"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" N 99 (12872), суббота, 26 августа 2006 г.

 

ВСЕ БОЛЬШЕ КРЕСТОВ ОСТАВЛЯЕТ ЭТО ВРЕМЯ

День траура прошел, проблемы остались. И веет безнадежностью от слов президента: самое ужасное — это чувство бессилия...

В ПЯТНИЦУ в Донецк прибыл самолет МЧС Ил-76 для эвакуации тел погибших в авиакатастрофе пассажиров разбившегося рейса 612. Накануне родственниками было опознано 80 жертв крушения. Российские и украинские службы стараются провести тяжелейшую процедуру опознания наиболее щадящим для людей образом, ведь многие из них потеряли в результате трагедии всю семью: и детей, и внуков. Сначала родным и близким погибших показывают фотографии, и только если это не дает результата, проводят опознание в морге. Специалисты утверждают, что в большинстве случаев можно будет обойтись без генетической экспертизы. Однако некоторые тела в результате возникшего после падения лайнера пожара сильно обгорели. Все необходимые для установления их личности процедуры обещано провести как можно скорее.
Между тем в Москве началась расшифровка информации «черных ящиков». Хотя, как заявляют, бортовые самописцы находятся в удовлетворительном состоянии, информацию о причинах катастрофы обещают обнародовать не ранее чем через полтора месяца. Несмотря на отсутствие официальных комментариев по этому поводу, версий о причинах катастрофы хватает. На сегодняшний день наиболее распространенной является версия ошибки пилота в экстремальных погодных условиях. Якобы командир экипажа Иван Корогодин, дабы пройти над грозовым фронтом, поднялся на недопустимо большую высоту, в результате чего самолет вошел в так называемый плоский штопор. Вывести из такого штопора Ту-154 практически невозможно, что и послужило причиной трагедии. Неясно только, почему опытный летчик, заблаговременно, как выяснилось, предупрежденный о грозе, пошел на столь рискованные маневры, вместо того чтобы облететь грозовой фронт или вернуться обратно.
Вообще версий и предположений о катастрофе (фактически еще до того, как началось серьезное изучение ее причин) высказывается столько, что возникает впечатление, будто изначально в этих подробностях и частностях пытаются утопить истинное существо случившегося. Действительно, в России сложилась такая ситуация, когда для министра транспорта Игоря Левитина можно вводить постоянную должность главы чрезвычайной комиссии по расследованию очередной катастрофы — так часто они происходят. На самом же деле имеется жизненная необходимость выяснить глубинные причины системного кризиса нашей гражданской авиации. Только так можно предотвратить новые трагические происшествия.
Но складывается впечатление, что те, от кого это зависит, в таком выяснении совсем не заинтересованы. Гораздо легче и безопаснее устами журналистов послушных электронных СМИ рассказывать испуганным обывателям о «беспрецедентной грозе, какие раньше случались лишь в Африке», или чуть ли не подвигом и благодеянием со стороны властей представлять ту помощь родственникам жертв, которую власть эта просто обязана им оказывать.
И впрямь, если в советские времена государство было заинтересовано в выяснении причин катастроф (а не в очередном страшном информационном поводе, чтобы попугать обывателя) и устранении этих причин, то теперь разные конкурирующие между собой структуры заинтересованы лишь в том, чтобы снять с себя ответственность, переложив ее на других. Большинство российских авиаперевозчиков — частные. А значит, государство вроде бы напрямую не несет ответственность за их деятельность. Ни за старые или низкокачественные самолеты, ни за плохую подготовку летного состава, ни за экономию на горючем. Ведь в противном случае надо всерьез и на государственном уровне заниматься проблемами производства самолетов, стоимостью топлива, да и организацией авиаперевозок в целом. А это требует усилий и немалых расходов, которые, судя по всему, «дорогие» чиновники брать на себя не собираются. Получается, что гораздо выгоднее и проще раз за разом выплачивать жертвам небольшие компенсации. И объявлять очередной траурный день, по окончании которого все вернется на круги своя.
На самом деле проблема эта еще глубже. Она в системном кризисе не только гражданской авиации, но и социальных, экономических отношений в стране в целом. Высказывается предположение, что летчик не стал облетать грозовой фронт, потому что экономил горючее. Оказывается, среди авиаперевозчиков существует практика, когда пилотов штрафуют за перерасход топлива. Вот, мол, летчик и не захотел делать лишний крюк. Авиакомпания «Пулково» категорически отвергает наличие подобных штрафов. Но такого рода экономия столь характерна для нашей сегодняшней жизни (и не только в авиации!), что поверить в нее совсем несложно. А разговоры о хорошем состоянии авиапарка, тогда как чуть ли не еженедельные происшествия с самолетами самых разных отечественных перевозчиков свидетельствуют об обратном, еще более усугубляют недоверие к любым выводам заинтересованных отнюдь не в объективности сторон.
Нам заявляют, что версия теракта в случае данного крушения исключена и ссылаются при этом на характер падения самолета, радиус разлета обломков, состояние тел погибших. Однако ровно два года назад, когда в результате взрывов на борту погибли самолеты Ту-134 и Ту-154, поначалу версия теракта также опровергалась. И аргументы приводились точно такие же.
В общем, в обстановке ставшей привычной лжи, уже не зная чему верить, граждане не верят ничему. Государственные органы власти, не способные справиться с проблемами, откупаются подачками от очередных жертв. Еще сохранившиеся в нашей стране авиапредприятия в случае, если аварию терпит самолет российского производства, сразу заявляют о его технической надежности, исключая возможность каких-либо недостатков, которые нуждаются в устранении. И немудрено, ведь под предлогом ненадежности отечественных самолетов частные авиаперевозчики покупают за бесценок зарубежный металлолом, создавая на такой экономии огромные барыши. Старые «боинги» и «аэробусы» бьются еще чаще, но и за это никто не отвечает. А на просторах нашей страны появляются новые могилы, вдовы, сироты, родители, потерявшие своих детей.
В четверг место катастрофы Ту-154 в Сухой Балке посетили родственники погибших. Там, где рухнул авиалайнер и погибли 170 его пассажиров и членов экипажа, была отслужена церковная панихида и установлен памятный крест.

 

 

 

Павел СВИРИДОВ.



В оглавление номера