НЕ В ПРОСТОЕ время мы отмечаем очередную годовщину Военно-морского флота. С одной стороны, великая история: в марте этого года исполнилось 100 лет подводному флоту, а в октябре встретим 310-ю годовщину создания Петром I регулярного флота России. С другой же стороны, нынешнее положение флота остается плачевным. Это вызывает озабоченность не только нынешнего руководства ВМФ, но и ветеранов флота. Попраны интересы России. Свидетельство тому — очередное надругательство: планируемые на осень военные учения войск США в Нижегородской области. Режим пригласил американские войска туда, где никогда не ступала нога иностранного солдата. Здесь расположен некогда самый секретный объект — «Арзамас-16». Нижний Новгород — это сердце кораблестроения России. На заводах города и области в разные годы строилось до трети атомных субмарин. Но сейчас все предано и продано.
Россия могучая, великая, морская держава. Ее берега омывают 12 морей и 3 океана. История страны, ее государственное и экономическое развитие тесно связаны с мореплаванием. Флот России прошел славный путь, снискал любовь и уважение простых людей. Большим уважением он пользуется и сегодня. Перед лицом народа военный моряк стал символом отваги и геройства, преданности Родине. В истории флота были славные победы, но были и поражения, и даже упадок. Сейчас флот переживает тяжелейшие времена.
Наиболее мощное развитие ВМФ получил в годы cоветской власти. В ХХ веке Военно-морской флот стал океанским, ракетно-ядерным. Это неслучайно. Руководители СССР понимали: без флота не будет могучей страны, не будет великой России.
В годы Гражданской войны и иностранной военной интервенции Россия практически осталась без флота. Однако в результате принятых советской властью ряда кораблестроительных программ было построено большое количество морских и речных кораблей, катеров, вспомогательных судов и подводных лодок. Еще до начала ВОВ рассматривался вопрос постройки легкого авианосца, который мог нести 45 самолетов. В начале 30-х гг. флот получил первые подлодки типа «Декабрист», «Щука», «Ленинец» и др.
Незадолго до войны были заложены мощнейшие по тем временам линкоры типа «Советский Союз» и тяжелые крейсеры типа «Кронштадт», превосходящие по своим характеристикам многие линейные корабли ведущих западных стран. Всего же по этой программе планировалось построить около 30 линкоров и тяжелых крейсеров.
За предвоенные годы мирного строительства на верфях было заложено 533 боевых корабля (не считая катеров), из них сдано флоту 312 кораблей общим водоизмещением 243,2 тыс. тонн, в том числе 4 крейсера, 7 лидеров, 30 эсминцев, 18 сторожевых кораблей, 206 подводных лодок, 477 боевых катеров и других модификаций. Кроме того, к началу войны в постройке находилось 219 кораблей.
Среди тех, кто внес значительный вклад в строительство кораблей, были выдающиеся ученые и кораблестроители А.Н.Крылов, Ю.А.Шиманский, Н.В.Исаченков, А.П.Ширшов и другие. Большое внимание уделялось развитию судоремонтной базы гражданского и военного флота.
За годы Великой Отечественной войны флотом было уничтожено около 1300 транспортов водоизмещением 3 млн тонн и более 1200 боевых кораблей и вспомогательных судов немцев и их союзников. Авиация флота уничтожила около 5000 вражеских самолетов. Флотом было высажено более ста морских десантов численностью около 330 тыс. чел. Как отмечал Верховный главнокомандующий И.В.Сталин, флот выполнил поставленные перед ним задачи.
За мужество и героизм, проявленные в боях за нашу Родину, 350 тысяч моряков и морских пехотинцев были награждены орденами и медалями, 580 стали Героями Советского Союза, среди них: И.И.Фисанович, Н.А.Лунин, А.А.Лещев, И.А.Колышкин, Н.Н.Голубков, В.Д.Корнер, И.А.Сорнев, Н.В.Антонов, Н.Г.Воронков, Н.Н.Голубков; дважды Героями Советского Союза стали А.Ф.Шабалин, Б.Ф.Сафонов, В.Н.Леонов и др.
ВТОРАЯ мировая война закончилась появлением новых носителей и оружия массового поражения, что оказало большое влияние на послевоенное строительство флотов. Ядерный удар США по японским городам Хиросима и Нагасаки 6 и 9 августа 1945 г. заставил человечество по-новому взглянуть на вопросы войны и мира. Многие страны пытались найти те условия, в которых вооруженные силы могут противостоять агрессору и действовать в ходе применения ядерного и обычного оружия в сложившейся обстановке. Создание Советским Союзом в 1949 г. ядерного оружия изменило подход к проблеме войны. С реальной оценкой этого оружия вырисовывались общие контуры вооруженных сил и флота, способных вести военные действия в различных условиях. Встал вопрос о создании океанского атомного ракетного флота страны, использовании атома как в военных, так и мирных целях.
Период 1946—1991 гг. в мировую историю вошел как период «холодной войны», когда мир стоял на грани ядерной катастрофы. Гонка вооружений распространилась на все сферы: землю, воздух и море. Наиболее значительной она была в мировом океане.
Строительство океанского атомного ракетного флота проводилось в три этапа.
Первый этап. Принятие десятилетней программы на 1946—1955 гг. Создаваемый на этом этапе флот был прибрежного действия.
Второй этап. Принятие и воплощение второй программы военного кораблестроения (1956—1965 гг.). Создание атомного ракетного флота, способного действовать на океанских направлениях.
Третий этап. Создание океанского атомного флота в ходе реализации военного кораблестроения (1969—1990 гг.). Началось строительство атомного подводного флота и надводных кораблей второго и третьего поколений. На вооружение поступало различное ракетное оружие. Строились ракетные подводные крейсеры стратегического назначения. В ходе реализации этих программ ВМФ Советского Союза добился ядерного паритета с основным предполагаемым противником США, заложил основы сбалансированного океанского атомного ракетного флота.
Новая эра в подводном кораблестроении началась в 50-е гг. с применением атомной энергии. 12 сентября 1952 г. И.В.Сталин подписал постановление о строительстве атомных энергоустановок для флота. Правительством СССР ставилась задача создать АПЛ, вооружив их гигантской торпедой (длиной 24 м с калибром 1550 мм) с ядерной боевой частью. Предполагалось, что ядерные субмарины смогут наносить мощные удары по ВМБ противника.
В 1954 г. на базе первой в мире атомной электростанции в г. Обнинске в подземелье были созданы два стенда — аналоги энергоотсеков будущих АПЛ. Руководителем темы был назначен академик А.П.Александров, главным конструктором — академик Н.А.Доллежаль, а разработчиком парогенераторов — Г.А.Гасанов. Главным конструктором первой атомной лодки в СССР стал В.Н.Перегудов.
В проектировании и строительстве АПЛ участвовало более 350 НИИ, КБ и заводов. В создание первой атомной лодки большой вклад внесли: Р.А.Шмаков, В.П.Горячев, Ю.К.Баев, В.Я.Степанов, А.М.Борушко, Е.П.Егоров, В.И.Дубовиченко, Г.А.Воронин, Б.Ф.Володин, В.И.Вашанцев и др. Ракетно-ядерное оружие было разработано учеными и конструкторами В.И.Челомеем, В.П.Макеевым, И.Д.Спасским и др. Этими учеными был заложен и создан атомный ракетно-ядерный флот СССР, несший боевую службу во всех мировых океанах.
Первая отечественная атомная подводная лодка была спущена на воду летом 1957 г., 3 июля 1958г. первая АПЛ вышла в море. В эксплуатацию принята в январе 1959 г. Первым командиром АПЛ, получившей название «Ленинский комсомолец», был назначен Л.Г.Осипенко, старшим помощником стал Л.М.Жильцов, командиром БЧ-V инженер-механик Б.П.Акулов. На вооружении К-3 имела три торпеды. Так началась эра советского атомного подводного флота. Из состава первого экипажа АПЛ выросло 6 адмиралов и 3 Героя Советского Союза.
В феврале 1956 г. было принято Постановление Совета Министров СССР «Об организации подводных сил в ВМФ». Развитие подводных лодок планировалось по трем направлениям: создание ПЛ с современным ракетным и торпедным вооружением; создание для ПЛ реактивного оружия и технических средств управления; создание средств определения места в море для использования реактивного оружия.
В октябре 1957 г. в районе Новой Земли (на специальном полигоне) была проведена первая стрельба торпедой с ядерным зарядом (с ПЛ проекта 613) под командованием Г.В.Лазарева.
В эти годы велась активная работа по испытанию ядерного оружия ядерных энергетических установок на АПЛ. Первым в советском флоте достиг подо льдами Северного полюса (в 1962 г.) и дважды всплывал в этом районе Л.М.Жильцов. Он стал Героем Советского Союза.
К середине 1961 г. в составе Военно-морского флота СССР находилось 9 серийных АПЛ, в том числе К-3 (проект 627), К-5, К-8, К-14 (все три лодки проекта 627А). В последующем в строй были введены К-19 (проект 658), К-33 (проект 658), К-52 (проект 627А), К-55 (проект 658),
К-45 (проект 659).
ЭТО БЫЛО тогда. А сейчас? За 15 лет так называемых реформ фактически построена одна подводная лодка, которая была заложена еще в советские времена. Если раньше строили в год десятки кораблей (различных классов), то демократы только предполагают в ближайшие 15—20 лет построить 20 фрегатов. Когда говорят, что нет денег, это неправда. Россию разоружили сознательно. Ибо в нашей стране есть все для поддержания армии и флота на высоком боевом уровне. Нет главного — дальновидного и мудрого правителя-патриота, болеющего за страну и народ. Такого руководителя, который хочет и сможет вернуть государству и трудовому народу все, что награбили абрамовичи, мамуты, дерипаски и иже с ними.
В 70—80-е гг. ХХ столетия Советский Союз главной ударной мощью считал межконтинентальные баллистические ракеты, потом — авиацию и ракетные ПЛ стратегического назначения. А США первое место отводили баллистическим ракетам АПЛ и авианосцам. Американцы исходили из того, что в войне с Советским Союзом основные задачи будут решаться нанесением ударов с моря. Учитывая угрозу со стороны США и их союзников, для поддержания военно-стратегического паритета руководством СССР была поставлена задача развития стратегических ядерных сил морского базирования. Такими силами стали ракетные подводные крейсеры стратегического назначения (РПКСН) и большие подводные лодки. Кроме ракет, подводные ракетоносцы вооружались и торпедами, в том числе с ядерными боеголовками.
Уже с 1963 г. АПЛ проекта 658
(8 единиц) были оснащены ракетами Р-21. В последующем принят на вооружение ракетный комплекс Д-5 с ракетой Р-27. Эта ракета была предназначена для оснащения АПЛ проекта 667А, которые стали именоваться РПКСН (ракетные подводные комплексы стратегического назначения). Дальность стрельбы Р-27 — до 2500 км. Этот проект имел на вооружении: 16БР и 6 торпедных аппаратов. Экипаж проекта 667А составлял 103 человека из которых 29 — офицеры.
В 1969 г. в состав советского Военно-морского флота вошла первая в мире атомная лодка, корпус которой был изготовлен из титанового сплава. Это была самая быстроходная АПЛ в мире, развивавшая скорость около 45 узлов (80 км). Командиром лодки был назначен капитан І ранга Ю.Ф.Голубков. Через три года в состав СФ вступил первый проект АПЛ 667Б. Этой лодкой по статусу должен был командовать контр-адмирал. Первым командиром, получившим это звание, был В.П.Фролов.
В послевоенный период Советским Союзом было построено 243 АПЛ различных классов и более 500 дизельных. За большой вклад в дело освоения подводного флота более 50 подводников удостоены звания Героя Советского Союза. Большой вклад в испытание ядерного оружия и энергетических установок на АПЛ внесли ветераны ВМФ, подводники, ветераны особого риска, офицеры и адмиралы М.Д.Гершонюк, Ю.Ф.Тюрин, В.А.Якутович, Н.И.Капышни-
ков, Ю.А.Травкин, В.И.Сокольский, Ю.Д.Чуриков, В.П.Денисов, В.В.Важенин, Герои Советского Союза, вице-адмиралы Л.А.Матушкин, Р.А.Голосов и другие.
В области вооружения шло постоянное соперничество с США. В 1967г. американцы имели 41 атомную ракетную лодку. Советский Союз в этом плане отставал. Однако уже за период с 1976 по 1985 г. в СССР было построено 16 АПЛ проекта 667БДР (новый ракетный комплекс, имевший до семи разделительных головок). В ответ на развитие американцами программы «Трайдент» СССР развернул строительство АПЛ «Тайфун» (проект 941). Генеральным конструктором этих проектов был назначен И.Д.Спасский. Командиром головного класса этого проекта стал капитан І ранга А.В.Ольховиков. Первая такая лодка была спущена на воду в сентябре 1980г., а последующие — в 1982, 1983, 1984 и в конце 1986 г.
Всего таких АПЛ было построено 6 единиц. Вооружение лодки состояло из 20 баллистических ракет РСМ-52 с семью разделяющимися головными частями индивидуального наведения. В СССР было построено 7 РПКСН 667 БДРМ с высокой степенью автоматизации ракетного комплекса. На вооружении этих крейсеров было 16 баллистических ракет с 7—10 разделяющимися боеголовками. На начало 90-х гг. ВМФ нашей страны имел в своем составе 62 АПЛ (РПКСН). На их вооружении было 940 баллистических ракет с 2804 ядерными зарядами.
НА 1 ЯНВАРЯ 1985 г. в составе нашего флота проходило службу 490 тыс. чел., было 361 ПЛ, 185 из них — атомные (в США — 139). Советский надводный флот насчитывал более 1500 единиц, в том числе: 309 представляли основные классы и подклассы (авианесущие и атомные крейсеры), 38 ракетных и артиллерийских крейсеров, 69 эсминцев, 194 больших противолодочных и сторожевых корабля, более 1100 других классов и подклассов. Куда все это делось?
Ельцин и его генералитет (все эти шапошниковы, грачевы, колесниковы) разрушили и распродали армию и флот. С 1992 по 2000 г. были проданы десятки кораблей и судов флота. Большинство кораблей, не прослужив и половины эксплуатационного срока, были проданы по цене металлолома. Виновные в развале страны и флота ходят в неприкасаемых и пытаются свалить вину на стрелочников. Вспомните, как травили демократы авторитетных на флоте адмиралов Попова, Сучкова, Комоедова, Моцака и других. В 2003 г. осудили бывшего начальника Вспомогательного флота ВМФ России контр-адмирала Ю.Кличугина. На офицера, отдавшего Отечеству более 40 лет, взвали практически всю ответственность за распродажу Военно-морского флота. Как отмечает «НГ» (№37, 22—24.05 2006 г.), в 2004г. военному пенсионеру Кличугину государство предъявило иск о взыскании 136 млн 66 тыс. 228 руб. 30 коп. В 2006 г. Кунцевский суд Москвы удовлетворил этот иск. Теперь осужденный с пенсией в 8 тыс. руб. будет возмещать государству убытки по 4 тыс. руб. в месяц. Чтобы полностью рассчитаться с Россией, он должен прожить 2000 лет. Кто был связан с армией и флотом, служил в центральном аппарате, тот прекрасно понимает, что продать без санкции свыше корабль не только Кличугин, но и Главком ВМФ не мог. Спрашивается, почему за дела, творимые ельцинистами, расплачиваются бойцы, которые много лет не видели родных берегов, служа Родине.
К своему 100-летнему юбилею (19 марта 2006 г.) наш подводный флот оказался в упадке. В составе флота осталось менее 60 подводных лодок (в 5 раз меньше, чем в СССР), из них около 50 атомных. С 1996 г. в России заложены только две атомные лодки. В крайнем упадке надводный, вспомогательный и гражданский флот.
ЗА ГОДЫ рыночных преобразований, политического и экономического кризиса в стране океанский флот утратил былую мощь и возможности решать задачи в океанской и дальней морской зонах. Прервано стремление СССР создать авианосные силы на Севере и Дальнем Востоке. Корабельный и численный составы ВМФ сократился почти в 5 раз. Особенно пострадала морская ракетоносная авиация — одна из важнейших сил флота при действиях против авианосцев вероятного противника. Ее численный состав уменьшился почти в шесть раз.
Наша страна — великая морская и речная держава, поэтому важную роль играет гражданский флот. В годы ВОВ наш речной и морской флот внес огромный вклад в дело Победы. Доставка войск, техники, вооружения, боеприпасов, продовольствия. Миллионы человек были эвакуированы из Ленинграда по Ладожскому озеру вглубь страны, а осажденным доставлены сотни тысяч тонн груза. Но нет у нас былого флота. Мощнейший флот СССР демократы развалили, продали, сгноили у причалов и пустили на металлолом. На случай беды у нас не на чем осуществлять перевозки водным путем.
Недавно в Совете Федерации состоялось совещание Временной комиссии по национальной морской политике, где прямо отмечалось, что износ флота на бассейнах составляет около 91,5%, износ причальных сооружений — от 50 до 70%. Перегрузочная техника во всех портах морально и физически устарела, износ портальных кранов достиг 80—90%, а износ малой механизации — 100%.
За последние 15 лет обновление флота не производится. Срок службы судов, используемых на внутренних перевозках, превысила 28 лет. Одной из причин такого положения дел является отсутствие денежных средств. Так, недофинансирование внутренних водных путей привело к резкому сокращению прохода судов по рекам. По сравнению с 1991 г. протяженность таких участков снизилась в 2001 г. на 31%, в 2005 г. — на 51%, в текущем году — более чем в два раза. В тоже время у реформаторов А.Кудрина и Г.Грефа денег куры не клюют, а у Абрамовича — собственный флот из 5 яхт, только на обслуживание которых он тратит более 2 млрд руб. в год. Они не знают, куда деньги девать, гноят их в Стабилизационном фонде, вкладывают в экономику США и других стран «золотого миллиарда». Для своего флота денег нет. Вы скажете: а где слуги народа — депутаты, министры, первые лица государства? Видимо, их мало интересует Россия, они заняты собственным обогащением. Как сообщили АиФ (№6, февраль 2006 г.), разница между доходами богатых и бедных в нашей стране — 230 раз.
По оценкам специалистов, Военно-морской флот России по своим боевым возможностям уступает флоту США в 20—30 раз. По мощи наш флот в разы уступает турецкому, шведскому, финскому, английскому и французскому. А демократы твердят о паритете. Это чушь, которая дорого обойдется нашему народу. Не желаем кормить своих солдат, матросов и офицеров, мы будем кормить чужих. Американцы и их партнеры по НАТО уже открыто говорят о том, что России надо делится своими природными богатствами. На недавно прошедшей встрече «восьмерки» президент США Д.Буш открыто намекнул, что готов помочь с установлением в России демократии по-иракски. Такие ястребы слов на ветер не бросают. Мы видим, что они сделали с Югославией, Ираком, Афганистаном, Ливаном и другими странами. Чтобы окончательно зажать Россию в тиски, американцы устремились в Среднюю Азию, на Кавказ, Молдавию, Украину, Прибалтику. Угрожают братской Белоруссии. НАТО и США окутали Россию своими базами. И по типу гитлеровской Германии изучают местность и объекты стратегической важности.
В этом году натовцы провели ознакомительную поездку по трассе Владивосток—Калининград, посетив многие наши военные объекты. Они провели учения во многих республиках бывшего СССР—России, а сейчас готовятся покорить наше Поволжье. Этого допускать никак нельзя.
Задача всех, кому дорога Россия, — встать на ее защиту, а морякам хочу пожелать мужества, стойкости, непоколебимости духа, верности советской присяге. А тем, кто еще ходит в моря и океаны, семь футов под килем. За флот, за нашу землю, за Россию, которую называли СССР, надо бороться. Стойте как скалы. С праздником вас, дорогие моряки!