"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" N 73 (12847), вторник, 27 июня 2006 г.

 

Александра СТРЕЛЬЧЕНКО:
СОХРАНИТЬ ДОСТОИНСТВО В ПЕСНЕ

Смутные, тяжкие времена переживает славянский и даже, казалось бы, единый по культуре русский мир. Народная артистка России Александра Стрельченко — дочь этого светлого и страдающего мира. Она родилась в Днепропетровской области, в певучей украинской семье. Мама была запевалой и заводилой на всех сельских праздниках. Но в 1941 году стало не до песен: погиб в начале войны ее отец. Саша видела ребенком оккупацию, помнит смерть мамы в победном 1945 году. Осталось трое детей-сирот, которых добрые люди обогрели и определили в детский дом. «Сколько помню себя — всегда пела, может, это и спасло в самые трудные годы», — говорит эта маленькая несгибаемая женщина, которая сама выстроила и выстрадала свою высокую судьбу.
Еще учась в школе, Александра решила стать педагогом. Она поступила в заочный Ленинградский педагогический институт и работала воспитательницей в детском саду. Однажды ей на глаза попалась афиша Воронежского русского народного хора. Концерт воронежцев ошеломил песенными хороводами, сценическими красками, и она вдруг вернулась в певучее детство, поняла, что не сможет жить без этого. Застенчивая Александра пробилась в антракте за кулисы, нашла руководителей хора, ее прослушали и тут же предложили ехать с коллективом в Воронеж. Шура без колебаний приняла предложение (вот она, детдомовская самостоятельность!) удивительно быстро, к изумлению профессионалов, выучила партии всех песен в репертуаре и уже через месяц счастливая и гордая стояла на сцене рядом с известными воронежскими солистками. Но судьба готовила ей новые испытания: через год пропал голос: видно, с непривычки перетрудила горло, и врачи предположили, что это навсегда. Пришлось уйти из хора. Но молодая певица превозмогла болезнь и стала солисткой Липецкой и Курской филармоний, снова попав в песенные черноземные края, которые взлелеяли голос Надежды Плевицкой. Через десятки лет она вернулась сюда уже прославленной артисткой, непререкаемым авторитетом в народной песне, чтобы в качестве председателя жюри проводить конкурс имен Надежды Плевицкой.
А тогда песенные дороги привели ее в Москонцерт, в столицу, где Стрельченко поступила во Всесоюзную творческую мастерскую эстрадного искусства и училась в классе выдающейся исполнительницы русских песен Ирмы Яунзем. Педагог Ирма Петровна первая разглядела в юной певице то неповторимое своеобразие и силу, которые принесли в будущем хрупкой певице заслуженное признание. Второй была легендарная Лидия Андреевна Русланова. «Ищи свое, — сказала она Александре, прослушав однажды ее выступление на концерте. — Ты найдешь!»
И Александра Стрельченко нашла себя. Она освоила неисчерпаемый фольклорный репертуар, точно выбирала авторские песни, которые продолжали народные традиции. Первым большим успехом А.Стрельченко стала победа на Международном конкурсе в Софии во время IX Всемирного фестиваля молодежи и студентов. Она получила I место и золотую медаль за лучшее исполнение народной песни. После того как она записала песню Е.Птичкина на стихи В.Харитонова «Я люблю свою землю» и та мгновенно завоевала эфир, многие авторы почитали за честь войти в ее репертуар.
«Когда я была очень популярна....» — так начала одну из фраз Александра Ильинична во время нашей беседы, и мне вдруг стало невыносимо обидно: что же за времена мы переживаем, если одна из лучших (если не лучшая на сегодня!) исполнительница великого народного репертуара с неповторимым, нисколько не потускневшим голосом и запредельным мастерством вспоминает о широчайшем признании в прошлом времени? Разве выразившие душу своего народа Эдит Пиаф или Элла Фицджеральд не знали обожания до последних дней? Сдержал горечь и спросил:
— А как вообще сегодня строится репертуар? Раньше звонили великие мастера задушевной песни: Григорий Пономаренко, мой друг Александр Аверкин, мой учитель Виктор Боков: «Есть новая песня — хор Николая Кутузова готов записать ее для радио». Или, к примеру: «Приближается грандиозный фестиваль народного творчества — не включите ли в ваш репертуар такую-то песню?» А что сегодня диктует жизнь для души, для выживания, для продолжения творческого пути?
— Тогда жизнь одно диктовала, сегодня другое. Как говорится, другие времена — другие песни. И надо как-то вписаться, найти приемлемый путь, но тем не менее нельзя потерять свое лицо, певческое и человеческое, свои выстраданные убеждения, которые нельзя поменять. Надо делать свое дело до конца, при этом хоть чуточку совершенствуясь. Я по-прежнему опираюсь на мощный пласт народной песни. Это такой кладезь, что можно все найти для любого возраста и состояния. Душа осознала многое, опыт огромный появился: все-таки более сорока лет пою, но надо сохранить главное свое оружие — голос. Сейчас у меня проснулся интерес к старинным, не запетым русским романсам. Есть настроение показать их на встрече с читателями «Советской России» 1 июля.
Появляются и новые авторские песни. Мне интересно сотрудничать с Александром Морозовым, особенно когда он начал писать огромный цикл на стихи Николая Рубцова, продолжаю петь песни Виктора Темнова, в том числе и новые. Но особо похвастаться широтой выбора не могу, на моей практике свежих глубоких авторов, пишущих в народном духе, не появляется. Есть примитивные поделки «а-ля рус», но они неглубоки по музыке, по стихам. Ничего не западает в память и в душу. К тому же у меня нет времени на какие-то широкие поиски, бесконечные встречи и просушивания, потому что много сил забирает преподавательская работа. Веду класс вокального искусства в Московском университете культуры и искусств, заведую кафедрой народного пения, преподаю. Самородков никогда особо много не появлялось. Еще меньше их сегодня. Но над голосом надо работать, приобретать технику. Это быстро не дается, требует скрупулезной работы. Если бы я всю жизнь не училась, не работала над голосом, то он у меня давно бы «стерся». Может, кто-то не согласен с моим убеждением, но с молодыми певцами надо много лет напряженно работать.
— Ну, с вами не согласно все телевидение. Набирают неоперившихся ребят, проводят отбор, натаскивают их на две-три песни. И вот вам «народный артист». А люди глазеют, делают ставки, болеют, как на бегах. Это же профанация!
— Организаторы таких шоу не думают о будущем этих ребят. Кому-то надо скопировать западные программы, деньги заработать, показать себя. А если говорить о профессиональном пении — должны пройти годы труда. И не только в области вокала. Надо же привить любовь к народной песне, к своим корням, выстроить отношение к жизни, к искусству. Какой без этого певец?
— Но ведь и конкурсы исполнителей народной песни проводятся, мастер-классы. Вы были председателем жюри и в Саратове, и на Курщине, и на Тамбовщине. Какие результаты они дают? Почему появляется так мало звезд в фольклорном жанре: блеснут — и исчезли. Помню, мне довелось вести первый телерадиоконкурс «Голоса России» в Смоленске, на нем победили Надежда Крыгина и Людмила Николаева. Они стали признанными певицами, заслуженными артистками. А сегодня, по-моему, отдача очень мала.
— Раньше лауреатов показывали по телевидению, они беспрерывно звучали по радио, им давали престижные сцены. Был стимул! А сегодня это никто не популяризирует. Народное искусство не дает мгновенных прибылей, выгодных гастролей. Не формат, как выражаются ныне. А конкурсы обязательно надо проводить, поддерживать таланты. Вот мы упомянули программу «Народный артист», там участвовала Марина Девятова, но у нее есть папа, спина, как говорится. Он всегда поддержит и сделает что надо для сцены. Но не у всех же есть папа! В провинции тяга к подлинной песне по-прежнему огромна. Я была в мае месяце на первом конкурсе имени Сергея Рахманинова на его родине, в Тамбовской области, в Ивановке. Талантливые люди, которые туда приехали, окунулись в необыкновенную атмосферу рахманиновского имения, творчески пообщались, узнали друг друга, порадовались красоте. Это не ради славы, а по любви к пению. Конкурсы обязательно нужны дл необъятной России.
— Я согласен, но говорю с болью о другом. Вот на конкурсе вокалистов имени Георгия Свиридова в Оружейной палате выступали молодые, красивые солистки из Нижнего Новгорода, из Саратова. Статные, талантливые. Я диву даюсь: ну почему не показать красоту! Почему какие-то корявые подростки или подурневшие примадонны заполонили экран? В Кремлевском дворце прошел выпускной бал. Сами гулявшие удивлялись: почему в концерте с билетом по 3000 рублей сплошная попса, ни одного дру гого жанра, ни одной народной песни. Такого, по-моему, нет ни в одной стране. Побывал недавно в Андалузии, там в каждом городке звучит и цветет фламенко. Это ведь не только танец, но и потрясающая народная песня. Толпы поклонников в концертных залах, ночных клубах. Последних-то и в Москве полно, но где можно услышать полноценную русскую фольклорную программу, не «буфет» дешевый с кокошниками, а почувствовать дух русской песни? Это же преступление перед культурой!
— Я знаю вашу требовательную любовь к русской песне, ваш публицистический напор. Вы как бы и меня к обличениям подталкиваете. Но нет у меня на это уже ни голоса, ни сил, ни здоровья, чтобы идти к трибунам, заниматься не своим делом. Может быть, мы как раз и сумеем пережить все обрушившееся на страну, если каждый исполнит свой долг до конца, займется тем, к чему призван судьбой. Мой долг — сохранить достоинство в песне, нести людям ее красоту и свет.

Мне мила эта женщина в русской одежде,
С расписным разудалым платком на плечах,
С простотою забытой, с чистотою нездешней
В чуть прищуренных карих глазах...

Эти строки написал рано ушедший из жизни поэт-песенник Геннадий Георгиев, мой друг по Литинституту, впервые увидав Александру Стрельченко на сцене. Очень точная строка: «С простотою забытой, с чистотою нездешней». Она и остается такой среди разливанного моря бездарности, показухи, словесного мусора и фальшивого веселья. Именно это и вызывает уважение. О природном даре что и говорить!
Свои новые работы народная артистка России Александра Стрельченко покажет любителям русской песни на II слете народных корреспондентов, посвященном 50-летию газеты «Советская Россия», который начнется во МХАТ им. М.Горького на Тверском бульваре в субботу 1 июля в 15 часов.



На фото — Александра Стрельченко с патриархом русской песни Виктором Боковым.



Александр БОБРОВ.



В оглавление номера