Легендарный крейсер «Аврора» — вероятно, один из самых романтичных символов революции. За сто лет жизни корабль был свидетелем и участником многих событий, оставшихся в истории страны. Вместе с тревожным вечером 25 октября 1917 года они и легли
в основу экспозиции созданного на корабле ровно 50 лет назад музея.
Крейсер «Аврора» был заложен в мае 1897 года. Корабль строился под руководством русского инженера К.М.Токаревского на стапелях Нового Адмиралтейства в Петербурге. Три года спустя в присутствии Николая II судно было торжественно спущено на воду. Интересно, что у знаменитого крейсера был также прославившийся предшественник. Парусный фрегат «Аврора», построенный в первой половине XIX века, героически сражался с англо-французской эскадрой на Дальнем Востоке в 1854 году, во время Крымской войны. Он сыграл большую роль в обороне Петропавловска, которым противник так и не смог овладеть. Английские и французские корабли тогда были вынуждены покинуть Авачинскую бухту.
Первое плавание новой «Авроры» было также на Дальний Восток — крейсер и был построен для укрепления Тихоокеанского флота. В этом плавании корабль побывал в Англии, Алжире, Италии, Тунисе, Греции, зашел в порт Суэц и посетил крошечную африканскую страну Джибути. Однако корабль был вскоре отозван на Балтику: началась Русско-японская война, и «Авроре» предстояло принять в ней непосредственное участие.
Под командованием капитана
I ранга Е.Р.Егорьева экипаж «Авроры» воевал в Цусимском сражении. В задачи крейсера входила защита с востока колонны русских транспортов. 14 (27) мая 1905 года «Аврора» вступила в бой с японскими кораблями. Порядка восьми вражеских кораблей вели обстрел русского крейсера — в корабль попали 18 снарядов и множество осколков, так что количество пробоин исчислялось сотнями. Команда корабля сражалась героически — несколько раз удавалось остановить начавшиеся пожары на судне, а минный электрик Андрей Подлесный сумел восстановить поврежденный осколком кабель управления рулем, благодаря чему потерявший управление крейсер был выведен из-под огня японцев. У «Авроры» оказался поврежденным корпус, была нарушена работа системы управления огнем артиллерии, разбиты несколько орудий. В этом бою погиб капитан корабля Егорьев — он был убит осколком попавшего в боевую рубку снаряда. Всего же экипаж потерял 15 человек убитыми и более 80 ранеными. Несмотря на повреждения и потери в личном составе, «Авроре» удалось уйти от преследования японских кораблей, и 21 мая (3 июня) 1905 года корабль достиг Манилы. Домой, в Россию, крейсер вернулся после окончания войны.
Экипаж был расформирован — у кого-то из матросов закончился срок службы, кого-то перевели на другие корабли. В эти годы, как и на многих других кораблях российского флота, на «Авроре» усиливается недовольство условиями службы, накаляются отношения между матросами и офицерами. Свидетельства этого появляются в большевистских газетах, куда пишут сами «нижние чины», а также в донесениях командира корабля. Начинаются репрессии — в 1911 году несколько матросов с крейсера были преданы суду. В годы, предшествовавшие Первой мировой войне, «Аврора» являлась учебным кораблем. На нем мореходству учились кадеты и гардемарины Морского корпуса. Где только не побывала тогда «Автора»! Она плавала к берегам Африки, посетила множество европейских стран. Ее даже почтил своим присутствием германский император, кроме того, «Аврора» была отослана участвовать в торжествах по случаю коронации короля Таиланда. Крейсер плавал в водах трех океанов — Атлантического, Индийского и Тихого.
Во время Первой мировой войны «Аврора» несет службу в составе Балтийского флота — корабль приписан к порту финской крепости Свеаборг. Крейсер несет дозорную службу, участвует в обороне Рижского залива, осуществляет артиллерийскую поддержку частей российской армии, отражает атаки вражеской авиации. Однако долгая служба в российском флоте дает о себе знать, и осенью 1916 года корабль отправляют на капитальный ремонт на Франко-русский завод Петрограда.
Команда корабля вместе с рабочими завода участвует в охвативших город забастовках. В феврале 1917 года на борту крейсера разворачиваются драматические события. В ответ на требования матросов отпустить троих арестованных агитаторов командир корабля Никольский и старший офицер Огранович открывают по матросам огонь из пистолетов. Смертельное ранение получает матрос Прокофий Осипенко. Расправа над членами команды собственного корабля стоила Никольскому жизни — командир «Авроры» был расстрелян матросами. «Аврора» стала первым кораблем российского военно-морского флота, на котором в февральские дни 1917 года был поднят Красный флаг.
В годы Великой Отечественной войны на серьезно поврежденном немецкими снарядами полузатопленном корабле развевался Военно-морской флаг СССР. Сегодня же на «Авроре» установлен Андреевский флаг — как «символ морской мощи России», поясняют на сайте музея. Между тем боевая служба крейсера «Аврора» в дореволюционные годы пришлась как раз на время трагических поражений русской армии и флота, когда даже небывалый героизм русских моряков без поддержки в виде экономической и военной мощи государства оказывался неспособным победить врага...
Февральская революция совершенно меняет жизнь на корабле. Некоторое время спустя на «Авроре» создается судовой комитет. Его председателем стал минный машинист Александр Белышев, который вместе с трюмным машинистом Николаем Лукичевым и плотником Тимофеем Липатовым были первыми большевиками «Авроры». Всего же к началу Октябрьского вооруженного восстания на судне было 42 члена большевистской партии.
В октябре 1917 года предпринимается попытка увести «Аврору» из Петрограда: командиру корабля старшему лейтенанту Эриксону приказывают выйти в море и двигаться в направлении финского порта Турку. Однако решением Центрального комитета Балтийского флота крейсер остается в городе. Накануне октябрьского восстания Яков Свердлов выдает А.Белышеву мандат комиссара «Авроры». Задача «Авроры» — восстановить движение по Николаевскому мосту. Эриксон отказывается вести «Аврору» по Неве к мосту под предлогом того, что фарватер давно не измеряли и идти наугад опасно. Тогда несколько членов экипажа лотом измеряют глубину реки и докладывают, что идти можно. Матросы крейсера сводят разведенный Николаевский мост, обеспечивая проход вооруженному отряду, а сама «Аврора» становится на якорь напротив Зимнего дворца. Вечером 25 октября 1917 года она дает холостой залп в сторону Зимнего, послуживший сигналом к началу штурма.
Во время Гражданской войны часть моряков крейсера ушли защищать Советскую власть, сама же «Аврора» была законсервирована. Затем в 1920-х годах крейсер снова использовался в качестве учебного корабля. В 1927 году, в год десятилетия Октябрьской революции, крейсер «Аврора» был награжден орденом Красного Знамени. А с началом Великой Отечественной войны он встал на защиту Ленинграда. Его артиллерия сражалась с немецкими самолетами.
Восстановить корабль — участник революции решено было еще до окончания войны. «Аврору» ремонтировали, пытаясь сделать ее такой, какой она встретила 1917 год. Музей же на крейсере стал создаваться с 1950-х годов, а в 1956 году он получил статус филиала Центрального военно-морского музея.
В ноябре прошлого года музей на легендарной «Авроре» посетили работники редакции «Советской России». На борту знаменитого крейсера была организована не совсем обычная экскурсия: о столетней истории корабля журналистам газеты рассказал бывший моряк, 90-летний Яков Петрович Давыдов.