. ЕС в последнее время стал заметно отставать по темпам своего экономического развития от других регионов мира. Идет быстрое старение населения стран Евросоюза. Они не в состоянии, как показали события последних лет и месяцев, переваривать потоки гастарбайтеров, которые устремились в Европу со всех концов мира, но не могут и обойтись без импорта иностранной рабочей силы. Они не могут прийти к единой согласованной политике в области образования, не говоря уже о военных делах и выстраивании своей собственной системы обороны.
Руководство ЕС, однако, продолжает делать вид, что все в порядке, все движется в правильном направлении. Это вызывает нарастающую критику в его адрес, упреки в том, что лидеры ЕС утратили чувство реальности. Как писала на днях влиятельная немецкая газета «Ди Вельт», «еще никогда гибель империи или страны не удавалось предотвратить путем попыток оживления ее конституции». Интересная оценка (особенно на фоне не стихающих в Москве восторгов) по поводу перспектив сотрудничества с Евросоюзом и выстраивания с ним всевозможных «общих пространств».