"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" N 98 (12871), четверг, 24 августа 2006 г.

 

В РОССИИ ТРАУР

РАЗБИЛСЯ САМОЛЕТ, ЛЕТЕВШИЙ С ЧЕРНОГО МОРЯ

Сегодня мы скорбим о жертвах очередной авиакатастрофы, унесшей жизни 170 человек, среди которых 160 пассажиров и 10 членов экипажа разбившегося самолета Ту-154. Самолет компании «Пулковские авиалинии» следовал из Анапы в Петербург. Большинство его пассажиров — возвращавшиеся с отдыха на Черном море курортники, а потому на борту разбившегося рейса 612 было так много детей — 49 человек, из них 6 — малыши до двух лет.

Самолет рухнул во вторник около 15:30 по московскому времени на территории Украины, недалеко от Донецка. После того как летчик в четвертый раз передал сигнал SOS, Ту-154 исчез с радаров, а через некоторое время его обломки были обнаружены местными жителями в труднодоступной местности в районе села Сухая Балка. Как стало понятно практически сразу, уцелеть не удалось никому.
Причины катастрофы пока остаются неизвестными. Какие-либо конкретные выводы, очевидно, можно будет сделать только после изучения информации бортовых самописцев, которые из-за сложного рельефа и болотистой местности пока обнаружить не удалось. По факту крушения возбуждено уголовное дело, приступила к работе специальная правительственная комиссия по расследованию причин аварии. Члены этой комиссии, возглавляемой министром транспорта Игорем Левитиным, уже прибыли в Донецк, где начали совместную работу с аналогичной комиссией, созданной правительством Украины.
Пока же недостатка в версиях нет, хотя ни одна из них не кажется достаточно убедительной специалистам и экспертам, анализирующим происшествие. Главная из версий — это плохие погодные условия, грозовой фронт, в который, по предварительным данным, попал разбившийся самолет, находившийся в этот момент на высоте 10—11 тысяч метров. Вообще катастрофы, когда самолет уже вышел на заданную высоту, происходят достаточно редко. Чаще они случаются при взлете или посадке, которые считаются наиболее опасными. Есть сведения, что летчик погибшего лайнера говорил о том, что машина попала в зону высокой турбулентности. Но, по словам профессиональных летчиков, турбулентность не могла стать причиной крушения самолета такого типа. Так, например, считает летчик-испытатель Анатолий Ковчур, полагающий, что на борту самолета произошла серьезная неполадка или пожар и экипаж самолета начал экстренное снижение.
Возможно, неполадки на борту были вызваны попаданием в
Ту-154 молнии, хотя, судя по тому, что пилоту удалось передать сигнал бедствия, электронное оборудование оставалось в рабочем состоянии, по крайней мере, частично. Впрочем, и гроза не является достаточным объяснением причин трагедии. Как говорит заместитель генерального директора по организации летной работы авиакомпании «Пулково» Анатолий Самошин, «гроза — это штатная ситуация, у нас есть четкие инструкции, как действовать в подобных случаях».
Вероятно, можно было бы говорить о трагическом стечении обстоятельств, если бы не частота, с которой подобные авиакатастрофы с тяжелейшими последствиями случаются в последнее время в России. За последние четыре месяца — это уже третья авария самолета с большими человеческими жертвами. Напомним, что в мае не долетел до Сочи принадлежавший «Армянским авиалиниям» аэробус, а в прошлом месяце при посадке в Иркутске не смог затормозить и сгорел аэробус компании «Сибирь».
Когда крушения происходят с такой периодичностью, говорить о случайностях уже не приходится. Это, скорее, свидетельствует о системном кризисе отечественной авиации. После каждой трагедии авиаперевозчики неизменно заявляют об опытном и квалифицированном экипаже и хорошем техническом состоянии разбившегося лайнера. В таком случае остается только недоумевать, почему же горят и падают наши самолеты. Вот и на этот раз практически сразу после катастрофы, даже до начала расследования, было заявлено, что самолет был в хорошем техническом состоянии, всегда вовремя проходил техобслуживание и не исчерпал еще своего ресурса, который составляет 30 тысяч часов налета. А разбившийся Ту-154 налетал только 24 тысячи. Об этом заявил один из руководителей авиакомпании «Пулково» Василий Налетенко. Он также сообщил, что командир экипажа Игорь Корогодин налетал более 9 тысяч часов, из которых 3 тысячи — именно на самолетах данного типа. Кстати, практика изучения причин последних катастроф правительственными комиссиями показывает, что обычно они склонны видеть эти причины в человеческом факторе. Вероятно, так легче, потому что спросить в итоге за гибель людей не с кого.
Но если причина и в самом деле в ставших уже системой ошибках пилотов, то необходимо срочно заниматься проблемой их подготовки и переподготовки, условиями работы и прочими факторами, неизбежно влияющими на безопасность полетов. Всем этим активно занимались в советское время, потому и подобные трагедии тогда были редчайшим исключением. Сегодня на летчиках, как и на многом другом, частные авиакомпании, для которых первоочередным является собственный доход, предпочитают экономить.
И все-таки особое внимание, несмотря на все уверения в прекрасном обслуживании авиапарка, должно быть обращено на его техническое состояние, которое во многих случаях без преувеличения можно назвать катастрофическим. Так, лишь в понедельник смогли вернуться домой из Италии 170 российских туристов, которые два дня провели в аэропорту Римини. Аэробус А-312 авиакомпании S7, который должен был доставить их в Москву, вышел из строя. Представители компании заявили, что сломались кондиционеры, но сами пассажиры говорят, что были проблемы с двигателями, поскольку после того, как их запустили в аэробус и двигатели были включены, перебои в их работе заметили даже неспециалисты. Но эти туристы, невзирая на два дня мучений, могут считать себя настоящими счастливчиками, так как добрались до дома живыми. Напомним, что погибший в Иркутске 9 июля аэробус А-310 также принадлежал S7. Его пассажирам повезло гораздо меньше.
Разбившиеся европейские аэробусы были куплены нашими авиакомпаниями уже подержанными, после многолетней эксплуатации за рубежом. Но и разбившийся под Донецком самолет ТУ-154, произведенный в России в 1992 году, как оказалось, в 90-е годы эксплуатировался в Китае, и только в 2001 году его приобрели «Пулковские авиалинии», очевидно, когда китайцы свой авиапарк обновили. В России же, где авиапром находится в развале, парк самолетов обновляется лишь за счет изношенных зарубежных «боингов» и аэробусов и, как выясняется, за счет изношенных же отечественных машин. Да и где взять новые, если государство и не думает всерьез поддерживать собственного авиапроизводителя, а от контроля за частными авиаперевозчиками фактически устранилось?
Власти считают своей обязанностью лишь выплаты жертвам. И смертельная «такса» не меняется уже несколько лет: по 100 тысяч за погибшего человека его близким. Именно такую сумму обещала родственникам жертв губернатор Петербурга Валентина Матвиенко. Но родственникам сейчас не до компенсаций: к вечеру среды они должны прибыть к месту трагедии. Пока в результате поисковой операции, которую проводят украинские и российские спасатели, удалось обнаружить тела 30 погибших. Идентифицировать останки, как говорят специалисты, будет крайне сложно. В большинстве случаев придется проводить генетическую экспертизу. А значит, самое страшное для родственников жертв еще впереди.

 

 

 

Павел СВИРИДОВ.



В оглавление номера