"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" N 81 (12854), суббота, 15 июля 2006 г.

 

СПЛАЧИВАТЬ КРАСОТОЙ И ПЕСНЕЙ!

Таланты России — встречи на сцене МХАТ им. М. Горького в день рождения газеты

Одинцовский район, наверное, самый живописный из ближайших к Москве, прославлен разными ипостасями или брендами, как сегодня выражаются: строительными и спортивными площадками, дачными и природными заповедниками на Москве-реке. Для кого-то это престижная и дорогущая Рублевка, а для кого-то — святое пушкинское Захарово, для кого-то — зона роскоши, спекуляции «золотой» землей, а для кого-то — строгие монастыри в Звенигороде и в Перхушкове. В СМИ часто мелькают постоянные или временные жители района, например, насельники поселка Жуковка, облюбованного олигархами, депутатами и дутыми поп-звездами. В разгар лета только и слышалось жужжание в эфире: Жуковка — Жасмин. Напомним, 25 июня в отделение ОВД «Барвихинский» поступило аж два заявления — от певицы Жасмин (в миру Сары Львовны Семендуевой) и от ее брата Анатолия. В обоих заявлениях указывалось, что заявителей избили. Естественно, у сотрудников милиции сразу возникла масса вопросов к самому близкому Жасмин человеку — ее супругу, олигарху Вячеславу Семендуеву, вложившему огромные деньги в раскрутку заурядной певицы. Тем более что пострадавшая упомянула о нем в заявлении.
Однако в показаниях есть много непонятных моментов. Даже с хронологией полно путаницы. 23 июня Жасмин дала концерт в Краснодаре. По словам певицы, в тот день она и была избита, причем дважды — до и после выступления. Непонятно, почему певица не обратилась к врачу в тот же день. Малахов в своей трепливой телепрограмме «Пусть говорят» под фото Сары с разбитым носом такими вопросами и не задавался. Несмотря на повреждения Жасмин продолжила гастрольный тур уже в Петрозаводске. В столице Карелии якобы экзекуция повторилась. В милицию поп-звезда обратилась только два дня спустя, вернувшись в Жуковку. Пресс-служба(!) безликой певицы поспешила распространить информацию о скандале. Обычно звезды не любят выносить сор из избы, а тут — сразу шум на всю Ивановскую, пошли слухи о возможной инсценировке. С какой целью — и разбираться неохота. Скажу кратко: там, где нынешняя российская попса, — там грязь, вторичность, бездуховность, диктат чистогана. А там, где народная песня, — чистота помыслов и честное служение искусству. Вот такая наблюдается закономерность. Потому и не любят подлинно народную песню электронные СМИ — что здесь наваришь и какой скандал раздуешь?
Так вот, возвращаясь к началу статьи, твердо скажу: при словосочетании «Одинцовский район» я сразу вспоминаю о редкостном и ярком явлении — муниципальном театре песни, о фольклорном ансамбле «Калинка от Натали» и его неутомимой руководительнице — заслуженной артистке России Наталье Бондаревой. Помню, как я снимал величальную песню ансамбля для сгинувшей телекомпании «Московия» прямо в центре города, у бьющих фонтанов напротив администрации Одинцова. А потом прихотливую песню «Водица» для непонятной телекомпании «Мир» — на берегу неумолчно журчащей речки Сторожки у стен Саввино-Сторожевского монастыря. Поверхностное, конечно, сравнение, но фонтанирующая энергией и замыслами Наташа и ее разновозрастный ансамбль олицетворяют для меня эту живую воду традиции, народной или авторской песни, неподдельной любви к родной земле. Ведь все близкие к Москве районы заселены в основном приезжими. Да притом зачастую такими, что русская песня им до лампочки, а то и ненавистна. А коренная жительница Одинцова заявила о себе во всеуслышание почти 15 лет назад, когда создала в родном городе детский фольклорный ансамбль «Калинка». Выпускница музыкального училища имени Гнесиных, модельер-закройщик, красивая манекенщица, она могла бы успешно существовать и в индивидуальном режиме, но у Натальи призвание и дар объединять людей, особенно детишек, вокруг красоты и песни. Ее творческий коллектив прославился далеко за пределами района и Московской области, совершил множество триумфальных гастролей. В марте 2004 года Наталье Владимировне было присвоено звание заслуженной артистки Российской Федерации.
Наталья в беспрерывном поиске. Например, прошлым летом побывала в Киево-Печерской лавре. Поразилась: сколько же там красот и чудес! (Лично меня в последний приезд в Киев поразило, что вход стал для всех паломников и экскурсантов платным — к обители дорожку еще не перекрыли, а вот помолиться в главном соборе или поклониться могиле Столыпина — плати!) Но Наталья побывала здесь впервые и на этой святой для всех русских земле решила сделать спектакль к Рождеству. Готовя его, правда, сомневалась: поймут ли зрители? Ведь по большому счету никто на сцене такие темы не поднимает — они трудны для широкого восприятия. Но все прошло великолепно: в одинцовский зал на 450 человек пришло почти в два раза больше зрителей, в зале многим пришлось стоять в проходах, сидеть на полу.
Минувший год был для коллектива отмечен, конечно же, 60-летием Победы в Великой Отечественной войне, выходом в свет музыкального альбома «За любимую Родину!». Песни из него — «Журавли», «Темная ночь», «Майский вальс», «Дороги» и другие — в новой обработке (все аранжировки делал Валентин Головачев) одинцовцы услышали 9 Мая на центральной площади райцентра и приняли на ура. С этой концертной программой «Калинка от Натали» объездила все Подмосковье, а еще были Минск, дни Московской области в Белоруссии. В поезде Наталья ехала с артистом Александром Михайловым, который сам поет фронтовые песни под гитару. Тот послушал диск, посвященный юбилею Победы, и сказал:
— Радость моя, спасибо тебе. Я давно «не летал».
Перед 50-летием «Советской России» у коллектива вышел новый диск — с русскими песнями, который Наталья привезла во МХАТ им. М.Горького и вручила мне перед началом концерта, который мы вели вместе. Бондарева за кулисами призналась, что ее вдруг потянуло к... джазу, точнее, к свободной инструментальной и вокальной импровизации. Ей все интересно и подвластно.
Она надеется в этом году наконец-то выпустить свою книгу «Комплексная программа по музыкальному образованию детей дошкольного и школьного возраста». В ней — многие тонкости актерского и сценического мастерства, раздел по костюмам, по подбору репертуара. Он у ансамбля бескраен. И все песни хоть ребята, хоть взрослые участники помнят наизусть. Наталья вновь занялась модой: весь предыдущий год готовила различные свадебные «штучки» — украшения, сумочки для невест, скатерти с русской символикой. Все ручной работы. Задумала сделать большую комплексную игровую программу с их демонстрацией. Кстати, калинкой на Руси называли свадебную девичью рубаху. Руководительница ансамбля с таким говорящим названием сама наконец влюбилась. Как призналась она в интервью, много было воздыхателей, поклонников, но темпераментная певица оставалась холодной. Но появился Он — и сердце екнуло. Теперь она верит в любовь с первого взгляда, о которой поется во многих песнях. «Как сложатся наши отношения дальше, посмотрим, но сейчас я просто околдована», — смеется Наталья в новом ярком костюме. Теперь у нее остается одна несбывшаяся мечта: вот бы новоселье к юбилею!..
— Сегодня в нашем театре — 18 детей. Хотелось бы больше, но катастрофически не хватает площади того помещения, где занимаемся. На одном пятачке и поем, и танцуем, и занимаемся обучением игре на музыкальных инструментах, и костюмы мастерим, и декорации. Я, правда, теперь не так сильно «привязана» к театру: за столько лет механизм отлажен до мелочей. Могу немного передохнуть, оглядеться, заняться другими делами, зная, что без меня здесь со всем справятся так же, как я. За что еще раз спасибо всем моим девочкам-помощницам и, конечно же, моей мамочке Раисе Ивановне. И все же обидно, что нашей давней просьбой о предоставлении более просторного помещения так никто и не проникся. Вроде бы муниципальный театр, кроме добра, ничего не делаем... В этом году «Калинке» исполняется 15 лет. Я не люблю просить, и, по-моему, мы не заслуживаем того, чтобы ходить с протянутой рукой. Мы столько делаем сами, у нас каждый — и швец, и жнец, и на дуде игрец. Помогите нам только, дайте возможность работать еще лучше! Таких театров, как наш, по-моему, нет нигде...
Да, повидав немало народных коллективов, поработав со многими самоцветными талантами, я соглашусь с Натальей. Ведь это и есть признак подлинного и состоявшегося творчества: необщее выражение лица, верность национальной и личностной самобытности в разливанном море штампованной попсы. Только такие подвижники и могут сегодня сплачивать людей, особенно юных слушателей, вокруг Красоты и Песни.

 

 

 

 

Александр БОБРОВ.



В оглавление номера