"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" N 77 (12850), четверг, 6 июля 2006 г.

 

БЕДА НЕ ХОДИТ В ОДИНОЧКУ

Причина катастрофы в метрополитене испанского города Валенсия, где в понедельник произошло крушение электропоезда, — превышение скорости. По данным, полученным после расшифровки «черного ящика» поезда, скорость состава в момент аварии в два раза превышала установленную для данного участка пути. Расследование показало, что поезд двигался со скоростью 80 км/ч, тогда как допустимая скорость на том участке не должна превышать 40 км/ч. Превышение скорости сыграло роковую роль, когда состав вошел в поворот.
Поезд сошел с рельсов на дуге участка между станциями «Площадь Испании» и «Хесус». Ранее в качестве одной из версий происшествия называлось повреждение одного из колес состава. Однако теперь это предположение, равно как и «террористический след», исключаются.
Свидетели утверждают, что поезд неожиданно резко увеличил скорость перед трагедией. Причиной того, что состав потерял управление и разогнался до 80 км/ч, скорее всего, явилось недомогание машиниста, повлекшее за собой утрату должной реакции.
Председатель профсоюза работников железных дорог Валенсии Хорхе Альварес отметил в беседе с журналистами, что «помимо недомогания, причиной катастрофы могла стать неопытность машиниста». «Он проходил практику на ускоренных курсах всего 14 дней вместо двух месяцев, как положено по инструкции», — отметил Альварес. Профсоюзный деятель обвинил руководство валенсийского метро в «стремлении сэкономить на учебе персонала, что ставит под угрозу жизнь пассажиров».
Испанские эксперты предполагают, что 41-летний машинист, самостоятельно водивший поезда с апреля этого года, «мог неожиданно потерять сознание или почувствовать себя плохо», и в результате не сумел предпринять необходимые действия во избежание катастрофы. Однако что произошло с машинистом определить теперь невозможно: он тоже погиб.
В результате катастрофы 41 человек, в том числе 5 иностранцев, погибли, 47 получили ранения. 12 все еще находятся в больницах, состояние двоих врачи оценивают как крайне тяжелое. Власти Валенсии объявили в городе и провинции трехдневный траур. Прошли первые похороны погибших. Для участия в траурных мероприятиях прибыл король Испании Хуан Карлос и премьер-министр страны Хосе Луис Родригес Сапатеро, прервавший свой визит в Индию.
Произошедшая авария — не первая на этой ветке валенскийского метрополитена. В сентябре прошлого года здесь столкнулись сразу три электропоезда. При этом пострадали 35 человек. Профсоюзы давно утверждали, что изношенность путей и подвижного состава метро в Валенсии может стать причиной катастрофы. Но местные власти, как и везде в «мире рынка», поставили прибыли выше опасности для человеческой жизни.
Катастрофа в Испании — повод для того, чтобы посмотреть на состояние дел в этой сфере в России. В последнее время прозвучали сообщения, что ряд станций метро в Москве, в частности «Кропоткинская», находятся в потенциально опасном состоянии. Об этом недавно заявил в своем докладе на международной конференции «Город и геологические опасности» профессор Российского геологоразведочного университета, член Тоннельной ассоциации России Евгений Пашкин. Однако руководство московского метро предпочитает делать оптимистические заявления, утверждая, что опасность сильно преувеличена.
Тем временем сбои в работе метро происходят ныне чуть ли не ежедневно. Более того, усиленная застройка Москвы «элитным» жильем, в том числе и вблизи линий метро, также ухудшает положение. Строящиеся торговый комплекс возле метро «Киевская», жилые комплексы возле «Сокольников» и на перегоне между «Щелковской» и «Первомайской» уже вызывают тревогу специалистов. Недавно в один из тоннелей, прямо в идущий поезд, «забили» железобетонную сваю. Можно ли ждать иного в обществе, где максимизация прибыли поставлена выше, чем благосостояние человека.
----------------------------------
5 июля в Новопушкинском сквере в Москве состоялась акция протеста работников московского метро. В пикете под лозунгами: «Долой принудительный труд!», «Мэрия, не жлобись, отдай обещанное!», «Почему в метро не хватает рабочих?» — приняли участие около 30 человек.
Как сообщила председатель профкома московского метрополитена Светлана Разина, главное требование бастующих — немедленное увеличение заработной платы. По ее словам, с 1 мая вступило в силу действие трехстороннего соглашения между правительством Москвы, профсоюзами и работодателями о размере минимальной заработной платы в Москве. Она должна быть не менее 4100 рублей. В московском метро минимальный оклад не превышает 3500 рублей. Кроме того, администрация метро до сих пор не определила размер денежной компенсации за задержку заработной платы. По словам Светланы Разиной, если требования протестующих выполнены не будут, профком метро будет искать другие методы борьбы за повышение зарплаты, вплоть до прекращения работы и остановки метро.



А. САФАРИН



В оглавление номера