По последним данным, спасатели МЧС извлекли из-под обломков потерпевшего катастрофу в иркутском аэропорту аэробуса
А-310 тела 124 человек. 57 человек находятся в больницах. Тела еще 9 обнаружить пока не удалось. В настоящее время началась процедура опознания жертв родственниками. Вчера в стране был объявлен день траура по всем погибшим.
Рейс №778 Москва—Иркутск авиакомпании «Сибирь» завершился трагедией уже после того, как самолет коснулся взлетно-посадочной полосы, а командир экипажа Сергей Шибанов доложил о приземлении. Как сообщают выжившие пассажиры, после приземления самолет вдруг снова начал разгоняться и, выехав с территории аэродрома, врезался в находящиеся сразу за его оградой гаражи. После этого практически сразу начался страшный пожар, вызванный взрывами от воспламенившегося топлива. Те из 203 пассажиров и членов экипажа, кто находился в переднем салоне, были практически обречены. Люди, летевшие в хвосте, выпрыгивали из аварийного выхода и образовавшейся в борту пробоины. Многие из них получили серьезные травмы, прежде всего ожоги и отравления продуктами горения.
НА БОРТУ САМОЛЕТА находились дети, собиравшиеся на отдых на Байкал. Пока известно о 7 погибших и 6 госпитализированных детях. Один из госпитализированных, 9-летний мальчик, находится в крайне тяжелом состоянии. Двое пациентов скончались уже в больнице. Также поступала информация о том, что власти Иркутска выясняют, не было ли людей в сгоревших после катастрофы гаражах, в которые врезался самолет.
Местные жители, ставшие свидетелями трагедии, сообщают, что картина, представшая перед их глазами ранним воскресным утром, была страшной. Десятки обожженных полураздетых людей бежали по городской улице. Пожар на аэробусе удалось полностью потушить через два с лишним часа. В результате передняя часть машины выгорела практически полностью.
В воскресенье в Иркутск прибыли родственники пострадавших и погибших. Последним предстоит тягостная процедура опознания своих близких: многие тела сильно обгорели. Некоторые еще надеются обнаружить родных среди выживших. Главным образом, это касается тех, кто пока не нашел своих родственников ни среди живых, ни среди погибших. В разбившемся самолете летела дочь известного русского писателя, друга нашей газеты Валентина Распутина. Среди выживших имени 30-летней Марии нет. Мария окончила московскую консерваторию, где в настоящее время и преподавала. В Иркутск летела навестить отца, мать и брата.
Официальные данные о причинах авиакатастрофы представители компании «Сибирь» обещают обнародовать после исследования материалов бортовых самописцев. Прокуратура, возбудившая по факту происшествия уголовное дело, заявляет, что в настоящее время рассматриваются все возможные причины аварии, в числе которых главными являются технические: отказ тормозов или неисправность одного из двигателей, что не дало самолету сбросить скорость при посадке. Не исключают и так называемый человеческий фактор, хотя, как известно, самолетом управлял очень опытный экипаж.
Что касается технического состояния машины, то руководство авиакомпании «Сибирь» уже заявило, что самолет находился в хорошем техническом состоянии и вовремя прошел все необходимые осмотры и профилактики. Характерно, что такие заявления неизменно следуют после каждой очередной трагедии. Так было и совсем недавно, когда в начале мая под Сочи разбился армянский аэробус A-320.
Между тем вопрос о качестве техники, используемой многочисленными теперь в России авиакомпаниями, не может не вызывать беспокойства. Главным образом потому, что общепринятой системой этих авиакомпаний стала закупка или аренда подержанных, а зачастую и откровенно старых машин за рубежом. Прежде всего это американские «боинги», а также европейские аэробусы разной модификации. Объясняется такое положение дел тем, что иностранная техника-де более качественная, дешевая в эксплуатации и безопасная, нежели отечественная. Возражений не вызывает, пожалуй, лишь дешевизна этой изношенной техники. Естественно, для самих авиакомпаний. Та же «Сибирь» недавно выразила намерение взять в аренду 10 подержанных аэробусов А-320, аналогичных разбившемуся в Сочи. Причем сочинская трагедия этих планов не поколебала.
Погибший же в минувшее воскресенье аэробус принадлежит к более старой модификации, которая в 2007 году вообще снимается с производства. Как сообщают представители компании Airbus, решение принято, поскольку спрос на самолеты этого типа неуклонно падает.
Однако нет сомнений, что если положение дел в гражданской авиации в России не изменится, то устаревший для Европы «металлолом» имеет все возможности обрести вторую жизнь на территории нашей страны. И такая «вторая жизнь» выработавших свое машин грозит обернуться новыми трагедиями. Так, сгоревший 9 июля аэробус, состояние которого считается хорошим, был собран еще в 1987 году и совершил более 10 тысяч полетов. Первым его владельцем была компания Pan Am. Авиакомпания «Сибирь» эксплуатировала разбившийся лайнер с 2004 года.
Очевидно, что приобретать подержанное старье владельцам частных авиакомпаний весьма выгодно, поскольку 62 тысячи рублей компенсации, которые выплатит «Сибирь» за погибших в Иркутске, и бесплатный пролет родственников к месту катастрофы, похоже, не слишком обременительны для компании. По крайней мере, по сравнению со стоимостью новой и качественной техники. О развитии отечественного авиапрома, самолеты которого некогда были одними из самых безопасных в мире, говорить также не приходится. Ведь такими программами должно заниматься государство. Однако именно государство отдало одну из важнейших, связанную как с безопасностью граждан, так и c безопасностью страны, отрасль (авиаперевозки) на откуп частникам. Главная же задача российского частника — как следует заработать. Это, похоже, единственное, что его заботит по-настоящему.
Так, одна из крупнейших российских компаний «Аэрофлот — российские международные авиалинии» продолжает осуществлять программу по замене устаревших российских самолетов европейскими аэробусами. В подавляющем большинстве также устаревшими.
А в понедельник в симферопольском аэропорту совершил вынужденную посадку еще один аэробус А-310 все той же авиакомпании «Сибирь». Причиной экстренной ситуации стала проблема с одним из двигателей. К счастью, никто из 250 человек, находившихся на борту, не пострадал. Но российским пассажирам рассчитывать, очевидно, приходится лишь на счастье и удачу. Ведь «Сибирь» не собирается приостанавливать эксплуатацию данного типа самолетов (после крушения в Иркутске их у нее остается еще 10) даже до выяснения причин трагедии.
Пока же созданная правительственная комиссия поддержала предложение об увеличении взлетно-посадочной полосы в иркутском аэропорту на 400 метров. Сделать это необходимо, как и убрать гаражи, в которые врезался сгоревший лайнер, поскольку в нарушение всех норм безопасности они находились в непосредственной близости от аэродрома. Министр транспорта Игорь Левитин уже заявил, что сделает представление об этом в Генпрокуратуру. Но, судя по частоте и масштабу катастроф, одни только частные меры в корне изменить сложившуюся ситуацию с безопасностью авиаперевозок не в состоянии. Для этого нужно проявить государственную волю и осуществлять целенаправленную политику, в том числе и по поддержке собственного производителя.
Но приоритеты ныне в России другие, и безопасность граждан в них далеко не на первом месте. А потому беда приходит все в новые и новые российские семьи. Уже сегодня в Иркутске, Москве и других городах России начнутся первые похороны погибших пассажиров рейса №778.
Е. ЮРЬЕВА.