В Калининградской области при подготовке ко Дню ВМФ разбился фронтовой бомбардировщик Балтийского флота Су-24. Катастрофы боевых самолетов, к сожалению, в нынешней России не редкость. Однако нынешняя трагедия заслуживает особого внимания. Дело в том, что она произошла, когда на Балтфлоте именно для участия в празднике находился министр обороны РФ С.Иванов. Это означает, что к этому дню в Калининграде готовились с особым тщанием. И тем не менее катастрофа произошла. Значит, что-то неладно в делах флота.
Наша газета уже несколько раз писала о плачевном состоянии 689-го истребительного авиаполка, подчиненного Балтфлоту и дислоцированного в той же Калининградской области, о том, что реально в боеготовом состоянии находятся всего несколько перехватчиков Су-27, а пилоты не имеют не только нормальных условий жизни, но и даже необходимого налета, чтобы нести боевое дежурство.
И вот новая трагедия. Г-н Иванов несколько раз с удовлетворением подчеркивал, что «черные ящики» уже найдены и это, мол, позволит быстро определить причины катастрофы. Да, конечно, причины падения этой конкретной машины определить будет, очевидно, несложно. По-видимому, погибший Су-24 собирали для парадного вылета, как это нынче водится в ВВС РФ, из агрегатов и узлов чуть ли не всех самолетов полка. Виновником трагедии сделают командование полка. А истинные виновники того, что самолеты то и дело падают, в очередной раз уйдут от ответственности.
Проблема ведь не в отказе конкретного узла на конкретном самолете, а в том, что разрушена вся система обеспечения безопасности полетов: нет запасных частей, узлов и агрегатов, из-за отсутствия топлива резко упало мастерство пилотов, быстро падает квалификация техников, обслуживающих самолеты, и рабочих, проводящих их ремонт. Спросите любого военного летчика — он вам расскажет, что происходит ныне в авиации...
Это все вопросы уровня не командира полка и даже не командующего ВВС. Это вопросы министра обороны, потому что все упирается в финансирование и в государственную политику. Но хочет ли г-н Иванов заниматься выявлением причин бедственного положения военной авиации? На этот счет есть глубокие сомнения. Итак, мы уже сообщали о бедственном состоянии 689-го авиаполка. Напомним, что это единственный такой полк в Калининградской области. Кроме него прикрывать не только эту стратегически важную область, но и базу Балтийского флота некому. Мы прямо обращались со страниц газеты к министру обороны с призывом разобраться с причинами глубокого провала в обеспечении обороноспособности России на самом важном, западном стратегическом направлении. Именно с этой стороны нам угрожает НАТО (или г-н Иванов будет утверждать, что НАТО нам совершенно не угрожает?).
Да необязательно читать нашу газету, чтобы убедиться в катастрофическом состоянии военной авиации на этом направлении. Не так давно Су-27 из Ленинградской области разбился на территории Литвы. Месяц назад на аэродроме Чкаловское в Калининграде сгорел другой Су-27. Накануне заседания «Большой восьмерки» в Брянской области погиб штурмовик Су-25. Теперь разбился бомбардировщик Су-24. Но после тех катастроф не было сделано ровным счетом ничего. Не будет сделано серьезных выводов и из нынешней трагедии. Почему?
Да потому что г-н Иванов, на мой взгляд, безостановочно лакирует положение в российской армии. Обществу внушается, что в Вооруженных силах РФ все или хорошо, или очень хорошо. Судя по частоте появления г-на С.Иванова на телеэкранах, он явно встал на дорожку президентской гонки, и выявлять какие-либо крупные непорядки в армии ему совершенно ни к чему. Ведь он в министрах уже не первый год.
А вот попробовал бы он, военный министр, поднять в воздух не один «парадный» самолет, а оба авиаполка, дислоцированных в Калининградской области, как это сделал бы нормальный министр, желающий иметь не показушную, а реальную картину состояния воздушного прикрытия Балтфлота и сухопутных войск в области. Сколько самолетов из двух авиаполков он увидел бы в воздухе? Боюсь, что пересчитать их можно было бы на пальцах одной руки.
Еще раз подчеркнем: в нашей обороноспособности на западном, калининградском, важнейшем для обороноспособности страны направлении крупные провалы. Вместо вскрытия и устранения причины этой серьезнейшей угрозы национальной безопасности, общество успокаивают рекламными фильмами о прекрасном состоянии нашей авиации. Более того, внимание общества отвлекают на важные, но все же второстепенные вещи. Так, например, много сенсационного шума вокруг трагедии рядового Сычева. Но замалчивание СМИ вопросов боеготовности вооруженных сил в целом, трагического состояния военной авиации в частности. Гибель самолета Су-24 и двух высококлассных пилотов сегодня, буквально через несколько дней после трагедии, уже никого особенно не волнует. А ведь эта очередная катастрофа лишь симптом глубокого неблагополучия в ВВС и в вооруженных силах в целом.
Так что дело не в отказе техники, а в военной политике верхушки России. За помпезными воздушными парадами и трюками пилотажной группы из Кубинки прячется развал обороноспособности государства. И это при том что, как вновь показала война Израиля против Ливана, именно защита от воздушного нападения является основой обороны страны.
И еще одно обстоятельство. Удивляет бестактность, которую проявил министр в отношении семей погибших летчиков. Вроде бы он принял на себя тяжелую, но благородную миссию приехать лично выразить соболезнование семьям. Но явился он в дома этих убитых горем женщин и детей в сопровождении... телегруппы. Если даже гибель людей была превращена в элемент агитационной кампании (а создается именно такое впечатление), то это крайне огорчительно.