"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" N 80 (12853), четверг, 13 июля 2006 г.

 

МИР, РЕСУРСЫ И РОССИЯ

К невскому саммиту

XXI век — век ожесточенной борьбы за ресурсы и в первую очередь за топливно-энергетические. Страны «золотого миллиарда» не собираются отказываться от достигнутого уровня жизни, что грозило бы ведущим державам Запада технологическим отставанием и социальными потрясениями.
В то же время динамичное развитие новых гигантов мировой экономики — Китая, Индии, Бразилии, Индонезии усиливает их потребность в огромных потоках сырья и энергии.
Лидеры бюргерски благополучной, теряющей волю к обновлению Западной Европы осознают новые явления в мире и в свою очередь пытаются объединить свои силы в борьбе за выживание.
Ситуацию обостряют глобальные сдвиги на планете в демографической и экологической сфере. Достигнут беспрецедентный рост населения — на 230 000 человек в день. Если в 1970 году на планете проживало около 3 млрд человек, то к 1995 году уже 5,7 млрд, или вдвое больше.
По оценкам ООН, к середине XXI века нас будет 9 млрд. человек. Доля населения развитых стран с сегодняшних 16% сократится к 2030 году до 12%. Зато численность Китая и Индии совокупно превысит 3 млрд человек и с учетом роста их научно-технического потенциала произойдет сдвиг центра тяжести в Азию.
По данным Всемирного банка, разрыв богатства и бедности в мире продолжает расти. Принимая за международную черту бедности доход, равный 1 доллару на человека в день, можно отметить, что 10—12 лет назад доля бедных составляла в Южной Азии 43%, на юге Африки — 39%, в Восточной Азии — 26% и в Южной Америке — 24%.
Эти тенденции усиления расслоения по уровню доходов характерны и для самых богатых стран мира. Так, доля 1% самых богатых граждан США в чистом доходе в 1976 году составляла 1350 млрд долларов, а к началу XXI века она подскочила до 15600 млрд долларов, или в 12 раз. Доля 1% самых богатых в прибылях, составлявшая в середине ХХ века 12,9%, к 1998 году возросла до 15,1%.
ООН оценивает уровень государств по индексу развития человеческого потенциала. Известно, что основным законом капиталистического общества является погоня за прибылью и сверхприбылью. Тем более характерно, что в докладе ООН о человеческом развитии в 1996 году было указано: «Человеческое развитие является целью, а экономический рост лишь средством к ее достижению».
Так что империалистическая глобализация характеризуется не только ростом могущества транснациональных корпораций; не только концентрацией капитала и объединением военно-политических структур Запада, не только усилением агрессивности действий единственной сверхдержавы, но и неумолимым ростом антагонистических противоречий внутри самих империалистических государств, обострением конфликта труда и капитала с одной стороны и конфликта глобализаторов и национально-освободительного движения народов — с другой.
Для лучшего понимания особенностей положения России в современном мире стоит напомнить, каков сегодня потенциал ведущих мировых стран:
США — объем валового внутреннего продукта — 12,6 трлн долларов, и он продолжает расти.
После событий 11 сентября 2001 года американская экономика втянулась в новый цикл милитаризации и гонки вооружений, военный бюджет превысил 400 млрд долларов в год. Лидеры США пытаются обеспечить неуязвимость позиций на ближайшие 30—50 лет. Д.Буш в своем I послании подчеркивал: «Мы великий народ, и к середине века нас будет на 70 млн человек больше. Для нас превыше всего здоровье нации, образование и культура». По некоторым оценкам, затраты бюджета США на здравоохранение в 6 раз больше, чем затраты Пентагона.
Однако как ни самонадеянны лидеры США, но и они с тревогой видят, как крепнет мощь азиатского гиганта.
Объем ВВП Китая превысил 2 трлн долларов, объем экспорта в 2005 году составил 762 млрд долларов (или вырос за год на 28,4%). Валютные резервы страны достигли 800 млрд, сумма иностранных инвестиций с 1979 по 2003 год превысила 828 млрд долларов.
В то же время импорт нефти достиг 120 млн тонн; обостряются проблемы экологии, как и поддержания конкурентоспособности ряда отраслей после вступления страны в ВТО.
Став главной «мастерской мира», громадный Китай реализует долгосрочную программу создания современной экономики, обороны, динамичного социального развития.
В этих условиях лидеры России обязаны трезво и дальновидно оценивать и внешнеполитические угрозы, и неизбежность усиления нажима Запада, стремящегося к установлению контроля за районами максимальной концентрации энергоресурсов. Пол Кеннеди в книге «Вступая в XXI век» пишет: «Все более увеличивается несоответствие между странами, которые обладают богатством, технологиями, высоким уровнем здравоохранения и другими благами, и странами с быстрорастущим населением, не имеющим или почти не имеющим этих благ». Обостряется колоссальный резерв между узкой группой развитых стран Запада и развивающимся миром. Вспомним, что в 1991 году ВНП на душу населения составлял в Швейцарии 36300 долларов в год, в Швеции — 32600, в Японии — 29000. И в то же время в Индии этот показатель был равен 360, в Нигерии — 278. С 1950 до 1980 год ВНП в мире вырос в 4 раза, но более миллиарда человек продолжало жить в бедности. Прошла еще четверть века, но проблема не стала легче.
Для России актуальной проблемой остается уточнение стратегии национальной безопасности России на период до 2030—2040 годов. Нам крайне необходима комплексная программа развития производительных сил страны на длительную перспективу, в том числе и топливно-энергетического комплекса. Явно требуется скорректировать энергетическую стратегию России до 2020 года.
Особое значение в этих условиях приобретает отношение к Договору о ратификации Европейской энергетической хартии.
Возможно, что кто-то не очень четко помнит, что это за документ и каковы могут быть последствия для нашей страны.
При уяснении нашего отношения к Энергетической хартии нужен учет геополитических, военно-стратегических, демографических и социально-экономических факторов.
С точки зрения геополитики это не только зависимость экономики стран ЕС от поставок российской нефти и газа. Геополитика — это и угрожающее расширение НАТО на Восток, это и превращение тактических ракет НАТО в стратегическое наступательное оружие. Россия не может позволить себе слепоту после кровавых уроков Югославии, Афганистана и Ирака.
Технологии разрушения Советского Союза опробованы на деле, мир знает и о секретном Хьюстонском докладе, в котором тщательно расписаны технологии разрушения России, дробления ее и установления контроля Запада над ее ресурсами.
Европа, лишенная стратегических запасов газа и нефти; Европа, пока еще не способная перевести свою промышленно-техническую базу на альтернативные источники энергии, — такая Европа не может обойтись без поставок энергоресурсов из России. Так родилась идея заключения многостороннего инвестиционно-торгового соглашения, в соответствии с которым России обещаны серьезные инвестиции, а Запад получил бы широкий доступ к нашим энергетическим ресурсам.
Накануне саммита «восьмерки» в Санкт-Петербурге президент России заявил, что страна пойдет по пути энергетической сверхдержавы. Звучит красиво. Но все ли взвешено? Статус сверхдержавы подразумевает наличие высокотехнологичной экономики и инфраструктуры, динамичного роста наукоемкого сектора, масштабного производственного комплекса, способного гарантировать и национальную безопасность, и активный подъем уровня жизни населения.
Через несколько дней лидеры 8 государств будут обсуждать ситуацию в мире. Важнейшим будет вопрос о энергоресурсах, дефицит которых нарастает.
В этих условиях нельзя исключать, что лидеры Запада будут нажимать на Россию и требовать ратификации договора к Энергетической хартии.
Вот почему нужно еще и еще раз напомнить о серьезных угрозах для интересов России в случае такой ратификации.
Идет концентрация мощностей, 500 транснациональных корпораций контролируют 3/4 торговли сырьевыми ресурсами и 4/5 торговли новейшими технологиями. Так называемые развитые страны (10—15 стран) стремятся закрепить существование двух основных типов экономик — постиндустриальной и сырьевой.
По некоторым оценкам, группа развитых стран ежегодно «присваивает» несколько сот миллиардов долларов за счет завышения цен на свою продукцию и занижения цен на получаемое сырье и энергию, а также перетока национальных капиталов и интеллектуального потенциала. Остальные страны служат источником дешевого сырья, энергии и рабочей силы, а также рынками сбыта «не выдержавших конкуренции» товаров.
Россия является удобным экспортером энергетических ресурсов. Раскрывая для всех участников Хартии свой рынок энергетических ресурсов и тем самым отказываясь от возможности регулирования доступа к своим энергетическим ресурсам в зависимости от встречных уступок других стран, Россия может лишиться важнейшего рычага политического и экономического влияния в странах СНГ, Восточной Европы, Дальнего Востока.
Статья 9 Договора к Энергетической хартии (ДЭХ) декларирует открытость рынка капиталов, содействие инвестициям в энергетическом секторе, особенно на территории стран, экономика которых находится на переходном этапе. При этом договаривающаяся сторона может принимать и продолжать программы льготного доступа к государственным кредитам, субсидиям, гарантиям или страхованию в целях поощрения торговли или инвестиций за границей.
Принимая на себя обязательства относительно свободного доступа иностранных инвесторов, Россия резко ослабляет возможности собственных предприятий и финансовых структур в конкуренции за доступ к месторождениям отечественных энергетических ресурсов. В ситуации, когда российское правительство обязано гарантировать равный и недискриминационный доступ к добыче, переработке и транспортировке энергетических ресурсов, ясно, что иностранные транснациональные корпорации, опираясь на свою экономическую мощь, разветвленную систему поддержки их интересов со стороны правительств своих государств, будут гораздо конкурентоспособнее российских.
В подобных условиях иностранный капитал довольно быстро займет доминирующее положение на отечественном рынке энергетических ресурсов, вытеснив российские энергетические компании и российские финансовые структуры из этой сферы деятельности. Нынешнее же экономическое положение не дает Россия возможности воспользоваться положениями Договора для улучшения деятельности российских предприятий на рынках энергетических ресурсов.
Нормы статьи 18 (4) ДЭХ предусматривают, что стороны обязуются содействовать доступу к энергетическим ресурсам путем недискриминационного распределения лицензий, контрактов, концессии на поиск, разведку, эксплуатацию и добычу энергетических ресурсов. В этом случае:
— российское государство не сможет реализовать свои полномочия по регулированию указанной сферы деятельности, предусмотренные рядом действующих законов. Так, согласно закону «О недрах», государство проводит конкурсы (тендеры), выдает лицензии, то есть регулирует в своих интересах доступ к разведке и разработке национальных ресурсов. В соответствии с законом «О соглашениях о разделе продукции» государство заключает СРП, также определяя необходимые условия. Кроме того, действуют федеральные законы «О континентальном шельфе», «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», в Государственной думе на рассмотрении находится законопроект об ограничении участия иностранных инвесторов в определенных сферах деятельности;
— последует вытеснение российских производителей;
— поиск и разведка энергетических ресурсов будут поставлены под контроль иностранных инвесторов, что может повлечь за собой угрозу национальной безопасности.
В случае ратификации Договора реализация его основных положений может привести к долговременным негативным последствиям для бюджета и финансов России:
1. В нынешней экономической ситуации предоставление равного доступа иностранным инвесторами к разведке и разработке энергетических ресурсов России, по сути, приведет к дискриминации отечественных производителей. Это означает, что российский капитал будет вытеснен из самой прибыльной сферы деятельности.
Следствием этого может стать снижение объемов производства российскими производителями, в том числе в машиностроении, сужение налогооблагаемой базы и сокращение доходной части бюджета, а также усиление социальной напряженности в энергодобывающих регионах.
2. Отсутствие в Договоре положений о приоритетном инвестировании в промышленность энергодобывающей страны в интересах развития энергетических ресурсов, что чрезвычайно актуально для России, при одновременном свободном доступе на российский рынок продукции иностранных перерабатывающих компаний приведет к дискриминации и дальнейшему развалу отечественных перерабатывающих мощностей и обрабатывающей промышленности.
3. ДЭХ не облегчит России возможность пользования банковскими кредитами стран-участниц. Статья 9 (1) ДЭХ предусматривает поощрение финансирования торговли энергетическими ресурсами и содействие инвестициям стран с экономикой переходного периода, а в статье 9 (2) говорится о принятии программ доступа к государственным кредитам, гарантиям и т.д. в целях поощрения торговли и инвестиций за границей. Эти нормы рассчитаны на иностранных, а не российских инвесторов, они еще больше закрепляют сырьевую направленность российской экономики.
4. Равный доступ к транспортным системам России, возможность строить на ее территории новые транспортные мощности может привести к значительному неконтролируемому экспорту сырых энергоресурсов, потере доходов от внешнеэкономической деятельности. Положение будет усугубляться состоянием отечественных транспортных сетей, терминалов и прочих элементов инфраструктуры транспортировки энергоресурсов, а также прямой их несовместимостью с транспортной инфраструктурой других стран.
Присоединение России к ДЭХ со всей очевидностью обнаружит неподготовленность российского законодательства к разрешению споров, которые неизбежно возникнут при транзите энергетических ресурсов через территорию России, т.к. и юридически и технологически отечественные организации не в состоянии обеспечить требования Договора.
5. Договором вводятся юридические обязывающие положения. Эти обязательства могут потребовать значительных бюджетных средств и государственных гарантий для обеспечения инвестиционных мер, предусмотренных статьей 3 ДЭХ. При отсутствии таковых бюджет может понести дополнительные издержки на выплату ущербов и штрафных санкций по международному законодательству.
6. В статье 10 ДЭХ устанавливается, что каждая договаривающаяся сторона поощряет и создает стабильные, равноправные условия инвесторам. Такие условия включают обязательство предоставлять всем инвестициям одинаковый режим, а инвестору должен предоставляться режим, не менее благоприятный, чем режим, предписываемый международным правом. В случае принятия Россией данных обязательств станет невозможным ограничить доступ иностранных инвесторов к отраслям и видам деятельности, имеющим стратегическое значение.
7. Вопрос о возмещении иностранным инвестором экологического ущерба в ДЭХ не решен.
Нельзя также забывать, что в условиях, когда Россия не является участником ГАТТ, а переговоры о ее вступлении в ВТО идут достаточно сложно, нормы Договора к Энергетической хартии согласно п.4 ст. 15 конституции Российской Федерации станут внутренним законодательством России.
Хотя Европейская энергетическая хартия носит общий, рамочный характер, это вовсе не значит, что данный документ имеет необязательный характер. Можно с уверенностью полагать, что поскольку международные соглашения предполагают приоритет перед внутренним законодательством, транснациональные корпорации, действующие в области ТЭК, будут руководствоваться прежде всего положениями ДЭХ. Присоединившись к Договору, Россия не сможет ввести без серьезного ущерба существенные изъятия из режима Хартии, особенно если речь пойдет о выплатах по обязательствам иностранным инвесторам.
Интересы народа, ответственность перед будущими поколениями требуют отказа от ратификации Договора к Энергетической хартии, продолжения переговоров о вступлении России в ВТО на базе строгой защиты национальных интересов.

 

В.С. РОМАНОВ, депутат Государственной думы



В оглавление номера