По случаю начала нового учебного года не мешает еще раз обратить внимание государственных органов, педагогов и родителей на необходимость решения актуальной проблемы: кого же и как мы растим и воспитываем в семье, какую готовим себе смену? От решения этой проблемы во многом зависит благополучие и судьба страны. Это тем более необходимо сделать в связи с объявленным «Годом семьи» и с провозглашенным президентом В.В.Путиным приоритетом семьи, материнства и детства.
Все хорошее и дурное закладывается в ребенке еще до его рождения и в дальнейшем окончательно формируется, главным образом, в семье — основной ячейке и главном условии продолжения жизни и благополучия общества. Семья, как зеркало, отражает все пороки и господствующие нравы в современной буржуазной России. С разрушением Советского Союза была разрушена и нравственно здоровая семья как естественный воспитательный коллектив. Небывалая нравственная деградация народа пагубно отразилась и на ней. Главными трагическими последствиями этого стали взаимное отчуждение, утрата духовно-нравственного единения и взаимопонимания между родителями и детьми. Занятые бизнесом родители свели до минимума общение со своими детьми, такое важное в нравственном становлении последних.
У многих родителей атрофировались нравственные чувства долга, обязанности и ответственности перед собой, детьми и обществом по достойному воспитанию детей. От многочисленных разводов и прекращения семейных отношений больше всего страдают дети. Резко увеличилось число матерей-одиночек, которые просто не знают, что и как делать с детьми, как их прокормить, обуть, одеть и выучить. Государство же оказывает им лишь символическую помощь — 70 рублей ежемесячного детского пособия. Опасным для здоровья и жизни детей в семье стал возросший родительский деспотизм и терроризм по отношению к собственным детям, над которыми издеваются, морят голодом, избивают и калечат. Известны даже случаи убийства родителями своих детей. Доведенные до отчаяния родительским беспределом дети бегут из семьи на улицу, где становятся бездомными бродягами, совершают антиобщественные, хулиганские и преступные деяния. Многие из них погибают. Настоящим бичом для семьи стал родительский, особенно материнский, алкоголизм. О каком нравственном примере родителей здесь можно говорить! Появляется все больше и больше совсем юных, 14—15 лет, «мамочек», лишенных материнского инстинкта, не говоря уже о чувствах любви, заботы и ответственности за своего ребенка. Едва успев родить или, в лучшем случае, воспользоваться правом получения приличного единовременного детского пособия по случаю рождения ребенка и ежемесячных выплат по уходу за ним до 1,5 лет, они затем бросают собственных детей, превращая их в отказников-изгоев.
Увы! Прошли те времена, когда гениальный чешский педагог XVII века Ян Амос Коменский в своей великой «Дидактике» (1632 г.) провозгласил женщину-мать первой, главной и единственной воспитательницей своих детей, а всю ее заботу по уходу и воспитанию детей до 6 лет образно назвал «материнской школой». Забытым оказался и страстный призыв писателя-гуманиста М.Горького: «Воспеть хвалу и славу женщине-матери». В буржуазной России сегодня другие «ценности», хотя много демагогии о семье, материнстве и детстве.
Из педагогического арсенала семьи почти исчезли три главных традиционных правила воспитания детей.
Во-первых, как можно более раннее включение детей в доступные и посильные виды домашнего труда: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, выполнение разовых и постоянных поручений в интересах всей семьи, техническое моделирование и занятий прикладным декоративным искусством. Великий русский педагог и психолог К.Д.Ушинский в статье «О пользе труда в нравственном воспитании» назвал труд «величайшим и мудрейшим наставником и целителем детской души». Известный французский мыслитель Жан-Жак Руссо в своем педагогическом романе-трактате «Эмиль, или о воспитании» (1761 г.) справедливо утверждал, что «всякий праздный гражданин есть вор и мошенник». Народная мудрость называла матерью всех пороков безделье и лень. Каким же трудом занимаются сегодня в городской семье? Как правило, это выполнение домашних учебных заданий и то — без старания и прилежания. Вот и растут в семье закормленные барчуки-себялюбцы, бездельники и дармоеды. Едва ли вырастут из них активные, творческие, трудолюбивые и старательные работники и семьянины. Исключением является сельская семья, где еще сохранились связь времен и поколений, семейные трудовые традиции, когда сама обстановка и жизнь заставляют детей включаться в общий семейный труд и заботы.
Во-вторых, современные дети почти не знают и не понимают значения двух главных слов-регуляторов их поведения и развития; это слова «можно» и «нельзя». «Секреты» нравственного воспитания в семье состоят в умении родителей вовремя переключать внимание непослушных, избалованных, капризных и упрямых детей с одного понятия на другое и наоборот. Тот же Руссо предупреждал родителей о том, что «ребенок начинает с того, что просит и умоляет, затем требует и заканчивает тем, что приказывает и повелевает», то есть превращается в маленького семейного деспота и тирана-самодура. Известный советский педагог-новатор А.С.Макаренко в «Книге для родителей» остроумно заметил, что «дети — это, конечно, цветы жизни, но цветы, способные приносить ядовитые плоды» и что «безнаказанность воспитывает хулигана и даже преступника». Во многих семьях сегодня процветает «свободное воспитание наизнанку», то есть вседозволенность, безответственность и безнаказанность детей.
Психологи, педагоги, родители, медики, криминалисты должны насторожиться и принять необходимые меры в связи с бурным ростом агрессивности, безжалостности, жестокости и садизма детей по отношению друг к другу. Непонятна позиция отдельных педагогов-практиков, которые предлагают для развития лидерства, предприимчивости и личного успеха предоставить подросткам полную свободу и самостоятельность, даже если это достигается ценой унижений и страданий других детей. По отношению к взрослым (педагогам, родителям и посторонним людям) дети и подростки проявляют грубость, непослушание, высокомерие, откровенное хамство, наглость и цинизм. Об отношении к старикам нечего и говорить: их либо не замечают, либо обижают и унижают разными способами.
Из такого контингента в жизнь выйдут холодные «деловые люди», которые стремятся любой ценой добиться своего, озлобленные ненавистники людей. Многие из них становятся преступниками.
В-третьих, по словам К.Д.Ушинского, в семье должны быть разумность и чувство меры во всем, а Руссо советовал родителям «не окружать ребенка потоком дорогих вещей и игрушек». Разумность и чувство меры в семье должны начинаться с организации режима и правильного питания естественными природными здоровыми продуктами, а не пищевыми суррогатами в дорогих упаковках. Далее, многие родители даже со средним заработком стараются одеть детей во все дорогое и модное, как правило, из синтетики и других заменителей. Много забот доставляют родителям девочки, которым, кроме гардероба, нужны косметика, модные предметы гигиены, модные прически и т.д. В крупных городах для девочек из богатых семей открываются частные школы и оздоровительно-развивающие, культурно-развлекательные центры, где юных «леди», помимо аэробики и культурных развлечений, обучают искусству макияжа, создания модных причесок и даже искусству кокетничать и обращать внимание на себя. Спрашивается: какие же мамы будут из этих девочек и вообще станут ли они мамами?
В качестве культурно-информационного окружения детей в семье используются компьютерные игры сомнительного содержания и бесконечные просмотры по видеотехнике американских мультсериалов с игровыми трюками и дешевым зубоскальным юмором, пропагандой американского образа жизни, с ее вседозволенностью. Бога нет — все можно!
Так каким же будет первое поколение в XXI веке? Будет ли оно достойным продолжателем лучших достижений и традиций предыдущих поколений, сохранит ли оно исторические народно-нравственные корни? Или превратится в бездумное поколение потребителей, любителей наслаждений и удовольствий? Именно такое поколение формирует из подростков реанимированная радиостанция «Юность» в своих отвратительно безнравственных передачах под броским девизом «XXI век. Новое поколение».
Пока еще не поздно, все общество — от президента и Думы до педагогов, родителей и общественности — должно хорошо подумать об этом.
Для подлинного возрождения семьи как естественного воспитательного коллектива государству нужно решить две первостепенные задачи: 1) оказание реальной жилищно-материальной помощи каждой семье, уже имеющей детей; в первую очередь многодетным и матерям-одиночкам; 2) восстановление в полном объеме хорошей советской традиции, когда общеобразовательная школа была центром по организации родительского педагогического всеобуча и оказанию повседневной конкретной помощи неблагополучным и трудным семьям в воспитании детей.
Новосибирск.