РАД, что сегодня могу присоединить свой голос к голосу миллионов читателей «Советской России». Написал эти строки и на память вдруг пришли слова одного из самых известных европейских социалистов XIX века Лассаля. Однажды, после очередного выступления перед рабочими, имевшего шумный успех и сопровождавшегося здравицами в его адрес, журналист не без умысла спросил у него, как он относится к такому безмерному почитанию своей личности, не тяжко ли ему? На что умный и ироничный француз, как всегда, искрометно пошутил: «О да! Уж лучше бы меньше почитали, а поболее читали!»
За свою газету я спокоен. «Советскую Россию»
и читают и почитают. Ее небольшой, но необычайно талантливый коллектив во главе с мудрым Валентином Васильевичем Чикиным — редактором №1 в постсоветской России — в нынешних, порой, невыносимых условиях делает невозможное:
независимая народная газета несет чистое слово правды в изолгавшийся мир. Мне, одному из авторов газеты, доставляет немалую отраду сотрудничать с этим замечательным коллективом. «Советская Россия» остается заповедной территорией исчезнувшей великой страны, местом, где пульсирует память о Советской цивилизации.
Все последние годы, как я встал на путь публицистики, единственное, что делал — старался достучаться до сознания соотечественников. Те, к кому обращено мое гражданское откровенное послание — граждане «новой» России и прежде всего русские, те самые, кого исстари зовут великороссами. Что же все-таки с нами произошло, каким наваждением духовной немочи мы оказались поражены на излете XX века? Почему равнодушие, безволие и покорство судьбе, стяжательство после века великих побед и подвижничества поколений стали довлеющими в поведении людей. И произошло это как-то сразу, обвально, после злополучного августа 1991 года. Что же, в самом деле, черт подери, приключилось с нашим неробким духом народом? Эти угрызения терзают меня, как и многих в моем поколении — свидетелей и участников взлета Советской цивилизации в ХХ веке. Убежден: мы должны наконец очнуться, вырваться из этого духовного оцепенения, напоминающего забытье уснувшего сладким сном в сугробе. Иначе лишимся будущего. А с нынешним народонаселением, в котором уже с трудом узнаются мужественные и одухотворенные черты наших славянских предков, не только осмысленное бытие, даже повседневное существование в традициях Русского мира нам не светит. А коли мы, великороссы, поступимся своим первородством, то не избежать нам горькой участи поверженных, идущих к закату человеческих миров. В истории такое уже бывало не раз. Многие некогда могущественные и цветущие цивилизации превратились в прах, пыль на ветру.
Все то фантасмагорическое, что произошло со страной, с людьми в последние двадцать лет, еще предстоит познать исследователям — экономистам, политологам, историкам и, увы, социальным психологам. Неспроста наши западные недруги и их подголоски дома исподволь, а чаще в открытую подначивают великороссов: и зачем, дескать, такому поредевшему и изнуренному народу тщиться удержать за собой пятую часть земной суши со всеми ее сокровищами, когда на планете уже и без того негде повернуться из-за перенаселенности и ограниченности природных ресурсов. Глобалисты лелеют думку этнического «замещения» на евразийском просторе от Балтики до Владивостока. Коли вам, великороссам, видно, не судьба удержать за собой половину Евразии, то, может быть, будет покойнее, если Россия превратится в некую Ямскую Слободу, подрядившуюся перевозить по Сибирскому тракту, мимо моей родной Елбани, товары из бурно развивающейся Азии в Старый Свет. Так видят наше будущее и некоторые реформаторы, подручные мировых менял.
Мы должны признаться друг другу после стольких лет лжи, глупой веры в созидающее начало человеческого индивидуализма и эгоизма при попрании «отсталого» кол-лективистского крушения иллюзий скорого построения своего маленького мещанского счастьица за счет обнуления некогда мощного социалистического государства, что в нашем моральном и экономическом банкротстве виноваты не злые чары Запада, а мы сами. Это все мы, Господи!
На руинах великой державы поздновато посыпать голову пеплом. Видит Бог, не Джон Аллен Даллес и не козни инородцев, а свои, отечественные, каины повинны в крушении СССР, развале индустрии и села, опустошении наших душ, пьянстве и наркомании молодежи. Василий Розанов писал, что есть «что-то жалкое, горькое и, в конце концов, глупое, бесталанное… в положении и психологии каинства», которому подвержены как и тогда, перед Февральской революцией, так и ныне многие «общественные деятели». А что же касательно евреев, на которых многие грешат, то они, ведомые своими духовными пастырями, делают то, что всегда делали их предки на протяжении веков — обустраивают мир под себя. Это привычная форма выживания в чуждом для них обществе и государстве, где исповедуются иные идеологические, религиозные и нравственно-этические ценности. И для человечества это не является тайной. Почитайте хотя бы труды Льва Гумилева об этногенезе, где он глубоко раскрыл деликатную тему противоречивости сосуществования и борьбы этнических сообществ — славян и тюрков, хазар и иудеев… Или последнюю монографию «Двести лет вместе» глубоко чтимого либералами всех мастей А.Солженицына. Перечитайте исторические аллегории Гумилева об «этнических химерах», и многое по-новому откроется нашему взору. Так уж как-то обернулось, что именно эта космополитичная публика встала во главе всех идейных течений, исповедующих пресловутые «общечеловеческие» ценности, насаждающих мировоззрение и мироощущение человека Перекати поле, не связанного корнями с отчей землей. Именно они силком стараются натянуть на нас маску «общечеловека», чтобы под ней скрылись, растворились русские православные черты. Но при этом в полной мере используют мощные финансовые, организационные и человеческие ресурсы, чтобы сохранить свою национальную индивидуальность, религию и культуру. И попробуйте только посягнуть на их право быть собой. Но стоит только вслух сказать о русском самосознании, как масс-медиа тут же тебе припечатывают ярлык националиста. Принцип абсурдный: если не еврей — значит непременно антисемит, действует безотказно, с эффектом гаубицы.
Даже писатель-эмигрант Э.Тополь во времена «семибанкирщины» не выдержал и слезно обратился к своим соплеменникам: уймитесь, пока не поздно, грех нам, малому народу, обманом и ловкачеством захватывать достояние русского да и всех других народов России, с которыми у нас одна судьба. В ответ «святотатцу» — резкие и кичливые «резоны». Дескать, нашему брату надо еще получить сполна возмещение за прежние обиды — и за «черту оседлости», за «гонения» при власти КПСС. Свежо предание! «…Николай I чуть ли не насильно загонял евреев в русские училища, русские гимназии и университеты», — свидетельствует В.Розанов.— Результат был тот, что евреи не стали русскими, но стали космополитами в русском сюртуке и на русской должности в русских профессиях. Всюду они распространили этот безличный дух, эти неопределенные бесцветные убеждения, стремления… где русское выветривается и тоже обезличивается». И разве же «малоросс» Розанов возводил напраслину? То-то сегодня его заклеймили бы и обвинили в «фобии»!
…Нам, великороссам, надо бы остудить и бесплодный риторический антиамериканизм, которым пробавляются и масс-медиа, и сама наша власть при всех своих правоверных глобалистских убеждениях. Зряшное и пустое это дело! Пусть правящая элита США вновь и вновь заходится в антироссийской истерике при каждом «непослушании» и строптивости России. У них это повелось со времен Рейгана с его глупейшей идеологеммой об «империи зла», которую с восторгом подхватили наши образованцы и используют до сих пор. Не будем всерьез принимать и горячую заботу Дяди Сэма о попранных «правах человека» в России. Где они были, благочестивые, в наши кромешные
90-е? Зато вовсе неплохо бы перенять нам настырность, с какой янки хлопочут за свои интересы, норовя урвать свой кусок пирога в начавшемся переделе мира и острой схватке за ресурсы развития.
Братья-славяне, не взыщем слишком строго с американцев! Они как никак создали великую экономическую и военную империю, но стали заложниками ее чудовищной разрушительной мощи. И все их попытки перекроить мир под себя уже в ближайшей перспективе обречены. История порой зло шутит. Американцы как были, так и остались конкистадорами. Огромную отрицательную роль играет и особенность их бытия — психология островитян. Попомните, Америке скоро будет не до России. Ее буквально разрывают внутренние проблемы, а попытка решить их за счет внешней экспансии выйдет боком. Задайте себе вопрос: много ли нам досаждала Америка в повседневной жизни во времена СССР, когда мы были сильны и независимы? Для нас США были отнюдь не бумажным тигром, но военная и экономическая самодостаточность СССР делали нас несокрушимыми.
Займемся делом! России следует сосредоточиться на проблемах воспроизводства нации. А то ведь до последнего дня мы жили по Салтыкову-Щедрину: «Никакой внутренней политики нет и не должно быть». Это межумочное положение, похоже, уже тяготит власть, раз она так торжественно протрубила о четырех «национальных проектах», масштаб которых мелок. А что до внешней политики, то она должна действительно стать продолжением внутренней, а не суетным исканием на саммитах, в чужом пиру похмелья. Возьмем пример хотя бы с чадолюбивых евреев и дадим нашим детям и внукам хорошее образование, даже в ущерб «сытости» и эгоизму взрослых, т.к. это они допустили, что образование стало не просто плохим и платным, а дорогим и недоступным для многих. Все доброе, что есть в наших душах, отдадим новому поколению. Только в семье они смогут сегодня обрести любовь, заботу, доверие и понять, что нормальные человеческие отношения зиждутся не на конкурентоспособности, силе денег и власти, а на взаимном уважении, взаимовыручке и правде.
Своим личным примером убедим наследников, что патриотизм, национальная гордость великороссов начинаются с любви к отчему дому. Как писал православный мыслитель Георгий Федотов, «…мы должны изучать Россию, любовно вглядываться в ее черты, вырывать в земле закопанные клады. Наше национальное сознание должно быть сложным в соответствии со сложной проблематикой новой России (примитивизм губителен!)».
И тогда выросшие умные дети и внуки станут хорошими профессионалами и будут нашей гордостью, надеждой и опорой России. И тогда сам черт им не страшен, а не то что происки каких-то мировых менял и местных ростовщиков с их потугами на господство. Мы, великороссы, должны стать снова хозяевами в своей стране. И как только сбежавшие «задрав штаны» из империи народы почувствуют созидательную животворную энергию возрождающейся нации, они неминуемо окажутся в орбите экономического, культурного и политического притяжения России, во главе которой, без сомнения, будут стоять не наследники Семьи или питерского клана, с их муниципальными представлениями о России как о большом Васильевском острове, а высокообразованные великороссы — истинные патриоты страны. Они в добром согласии с народами-соседями и решат, исходя из общих геополитических интересов, в каких границах быть возрожденной империи.
Так что дело за малым!
А пока, к стыду нашему, «своекорыстие как форма аполитизма служит патентом на благонадежность». Эти едкие слова Георгия Федотова относились к временам, предшествовавшим падению династии Романовых. Все вернулось на круги своя! Ровно таковы же мораль, повадки, недалекость теперешнего правящего класса. Верноподданничество и стяжательство сплелись — водой не разлить. Деловой человек при нынешнем авторитарном режиме зарубил себе на носу, что охранная грамота для его бизнеса только тогда действительна, когда в политику — ни ногой! Игра в ладушки с думскими «медведями», само собой, не в счет. Это всеобщее раболепие как-то незаметно привилось по мере укрепления «властной вертикали». Политическое бузотерство ельцинских времен даже брынцаловского пошиба теперь возбраняется. В 90-е годы, по своему опыту в российском бизнесе сужу, в предпринимательском сообществе люди чувствовали себя вольней. Не было такой опасливой оглядки на власть имущих. Путинский же «термидор» даже крупным воротилам указал, где их шесток. Отчасти это и неплохо, как может показаться. Еще на памяти, как циничный и тщеславный Борис Березовский в открытую маклерствовал в Кремле и рассаживал по креслам министров. Худо другое: деловое сообщество России (речь не про олигархические кланы, которые все еще на славу преуспевают, а про все корпоративное сообщество работодателей) не имеет никакого политического веса. Кремль не «равноудалил» русских предпринимателей, а попросту гнет свою жестко либеральную линию в экономике, вовсе не спрашивая их мнения.
Наверное, такой безгласной корпорации, как среднее и малое предпринимательство в России, нет ни в одной развитой стране. Который год все сетуют, даже премьер Фрадков о том же сокрушается, что в стране нет промышленной политики, а отраслевое управление либералы Краснопресненской и вовсе упразднили. В ходу только холостые «монетарные» регуляторы рынка, не обеспечивающие даже простой нормы прибыли. В результате сырьевики как сыр в масле катаются, а промышленность все туже затягивает пояса. Немедленно водворить Россию в ВТО — и баста! То, что выглядит самоцелью, данью догматике «открытых» рынков, на поверку таит узкую выгоду лишь экспортеров сырья, допущенных на птичьих правах на мировые рынки, и вовсе упрощает вывоз капитала. Промышленники же, работающие на внутренний рынок, покорно смирились с вступлением в ВТО. Они глухо ропщут, но не смеют перечить власти. «Народ безмолвствует...»? Обывательское, а не гражданское состояние умов у людей, наживших капиталы и, казалось бы, независимых.
«Россия доросла до требования свободы, — писал в свое время Д.Менделеев, — но иной, соединенной с трудом и выполнением долга… Как надо поработать еще мозгами в Государственной думе, чтобы законами поощрить труд и вызвать порывы долга перед Родиной… Промышленность не только накормит, но и даст развернуться трудолюбцам всех разрядов и классов». Эти строки из «Заветных мыслей» ученого разве не звучат нам укором и предостережением? «Когда славянская общинная идея заменит современную идею об единице (индивидуализм тех, кого прозывали во времена Гоголя «аршинниками», — В.П.) и дело пойдет дальше теперешнего, будет больше правды и толку?» Менделеев обладал острым чувством хозяина, а в его сочинении «Толковый тариф» содержится глубокое экономическое обоснование «умеренного протекционизма» для России. И еще (не в бровь, а в глаз) самовластью «питерских» в наши годы: «Промышленность не рождается в стране, лишенной известной суммы гражданских прав». К слову, они, гражданские права, доведены до самой малости в «нефтегосударстве», которое с таким усердием пестуют наши реформаторы… Известное изречение Менделеева, что сжигать нефть все равно что топить ассигнациями печь, — метафора расточения национального достояния при нынешней сырьевой направленности экономической политики.
Малоизвестный факт: наш великий Менделеев был и успешным, как бы сейчас сказали, менеджером нефтяной промышленности. Известный крупный русский предприниматель В.А.Кокорев, который понес 200 тысяч рублей убытка за год от своих нефтепромыслов в Баку, уговорил профессора взять дело в свои руки. «Либо полностью устранить убытки, либо закрыть завод». Через год промыслы дали 200 тысяч рублей чистого дохода. Просьбу Кокорева и «дальше править дело» Менделеев отклонил, хотя предприниматель предлагал ему жалованье на порядок больше профессорского. «Отговорки» ученого Кокорев назвал «барскими затеями, от которых Россия плохо движется вперед». Через много лет Менделеев отдал должное «самородному русскому уму Кокорева» и раскаялся, что ушел от живого дела. Таковы были его последовательные гражданские убеждения.
…Скоро граждане России будут голосовать на очередных выборах в Думу. Не за горами и выборы президента. Я задаю нериторический вопрос тем многочисленным соотечественникам, которые просто спят и видят, чтобы переизбрать В.Путина на третий срок или отдать голоса за его выдвиженца. Понимают ли граждане России, что нарастающий качественный упадок экономики и общества — следствие ошибочной экономической модели
Ельцина и Путина? При продолжении такой политики упадок хозяйства страны приобретет уже
необратимый характер. И в рамках сложившейся политической системы судьба страны как колониальной периферии, обслуживающей потребности государств «золотого миллиарда», кажется, предопределена. В России строится «манчестерский
капитализм» со всей его исторической обреченностью и воскресшей «старой мерзостью». Такой ли судьбы мы желаем себе и нашим потомкам?