"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" N 90 (12863), суббота, 5 августа 2006 г.

 

БЛИЦКРИГА НЕ ПОЛУЧАЕТСЯ...

Военная машина Израиля завязла в Ливане. Очередной «маленькой победоносной» войны не получается. Привычная тактика — завоевание господства в воздухе, затем мощный и неожиданный удар танковыми колоннами под прикрытием авиации — не срабатывает. За господство в воздухе бороться даже не пришлось: ВВС Израиля занимаются поганым делом уничтожения всего живого на беззащитном юге Ливана. Практически каждый день в нарушение международного права бомбежкам подвергается Бейрут и другие города. А вот удар израильской бронетехники увяз в гористой местности, в обороне «Хезболлы». Война идет непривычная для израильтян: нет сплошного фронта, нет регулярных войск противника, которых можно было бы разгромить и закончить войну. Есть неуловимые партизаны и нет признаков перелома в войне.
Как о крупном успехе сообщается, что танки продвинулись на 5—7 км вглубь Ливана. И это после того, как израильтяне совершали в свое время маневры в десятки и сотни километров в тыл противника. Потери израильской армии только убитыми составили уже 56 человек. Общее число убитых и раненых солдат и офицеров составляет, очевидно, около 200. Для Израиля это очень большие потери.
«Хезболла» сообщает, что потеряла около 50 бойцов. Тель-Авив оценивает потери своего противника в десять раз больше. Но даже если верить израильским данным (хотя они, очевидно, взяты с потолка), то это означает, что основной военный потенциал «Хезболлы» еще даже не затронут. Это движение обладает возможностью поставить под ружье десятки тысяч своих сторонников. Так что три с лишним недели непрерывных бомбежек и артобстрелов израильтянам фактически ничего не дали.
В отчаянной попытке переломить ход борьбы, израильтяне совершили вылазку далеко на север, в долину Бекаа, где, по данным их разведки, укрывались лидеры «Хезболлы». После нескольких часов бомбежек, там, в городе Баальбек, с четырех вертолетов был высажен десант. Помимо других целей они атаковали местную больницу, где, по утверждениям разведки, находился на лечении один из раненых лидеров «Хезболлы».
Но и эта вылазка закончилась полным фиаско. 15 убитых мирных жителей, шестеро захваченных в плен. В Тель-Авиве утверждают, что это боевики. Представитель «Хезболлы», выступая по телевидению, с немалым сарказмом предложил израильтянам предъявить миру «пленных боевиков». По его словам, четверо из шести захваченных — люди старше 50 лет. Какие из них боевики? Представитель же израильской армии выглядел без обычной самоуверенности и, не глядя в камеру, нес нечто невразумительное о «несомненном успехе операции». Эффектного жеста, к чему всегда тяготели израильтяне, не получилось.
Создается впечатление, что «Хезболла» переигрывает Тель-Авив на всех направлениях, а МОССАД и другие хваленые израильские спецслужбы мечутся, будучи не в состоянии выявить не только замыслы противника, но и даже цели для ударов. Во всяком случае, несмотря на огромную концентрацию сил на юге Ливана, полное господство в воздухе, использование новейших американских беспилотных самолетов-разведчиков, израильтяне не могут предотвратить ежедневные налеты с использованием каждый раз свыше ста ракет. По некоторым данным, «Хезболла» к началу боевых действий располагала примерно 13 тысячами ракет типа «град». Если за 25 дней боев в среднем выпускали по 100 ракет, то арсеналы «Хезболлы» так же далеки от исчерпания, как и резервы бойцов.
Упорное сопротивление «Хезболлы» ломает стратегические замыслы как Израиля, так и США. Тема ядерной программы Ирана, которая была центральной в мире многие месяцы, ушла на второй план. Напомним, что Иран обещал дать ответ на предложение стран Запада в отношении его ядерной программы в августе. Предполагалось, что именно реакция Ирана на эти предложения и «реакция Запада на реакцию Ирана» будут важнейшими событиями месяца. Вторжение в Ливан, возможно, было способом спровоцировать Иран на некие шаги, которые дали бы возможность США требовать применения санкций и силы. Ничего не вышло. Иранская тема ушла на второй план. Более того, самые непримиримые враги Ирана — США и Израиль — оказались ныне не в состоянии даже серьезно угрожать Ирану. Американцы по уши завязли в Ираке, Израиль — в Ливане.
Возник тупик. Он проявляется в неспособности Совета Безопасности ООН принять сколько-нибудь целостный план урегулирования. Дело, разумеется, не в формулировках, вокруг которых спорят дипломаты. Просто американцы по-прежнему блокируют требования о немедленном прекращении огня, ибо все еще надеются на военную победу Израиля. Но с каждый днем становится все более ясно, что разгрома арабов не предвидится. Нынче израильские военные ставят гораздо более скромную задачу — отодвинуть позиции «Хезболлы» на 20 километров от границы.
Чего хочет в этой новой, непривычной для него обстановке Тель-Авив? Он недвусмысленно рассчитывает использовать войска НАТО в качестве буфера для обеспечения своей безопасности (причем претендует еще и на право определять состав этих войск). Более того, Израиль соглашается прекратить огонь только после того, как многонациональные силы будут уже развернуты на границе, сменив израильские части, оккупирующие ныне юг Ливана. Это означает, что Тель-Авив намерен продолжать войну против арабов. Но не собственными руками, а руками НАТО.
Американцы предусмотрительно даже не претендуют на вхождение в состав многонациональных сил. Ненависть к ним на Ближнем Востоке столь велика, что их появление лишь подольет масла в огонь. Морские пехотинцы США уже высаживались в 80-х годах в Бейруте. Но после того, как боец «Хезболлы» прорвался на грузовике с полтонной взрывчатки к казарме морпехов и отправил на тот свет разом более двухсот солдат, оставшиеся в живых из Бейрута немедленно убрались.
Вот и сейчас, как говорится, «гладко было на бумаге, да забыли про овраги». Все рассуждают о вводе многонациональных сил, даже не удосужившись узнать мнение законного руководства Ливана. А оно, как выясняется, отнюдь не жаждет оккупации части своей территории. Особенно войсками НАТО. Для ливанцев может быть приемлемым международное миротворчество, но только под эгидой ООН. То есть при участии в выработке решения на этот счет России и Китая, которые явно не разделяют стратегических устремлений США и их союзников.
Напомним, кстати, что «Хезболла» — это не «террористическая организация», коей ее пытаются представить Израиль и США, а массовое политическое движение, представленное в парламенте Ливана. (Собственно говоря, в массовости этой организации и находится корень ее устойчивости.) Без согласия «Хезболлы» и ее политических союзников в парламенте никакого решения о вводе иностранных войск принято быть не может.
Да дело и не в «миротворцах». Увлекшись разрешением этого конкретного конфликта, все дружно забывают о корне проблемы. А он в том, что Израиль пытается закрепить за собой арабские земли, захваченные в ходе его экспансионистских войн второй половины ХХ века. Израиль препятствует возвращению на родные земли миллионов палестинских беженцев, которые десятилетиями ютятся в лагерях беженцев в соседних арабских странах. Израиль препятствует созданию независимого палестинского государства со столицей в Восточном Иерусалиме.
Вот в этом, а не в воинственности «Хезболлы» кроется причина нынешней войны. Вот здесь нужно искать долгосрочное решение застарелого конфликта на Ближнем Востоке. Возможно, война в Ливане послужит если не переломным моментом для осознания в Израиле исторической бесперспективности удержания оккупированных земель, то, по крайней мере, важным шагом к избавлению от иллюзии своей непобедимости.

Вячеслав ТЕТЕКИН.



В оглавление номера