"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" N 99 (12872), суббота, 26 августа 2006 г.

 

УРАН ИРАНА

Ультиматум отвергнут — Запад в растерянности

ИТАК, 23 августа в ответ на ультиматум, выдвинутый постоянными членами Совета Безопасности ООН (США, Англия, Франция, Россия и Китай) и Германией (они потребовали от Ирана свернуть ядерную программу и остановить работы по обогащению урана), Тегеран передал «шестерке» документ на 21 странице. О его содержании известно пока лишь то, что Иран предложил продолжить переговоры, но на главное требование (прекратить обогащение урана) дан твердый отказ. Западные страны погрузились в осмысление этого документа. Даже скорый на резкие комментарии постоянный представитель США при ООН Д.Болтон заявил, что письмо нуждается в основательном изучении.
Причина непривычной сдержанности Болтона не в восточной витиеватости текста, а в том, что перед США — зачинщиком «беспокойства мирового сообщества» — встает весьма сложный вопрос: что делать дальше? К настоящему времени испробовано практически все: от угроз и шантажа до попыток подкупа. Сначала эти методы применяли раздельно. Последние предложения Совбеза были комбинацией шантажа и подкупа. Все равно ничего не выходит.
Напомним, что в случае согласия на пакет предложений Ирану обещали поставку ядерных реакторов на легкой воде, помощь в развитии авиационной и автомобильной промышленности, предоставление торговых преференций и гарантий безопасности. Ответа же требовали до начала заседания «Большой восьмерки» в середине июля (дабы тут же согласовать дальнейшие действия). Однако у иранцев своя «повестка дня», и они спешить с ответом не стали. Тогда Совбез пригрозил, что если Тегеран до 31 августа не прекратит работы по обогащению, СБ ООН соберется 1 сентября и обсудит введение суровых экономических и других санкций. США предлагали введение таких санкций с 1 сентября автоматически, без нового обсуждения, но воспротивились Россия и Китай.
При всей соблазнительности предложений Совбеза и суровости обещанных кар, отказ прекратить обогащение урана ожидался. Глава Высшего совета национальной безопасности Ирана Али Лариджани еще в июле заявлял о твердом намерении Тегерана продолжать производство ядерного топлива на своей территории. При этом лидеры страны неоднократно подчеркивали, что не боятся санкций и не позволят разговаривать с собой языком ультиматумов.
Между тем весьма сомнительно, чтобы Совбез, собравшись 1 сентября, принял решение о санкциях. Нежелание России и Китая излишне давить на Тегеран общеизвестно, а непостоянные члены Совбеза вполне могут поддержать их позицию. Кстати, получив иранский ответ, США предложили было провести совещание с участием европейских членов Совбеза, но без РФ и КНР. Однако, как вскоре выяснилось, европейцы не горят стремлением сесть в колесницу Америки. Они заявили, что намерены сначала внимательно изучить ответ Тегерана и в этих целях провести дополнительные консультации с иранцами.
У США в таких случаях ответ один — сначала угроза применения силы, а затем (когда это возможно) и прямая военная интервенция. Но в данной ситуации Америка вынуждена основательно чесать затылок — рубить иранский узел мечом страшновато. Обстановка в мире к концу августа сложилась отнюдь не в пользу интервенции против Ирана. США плотно увязли в Ираке и Афганистане. Для еще одной карательной операции у них попросту нет сил. (На войну в Ираке начали призывать резервистов морской пехоты, чего давно уже не случалось).
Но в еще большую задумчивость Вашингтон вгоняют итоги войны в Ливане. Как-то так случилось (какое совпадение!), что попытка уничтожения «Хезболлы» началась именно после передачи Тегерану предложений Совбеза ООН. Разгром «Хезболлы» означал бы, что Тегеран утратил ценного союзника вблизи Израиля. Одновременно разрушение Ливана авиацией Израиля должно было бы послужить грозным предупреждением Ирану и сделать власти Тегерана сговорчивее.
Однако война на Ближнем Востоке закончилась отнюдь не так, как это планировали ее инициаторы. Блицкрига не получилось. Иран по итогам ливанского кризиса значительно укрепил свои позиции. То, что Израилю так и не удалось справиться с ракетными обстрелами его территории, теперь наводит Тель-Авив на неприятные размышления. Подтверждаются обещания Тегерана в случае атаки со стороны США и Израиля дать им достойный отпор.
Одновременно война в Ливане показала ограниченность (считавшихся до этого неограниченными) возможностей авиации Израиля, которая должна была уничтожить бункеры, склады ракет и пусковые установки шиитских бойцов. После этого возникли глубокие сомнения в том, что воздушные удары США и Израиля по подземным и основательно укрепленным ядерным объектам Ирана могут быть эффективными. Генеральная репетиция воздушной агрессии против Ирана явно не удалась. Кстати, бойня в Ливане означала также провал попытки дестабилизировать внутреннее положение в Иране. Агрессия Израиля ясно показала даже сомневающимся и колеблющимся в Иране, чего стоит ждать от американо-израильских «демократизаторов».
Но все это — внешняя сторона конфликта. Полезно еще раз посмотреть на его внутреннюю суть. Из-за чего, собственно говоря, сыр-бор? Наша газета уже не раз писала о полной необоснованности претензий Запада к Ирану. Почему этой стране выкручивают руки, пытаясь воспрепятствовать ее ядерной программе? Почему не вызывают таких же бурных эмоций ядерные программы других стран, например, Бразилии и Японии? Ведь Иран всегда пунктуально соблюдал свои обязательства как члена Международного агентства по атомной энергии, позволяя инспекторам МАГАТЭ наблюдать за ходом его программ.
На Западе, однако, продолжается визг на тот счет, что дело в конечном счете закончится созданием иранской атомной бомбы. Причем лишь на том основании, что со временем у Тегерана может возникнуть такая техническая возможность. Так ведь уже целый ряд стран (та же Германия, Швеция, Япония, Тайвань) вплотную, гораздо ближе, чем Иран, подошли к возможности создания атомной бомбы. Кстати, мы только что писали о борьбе за Конго. Так вот, эта страна обладает немалыми запасами урана. И (какое удивительное совпадение!) там в качестве миротворцев ООН находятся немецкие войска. Случайность? Вряд ли! Мало кто теперь помнит, что в середине 70-х годов был крупный международный скандал, когда обнаружилось, что ФРГ занималась в Конго подготовкой к испытанию баллистических ракет (проект «ОТРАГ»).
Так что расползание ядерного оружия и средств его доставки медленно, но неуклонно идет. И причина тому отнюдь не в зловредности тегеранских мулл, а в международной обстановке, которая сложилась ныне по вине главных «борцов против международного терроризма» — США и Израиля. Эти страны, сделавшие грубое насилие и нарушение норм международного права центром своей внешней политики, пожинают то, что сами посеяли. В условиях подавляющего превосходства в обычных вооружениях США в глобальном масштабе, а Израиля — в региональном, единственной гарантией национальной независимости для стран, намеренных защищать свою независимость, становится ядерное оружие.
Убери Вашингтон постоянно нависающую над миром угрозу его военной интервенции, и стремление многих стран получить атомное оружие изрядно поуменьшилось бы. Так что наглая политика США на мировой арене буквально подталкивает группу стран на немалые, но вынужденные расходы по исследованиям в области атомной энергии.
На Западе, однако, пугают общественность утверждениями о том, что раз Иран призывает к ликвидации Израиля, то он, мол, вознамерился сделать это, сбросив атомную бомбу на Тель-Авив. На обывателя такая «аргументация» действует. Вот только обывателю полезно было бы посмотреть на карту. Тогда бы он убедился, что атомный удар по Израилю повлек бы губительные последствия не только для евреев, но и для арабов. Более четверти граждан Израиля — арабы. Рядом — палестинские территории. Чуть дальше — соседние арабские государства. Куда бросать бомбу-то (несуществующую)? На головы братьев-мусульман?
Люди, хорошо знающие психологию иранцев, считают, что их глубоко возмущает несправедливость: им пытаются запретить то, что позволено другим. И действительно, право Ирана заниматься исследованиями в области мирной атомной энергетики не может подвергаться сомнению. Иран — столь же ответственный член мирового сообщества, как и подавляющее большинство других стран. К числу наименее ответственных относятся как раз те, кто обвиняют Тегеран в экстремизме — США и Израиль. Список их «деяний», вернее, преступлений, начиная с атомной бомбардировки Хиросимы и Нагасаки и кончая «обычными», но столь же жутким бомбежками Ливана, известен всем. Их мантия «защитников мирового сообщества» сильно запачкана кровью...
Но вернемся к нынешней ситуации. Что в сухом остатке? Запад с его кнутом и пряником оказался в тупике. Пряник отвергнут, применять кнут побаиваются из опасения ответного удара. Дело, очевидно, опять перейдет в тягомотину «изучения приложений и выработки контрпредложений». Это все-таки лучше, чем «решения», которые навязывает миру Америка (санкции, бомбежки).
А для нас урок последних событий вокруг Ирана вот в чем: страна, обладающая гораздо меньшим экономическим и военным потенциалом, нежели Россия, оказывается вполне способной защищать свои национальные интересы, невзирая на чудовищное давление Запада. Нашим бы «вождям» поучиться у руководителей Ирана чувству собственного достоинства и решимости проводить независимую внешнюю и внутреннюю политику. Боюсь, однако, что нынешняя «элита» РФ, привыкшая смиренно тащиться в обозе США и ЕС, на это органически неспособна...

 

 

 

Вячеслав ТЕТЕКИН.



В оглавление номера