"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" N 86 (12859), четверг, 27 июля 2006 г.

 

СОВСЕМ ОРАНЖЕВЫЙ ПЕТЛЮРА

Под жовто-блакитным стягом...

16 мая 2006 года президент Украины Виктор Ющенко издал указ «Об увековечении памяти выдающихся деятелей Украинской народной республики (УНР) и Западно-Украинской народной республики (ЗУНР)». Безусловно, самым выдающимся деятелем этих двух республик был Симон Васильевич Петлюра (1879—1926).

Несколько месяцев назад в Киеве открылся музей Симона Петлюры, а в декабре этого года поставят памятник Симону Петлюре, который будет стоять рядом с памятником Михаилу Грушевскому.
Так давайте вспомним, что из себя представлял Петлюра и его движение.
В марте 1917 года в Киеве собралась Центральная рада Украины, численность которой составляла чуть более 800 человек. Председателем Центральной рады был историк Михаил Грушевский. После октябрьских событий в Петрограде Рада стала бороться за независимость Украины, воспользовавшись дарованным большевиками правом наций на самоопределение. 13 ноября (по новому стилю) 1917 года Рада совершила переворот в Киеве, а через неделю объявила о создании УНР. Вскоре правительство УНР во главе с известным украинским писателем В.Винниченко начало переговоры об условиях вступления Украины в Советскую Россию. 24—25 декабря Всеукраинский съезд Советов в Харькове объявил о создании Украинской советской республики. Затем украинская Красная гвардия с помощью России вступила на территорию УНР. В ответ Рада прекратила все переговоры с большевиками и 24 января 1918 года объявила о независимости Украины. Но 8 февраля произошло восстание рабочих в Киеве, что помогло красным занять Киев. 9 февраля Рада подписывает кабальный договор с Германией, в результате чего 1 марта немцы взяли Киев. Вот тут-то и началась «веселая» жизнь для Петлюры, который тогда занимал пост военного министра в правительстве УНР.
29 февраля в киевском городе Святошино Петлюру встречали представители городской Думы, в том числе и лидер еврейского Бунда Моисей Рафес, который поднял при встрече еврейский вопрос. Он заявил Петлюре свои претензии по поводу действий петлюровцев: во время недавнего отступления петлюровцы убивали евреев в Сарнах, Коростене, Бердичеве, Бородянске (петлюровцы мотивировали погромы тем, что евреи помогали красным войскам и участвовали в восстании на киевском Подоле (район Киева, населенный преимущественно евреями). Петлюра пытался убедить Рафеса в том, что погромов больше не будет, но они продолжались на Волыни и в Киеве.
Через четыре дня после взятия Киева начались расстрелы коммунистов и евреев в парковой роще Владимирской горки, что возвышалась над Подолом. Всего же за первые девять дней пребывания петлюровцев было найдено 22 трупа евреев, в том числе и труп члена Центральной рады бундовца Сухоровича-Линтама (кстати, все эти погромы происходили на глазах у Петлюры).
Самая жуткая резня евреев со стороны петлюровцев произошла в середине 1919 года в Проскурове (нынешний Хмельницкий). Солдаты под командованием атамана УНР Семесенко вырезали всех евреев в городе и близлежащих местечках. Всего было убито, по разным оценкам, от полутора до двух тысяч человек.
Жуткие еврейские погромы устраивали и другие петлюровские атаманы: Зеленый, Ангел, Струк, Самокиш, Григорьев, Коцюр и др. Кстати, жертвами петлюровских погромов очень часто становились и мирные русские люди. Да, достоверный факт: Петлюра издавал указы, которые пытались искоренить антисемитизм в своих войсках. Но вот в чем проблема: Петлюра не особенно-то корпел над выполнением этих указов.
Многие историки, особенно украинские, что вполне естественно, утверждают, что в условиях суматохи и анархии, которая установилась на Украине в те времена, невозможно было контролировать действия своих войск, вследствие чего происходили погромы. Однако вот что интересно: Нестору Махно удалось на корню пресечь все попытки своих атаманов совершать погромы, хотя отдаленность подчиненных войск как от Петлюры, так и от Махно была примерно одинаковой. Дело здесь в желании, а не в возможностях. Махно захотел искоренить антисемитизм в своих войсках, а Петлюра нет.
В связи с вышесказанным возникает вполне логичный вопрос: как нам относиться к нынешней «оранжевой» власти Украины, которая считает своей идеологической опорой человеконенавистнический, украинский (и в известной степени русофобский) национализм, который в свое время проповедывали Мазепа, Петлюра и Бандера?

 

 

Михаил ЕФИМОВ.



В оглавление номера