"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" N 84 (12857), суббота, 22 июля 2006 г.

 

«ЧАРТЕРНЫЙ» СЕРВИС

Не пора ли мне бояться самолетов?

«Пожалуйста, пристегните ремни, выключите мобильные телефоны. Желаем вам приятного полета!» — такие слова обычно произносит вежливый женский голос в салоне пассажирского самолета. Я всегда смеялась над «самолетной фобией», считая ее нелепой. Ведь воздушный транспорт считается одним из самых надежных. Но, кажется, пришло время и мне задуматься, является ли он в современной России безопасным и приятным? Может быть, пора и мне начать с опаской подходить к самолетам?
Неполадки, вызвавшие ряд воздушных аварий, указывают на то, что сколько бы не отговаривались чиновники авиакомпаний, дескать, у нас все в полном порядке, все же что-то с нашим воздушным транспортом происходит. Вот только что?
Если учитывать разницу между низкими ценами на чартерные рейсы и высокими на обычные, похоже, что любимая ссылка наших доморощенных бизнесменов на недостаток денежных средств просто выдумка. Доходы авиакомпании получают большие. Этих финансов достаточно и на хорошее техническое обеспечение самолетов, и на человеческое отношение к пассажирам.
Подробный анализ недостатков в авиационных компаниях подготовят специалисты, это будут солидные отчеты, полные графиков и цифр. У меня же свой взгляд на российский воздушный флот, обычный взгляд человека, который достаточно часто вынужден пользоваться его услугами.
Еще пару лет назад перелет, к примеру, из Москвы в какой-либо провинциальный город России порой мало (по обслуживанию) отличался от полета за рубеж. Те же конфетки при взлете и посадке, те же горячие обеды, два-три варианта на выбор, опять же чай или кофе, со сливками и без. Приветливые стюардессы. Увы, теперь это вспоминается, как приятный сон.
Начиналось все тихой сапой с чартерных рейсов: именно на них постепенно пассажиров начали лишать то одной, то другой услуги. Именно там появились уставшие стюардессы в плохо выглаженных костюмах, с синяками под глазами от усталости. Знаете, это как если бы ресторанное обслуживание постепенно заменили на общепит. Установка была такая: если чартерный рейс стоит дешевле обычного, то возиться с пассажирами на нем нечего. Но микроб неуважения к пассажиру постепенно перебрался на все без исключения рейсы. И теперь, увы, и за самые большие деньги люди не могут получить нормальное обслуживание у отечественных авиакомпаний.
Подумаешь, скажите вы, какая цаца — подавай ей комфорт!.. Только не все так просто, дорогие. В этом мире все связано. И если в грязном салоне у злой растрепанной стюардессы вы не можете выпросить лишний стакан воды («Не положено», — отвечает она вам), значит, бойтесь, друзья мои. Такой же взлохмаченный техник из этой авиакомпании готовил к полету ваш самолет. И другого техника у этой компании нет и быть не может, потому что есть такое понятие, как политика компании.
Уровень обслуживания в самолетах российских авиалиний быстро и безнадежно катится в бездну, увлекая за собой безопасность полетов. Недавно, купив достаточно дорогой билет, я летела рейсом очень известной компании, да-да той самой на букву «с». Вы можете мне не поверить, но это было в тот же день, когда произошла авиакатастрофа в Иркутске, и почти в тоже время. Только мой самолет летел в другой город. Мои родные нервничали, я же не знала о трагедии, потрясшей Россию.
Итак! Когда я зашла в самолет, то обнаружила на своем месте большую коробку с каким-то барахлом. Это не могло не вызвать у меня удивление. Коробку по моей просьбе стюардесса убрала с недовольным видом, хотя непонятно, почему ее вещи валялись в салоне. Впрочем, салон самолета чистотой не отличался, к тому же не было привычных уже журналов для чтения и гигиенических пакетов (сами знаете для чего). После взлета стюардессы исчезли до самого обеда. Они не предложили никаких прохладительных напитков, как это вроде бы положено, и, конечно, никаких «взлетных» конфет. Долгожданный обед окончательно привел меня в ужас. Горячего не было вовсе, об этом даже мечтать не приходилось. В зеленой коробочке из обычной бумаги были вода, сок, салат без майонеза или чего-то подобного и маленький кусочек холодной курицы. Почему-то ни в одном пакетике не было соли и майонеза. Одним словом, салат пришлось сразу выбросить. Несоленый и сухой, он был ужасен. Зато в одном из пакетиков был сахар, что давало надежду на горячий чай или кофе. Однако радость была преждевременной, надежда растаяла — чай и кофе не дали вовсе.
Один мой знакомый, день спустя летевший самолетом той же компании, сказал, что у них все было так же: холодная курица, отсутствие соли, чая и кофе. Только вот что интересно: его рейс тоже, как и мой, был из регулярных, не чартерных, но в Германию. Ему стюардесса, правда, невнятно объяснила, что в «боинге» поломался кипятильник, а чинят их только в Европе, завтра починят. Однако через неделю он возвращался тем же самолетом домой, и кипятильник по-прежнему не работал. Похоже, к сожалению, отсутствие горячего чая постепенно становится закономерностью на многих рейсах.
Нет, конечно, не все так плохо. Вот месяц назад, когда наша семья возвращалась из Турции чартером, другой, но тоже с северной пропиской авиакомпанией, там чай давали, горячий. Но к нему прилагались очень «горячие» стюардессы, которым быстро надоели недовольные их сервисом пассажиры. Поэтому они к ним просто не подходили. В самолете работал только один кондиционер в начале салона, и чтобы людям в хвосте не было жарко, на первых креслах всех немного заморозили. Пледы выдали только детям, потому что одеял этих было очень мало и на всех желающих не хватило. В прежние времена, как сейчас помню, перед обедом в самолетах было принято предлагать прохладительный напитки — соки, воды, вина, пиво, причем пассажиры сами выбирали, чего и сколько хотят. «У нас полагается 100 грамм сока на человека, — ответил мне грубый женский голос, когда я попросила добавки (пить очень хотелось), и все! Норма у нас такая!» Но не во всем была норма! Никаких ограничений в приобретении в воздухе товаров «Дюти Фри» не было, тележку весь рейс катали между рядами сразу две стюардессы. Еще бы, эти товары все продаются за наличные деньги. На тележке были и газеты, и журналы, и целый бар самых разных напитков.
Честно вам скажу, раньше для меня полет на самолете был в какой-то мере праздником. Можете смеяться, но что-то вроде похода вечером в хороший ресторан. Теперь же я каждый раз с ужасом думаю, что принесет мне очередной полет? Нахамят? Плохо покормят? Не дадут сока? Будет душно? Или, наоборот, холодно? Вот недавно родственник летел из Германии отечественной авиакомпанией (та же, на букву «с»), рейс задержали на час, пассажиров заставили все это время сидеть в самолете, который буквально раскалился на солнце. Кондиционер то ли не работал, то ли его просто не было, и бедные пассажиры страдали от жары так (на улице было больше +300С), что некоторые вынуждены были раздеться до трусов и обливать себя водой, спасибо, ее давала всем одна сердобольная стюардесса.
Наверное, я любопытна, но меня мучает вопрос: дорогие авиакомпании, куда вы пристраиваете заработанные вами деньги? Нельзя же так безмерно их жаждать! Всему есть предел. Ведь перелет из Нью-Йорка до Майями стоит в три раза дешевле, чем, к примеру, из Москвы в Ростов-на-Дону. Почему? Ладно, ответа нет. Но мне интересно, куда идут наши деньги, полученные за билеты? Мне даже неловко как-то напоминать вам сейчас о сервисе или безопасности полетов. Словно на разных языках мы с вами разговариваем.
Лучше я вам расскажу историю, реальную. Весной сбылась моя давняя мечта — я полетела в Париж, французской авиакомпанией. Самый обычный билет, эконом-класса. Вина французские были на выбор — отличные, обед — сказка. Семга с креветками — объедение. Пледов — хоть весь укутайся. Стюард в салоне обходительный, душка. Думаете, билет стоил гораздо дороже, чем в Ростов-на-Дону? Дудки! Разве что чуть-чуть дороже. Не надувайте губы, господа, не нужно думать, что я просто ругаю все русское. Я патриот своей горячо любимой Родины, и статья моя — не злопыхательство, а обида. Повторюсь, несколько лет назад и у нас было, как у французов. А теперь заел этот «чартерный» сервис.
Мне будет совсем не жалко, когда наши авиакомпании начнут разоряться одна за другой. Иностранные авиакомпании активно осваивают российское воздушное пространство, и если россияне смогут летать их рейсами, не волнуясь за свою жизнь и получая хорошее обслуживание, и каждый полет станет действительно приятным, то так тому и быть. И знаете, что я вам скажу в заключение. Вот очевидцы рассказывают, что в Таиланде даже на местных рейсах стюардессы варят кофе из настоящих зерен и подают свежевыжатые соки в любое время по заказу каждого пассажира, а в туалетах для пассажирок стоит несколько флакончиков французской туалетной воды, бесплатно можно пользоваться. А на эмиратских авиалиниях в спинке каждого впереди стоящего кресла встроен целый компьютер, там видеомагнитофон, стереосистема, игры разные и т.п.
Все, больше не буду... Господи, наши рейсы, чур, с их сервисом, хоть бы не падали!!!

 

 

Екатерина ПОЛИЩУК.



В оглавление номера