Слово перед стартом
«Дорогие друзья, близкие и незнакомые, соотечественники, люди всех стран и континентов! Через несколько минут могучий космический корабль унесет меня в далекие просторы Вселенной. Что можно сказать вам в эти последние минуты перед стартом? Вся моя жизнь кажется мне сейчас одним прекрасным мгновением. Все, что прожито, что сделано прежде, было прожито и сделано ради этой минуты. Сами понимаете, трудно разобраться в чувствах сейчас, когда очень близко подошел час испытания, к которому мы готовились долго и страстно... Быть первым в космосе, выступить один на один в небывалый поединок с природой — можно ли мечтать о большем?
...Первым совершить то, о чем мечтали поколения людей, первым проложить дорогу человечеству в космос... Назовите мне большую по сложности задачу, чем та, что выпала мне. Это ответственность не перед одним, не перед десятками людей, не перед коллективом. Это ответственность перед советским народом, перед всем человечеством, перед его настоящим и будущим. И если тем не менее я решаюсь на этот полет, то только потому, что я коммунист, что имею за спиной образцы беспримерного героизма моих соотечественников — советских людей. Я знаю, что соберу всю свою волю для выполнения задания. Понимая ответственность задачи, я сделаю все, что в моих силах, для выполнения задания Коммунистической партии и советского народа...
Счастлив ли я, отправляясь в космический полет? Конечно, счастлив. Ведь во все времена и эпохи для людей было высшим счастьем участвовать в новых открытиях...
Сейчас до старта остаются считаные минуты. Я говорю вам, дорогие друзья, до свидания, как всегда говорят друг другу люди, отправляясь в далекий путь. Как хотелось бы вас всех обнять, знакомых и незнакомых, далеких и близких!
До скорой встречи!»
Из района приземления
космического корабля-спутника «Восток»
«Я хотел стать космонавтом. Желание лететь в космос — это было мое личное желание. Когда мне доверили это, я стал готовиться к полету. И, как видите, мое желание исполнилось.
Во время полета все мои мысли были направлены на выполнение программы полета. Я хотел выполнить все пункты задания, и как можно лучше. Работы было много. Весь полет — это работа.
Я хорошо знал, что друзья, весь советский народ следят сейчас за моим космическим полетом. Я был уверен, что партия и правительство всегда готовы помочь мне, если я окажусь в сложном положении... И вместе с тем меня наполняло чувство гордости за наш народ, который сумел создать столь мощные корабли, способные поднять человека в космическое пространство.
Я хочу посвятить свою жизнь, свою работу, свои мысли и чувства новой науке, занимающейся завоеванием космического пространства. Мне хочется побывать на Венере, увидеть, что находится под ее облаками, увидеть Марс и самому убедиться в том, есть ли у него каналы. Луна не такой уж далекий наш сосед. Я думаю, не так долго нам придется ждать, чтобы лететь к Луне и на Луну.
Был полон радости, когда коснулся Земли. Когда спускался, то пел песню: «Родина слышит, Родина знает...»
Перед новыми стартами
«...Конечно, будущее космонавтики трудно представить без пилотируемых аппаратов. Немыслимо освоить, покорить космос одними автоматическими лунными и межпланетными станциями. Они, бесспорно, о многом рассказывают и расскажут, но, на мой взгляд, эти станции лишь первая цепь наступающих на космос. Закрепить победу сможет лишь человек.
...Человек «превосходит» машину по ряду важнейших показателей. Он способен хранить большое количество информации в течение длительного времени и использовать ее в нужный момент. Во многих случаях человек может действовать гораздо разностороннее и с большим успехом, чем автоматические устройства. Он с большей точностью, чем автоматические системы, способен проводить некоторые научные наблюдения и более четко выполнять определенные прикладные задачи. Говоря техническим языком, человек обладает большей разрешающей способностью в экстремальных, особо трудных условиях полета и может принимать на месте не подготовленные заранее решения. А это особенно важно в начальный период освоения космоса, когда в силу недостаточной изученности космического пространства программы автоматических разведчиков, разработанные на Земле, не могут полностью соответствовать фактическим условиям космического полета. В таких случаях потребуется изменение программы, что наиболее успешно опять-таки сделает человек, находящийся непосредственно на корабле. Он будет контролировать, отменять и утверждать наиболее важные решения автоматических систем и выполнять операции, не поддающиеся полной автоматизации.
Человек доказал, что он незаменим в космическом полете. Вот почему можно ожидать, что его участие в космических исследованиях будет из года в год расширяться».
Юрий Гагарин —
читателям «Советской России»: