"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" N 91 (12864), вторник, 8 августа 2006 г.

 

ЛУКАВЫЕ ТАРИФЫ

Еще раз о платах за коммунальные услуги, о реформе ЖКХ, об управляющих компаниях

Несмотря на неоднократные жалобы населения, на рост тарифов ЖКХ, продолжающийся развал жилищного хозяйства, невыполнение восстановительных и ремонтных работ в домах с длительными сроками эксплуатации, на продолжающиеся (с 01.02.2001г.) сборы денег на капитальный ремонт и другие «прелести» в этой области, пока не видно реальных дел по наведению порядка.

Совершенно недостаточно проводится разъяснительная работа с жителями, и очень скудно и недоходчиво разъясняются все проблемы сегодняшнего ЖКХ в печати. Администрация, например, нашего Приозерского района Ленинградской области (Абрамчик, Гончаров, Поздняков и прочие) уходит от этого сложного дела и не находит ничего лучшего, как отправлять заинтересованных к федеральным законам, снимая с себя тем самым всю ответственность за прошлое, настоящее и будущее ЖКХ. Пресса занимается отпиской и лакировкой действительности. Несмотря на жалобы и требования органов Роспотребнадзора, продолжается съем денег с жильцов на капитальный ремонт домов, не публикуются и не объясняются расшифровки стоимости по всем тарифам ЖКХ, делаются ссылки на разные областные документы, — и этим вопросы закрываются, не дается вразумительных ответов.
Совершенно невнятным остается вопрос о максимальном росте тарифов на услуги ЖКХ. После неуклюжей попытки поднять тарифы на недосягаемую высоту администрация района переутвердила их с ростом в среднем на 19%. Эта лукавая цифра получена путем расчета по правилам «средней температуры по больнице, включая морг». Рассчитывается стоимость жилья на 1 человека по нормам расхода воды, тепла, канализации, расхода электроэнергии (38 квт/ч в месяц), газа (2 куб. м.) и т.д. Итог получается, по видимости, отличным! Но тут же администрация не моргнув глазом сообщает, что фактическая плата за квартиры растет по 3-комнатной квартире на 27,5% (на 4 чел.), по 2-комнатной квартире — на 27,5% (на 3 чел.), по 1-комнатной — на 32,1% (на 1 чел.). И это без электроэнергии и газа. Как-то не вяжется одно с другим: тарифы растут на 19%, а цены на оплату услуг ЖКХ — на 27—32% и выше. Вероятно, методика подсчета среднего роста тарифов берется «от лукавого». Как говорят, опять дурят нашего брата...
В полемике о максимальном росте тарифов на услуги ЖКХ совершенно исчез из поля зрения приказ Федеральной службы по тарифам от 03.02.2006 г. №15-э/8, в котором установленные индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, действовавших для указанных организаций на конец 2005 г., изменены. Для Ленинградской области предельный индекс изменения тарифов установлен в 113,8% вместо ранее установленных этой службой 29.12.2005 г. №853-э/4 120%. В чем здесь дело и как понять, что же является действующим максимумом роста тарифов?
В связи с усиленной передачей администрацией жилого фонда в управляющие компании все острее и жестче встают вопросы капитального и текущего ремонта многоквартирных домов с длительными сроками эксплуатации и с ужасным их состоянием. Плата за капитальный ремонт, как говорят в администрации, взималась законно. На день передачи таких объектов по ряду из них ни капитального, ни текущего ремонтов не производилось. У управляющих компаний средств на большие восстановительные и ремонтные работы, вероятно, нет. А собственников квартир государство (администрация) толкает в пучину прозябания в таком жилье. У большей части хозяев квартир своих средств на ремонт нет (пенсионеры, малоимущие).
Отдельные обращения граждан по таким вопросам остаются без конкретных ответов. Так, коллективная жалоба жильцов д. 25 по ул. Кали-нина в г.Приозерске на бездействие руководства
ЖКХ «Дом-сервис», направленная в начале апреля 2005 г. в адрес прокурора города и главы администрации Приозерского района, остается без ответа. В жалобе жильцы дома требовали до передачи их дома в управление управляющей компании произвести первоочередной ремонт дома (подъездов, подвала, крыши, придомовой территории) и наказать чиновников ЖКХ «Дом-сервис» за длительное невнимание к просьбам собственников квартир о ремонте.
Между тем процесс передачи домов в управление ООО «Управляющая компания Строй Северо-Запад» пошел, недобросовестные и безответственные работники бывших жилкомсистем перекочевывают с большей зарплатой в новые управляющие компании. Поезд, как говорится, ушел, круг замкнулся, и жалобщики остались с носом. Надо сказать, что жалоба была подана через Приозерский районный совет ветеранов. И это практически осталось без внимания, даже без намека на решение проблемы. Что же ждет нас в ближайшем будущем? Где искать ответы? Жилищный кодекс РФ — петля на шее простого народа, так совершенно справедливо называет его оппозиционная пресса. Для кардинального решения всех проблем ЖКХ необходимо:
11. Государство никакими указами не должно уходить от проблем ЖКХ и бросать собственников квартир в объятия частника (далеко не честного и безответственного).
12. На уровне государства и до муниципального поселения нужно срочно (немедленно) сделать программу (национальный проект) по восстановлению везде и всей системы ЖКХ на 7—8 лет, в т.ч. 5 лет первоочередных.
13. Государство выделяет в течение 3—5 лет из Стабилизационного фонда до 500 млрд руб. Средства распределяются по субъектам, объектам, вплоть до жилого дома, и тем самым обеспечивается общественный контроль за их целевым и эффективным расходованием.
14. Приостановить на 3—5 лет действие основных статей Жилищного кодекса РФ, вводить его только после реализации пп. 2, 3.
15. Немедленно приостановить форсирование передачи жилья в скороспело создаваемые т.н. управляющие компании. Они не могут решить всех проблем ЖКХ из-за маломощности, безденежья и без кадров. Их комплектация ведется, как правило, из лиц бывших жилкомхозовцев, которые себя дискредитировали там, а теперь меняют кресла.
16. В программе государства предусмотреть срочную подготовку кадров для системы ЖКХ.
17. Рассмотреть целесообразность контроля ЖКХ органами Роспотребнадзора.
18. До наведения порядка во всей системе ЖКХ платы за услуги установить не более 10—15% от дохода семьи вместо грабительски установленных 22%, взимаемых за некачественные и невыполняемые услуги (ремонт, обслуживание и т.д.).
19. Государственным органам нужно срочно разработать рекомендации (методики) расчета цен на услуги ЖКХ, примеры по расчету недоплат за некачественные работы, за невыполнение всех работ и услуг органами ЖКХ. Большинство лиц во вновь созданных муниципальных органах, в управляющих компаниях не владеют этими вопросами. Общая масса населения также не в курсе этих сложных расчетов по сдиранию с них денег.
10. В связи с проведением ТУ Роспотребнадзора анкетного опроса о состоянии дел в ЖКХ и оценки квартиросъемщиками действующих и создаваемых жилищно-коммунальных служб, рассмотрение вышеназванных и других проблем ЖКХ было бы крайне целесообразным.


А.Г. ГАТОВСКИЙ,
ветеран труда, инвалид ІІ группы,
почетный разведчик недр СССР.
Приозерск,
Ленинградская область.



В оглавление номера