"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" N 6 (12929), суббота, 20 января 2007 г.

 

УКРОТИТЕЛИ РЫНКА

«Парламентский час» в Госдуме

Близок час, когда рыночно-торговой вольнице наступит конец. После кондопожских событий, когда диктат заезжих рыночных торговцев переполнил чашу терпения граждан некогда тихого городка Кондопоги и они взбунтовались, президент и правительство РФ взялись наводить порядок на рынках страны. Только вряд ли этот «порядок» будет в пользу рядового россиянина. Если после Беслана в РФ выстроилась непробиваемая властная вертикаль, то рознично-рыночная торговля, скорее всего, попадет во власть чиновников. Следствием такого «порядка» станет взлет цен на продукты и ходовые товары, а те, кому правительство доверит управлять рознично-рыночным процессом, крепко разбогатеют.

ТАКАЯ перспектива проглядывает за строками закона «Об организации торговли на розничных рынках», молниеносно принятого думским большинством. А министр Минэкономразвития и торговли Г.Греф, излагая в Госдуме на «правительственном часе» свои планы по упорядочению торговли на розничных рынках, только закрепил пессимистические предположения.
К сожалению, министр в целом уходил в сторону от основной темы. От него ждали информации о мерах по организации торговли сельскохозяйственной продукцией на розничных рынках, где сейчас наживаются перекупщики, а сельхозпроизводители остаются ни с чем. Но министр, по его собственному признанию, оказался «не очень информативным» в данном вопросе. Возможно, потому что сельское хозяйство для господина Грефа не сильно любимая сфера. Обычно он избегает даже употреблять словосочетание «сельское хозяйство», заменяя его более для себя благозвучными — «фермерское хозяйство», «подсобное хозяйство». Не изменил своей привычке министр и на этот раз. Сначала он ударился в статистику, а потом заговорил не о том, что его министерство сделало, а о том, как правительство будет укрощать стихию рыночной торговли в стране.
Согласно Росстату, на начало 2006 года в РФ функционировало 5,8 тыс. рынков. Есть все основания полагать, что количество их почти не изменилось и к концу года. Рынки обеспечивают работой
1 млн 200 тыс. человек. Из них до 76% — так называемые индивидуальные предприниматели, т.е. лица различных национальностей, всего 19% — это торговцы собственными товарами и 3% — юридические лица. На розничных рынках оборачивается 20% всех товаров, находящихся в системе розничной торговли РФ. До 1996 года эта доля была гораздо больше. Теперь, заметил Греф, рынки заменяет «организованная торговля и крупные торговые сети». Но туда, где цены выше, чем на открытых прилавках, не часто ходит большинство покупателей. Они идут к тем торговцам, где дешевле товар. Греф, который предпочитает высокий сервис, не мог скрыть своего удивления, озвучивая статистику: в среднем по стране на вещевых рынках продается 60% трикотажных, швейных и меховых изделий, 56% обуви. В иных регионах эти показатели значительно выше: в Чечне через рынки реализуется 99% товарной продукции и только 1% — через организованные сети, в Дагестане — до 80%, в Смоленской области — 40% и даже в Москве, где уровень жизни, как любят подчеркивать чиновники, достаточно высокий, на вещевых и универсальных рынках покупается 43% всех продающихся в столице товаров.
Поэтому, вздохнул министр, рыночную торговлю недооценивать нельзя, избавиться от нее пока «не представляется возможным». Ее надо реорганизовывать. По предположению Грефа, до 2010 года рынки, смешанные и торгующие промышленными товарами, преобразуются в торговые комплексы, и на них распространятся все правила организованной торговли. Эта мера пока не затронет сельскохозяйственные рынки, потому что «они занимают очень небольшой удельный вес в общем количестве рынков».

НЕЛЬЗЯ забывать и закон «Об организации торговли на розничных рынках». Он вступит в силу 11 апреля 2007 года, и его предстоит реализовывать. По нормам закона до 11 июня все функционирующие на рынках юридические лица обязаны будут «привести свои правовые взаимоотношения в соответствие с федеральным законом». Для этого им надо будет: 1) получить разрешения на право организации рынков (регламент их выдачи установит правительство); 2) обзавестись паспортами безопасности рынков и соблюсти все правила их оформления (правила тоже установит правительство); торговля сельхозпродукцией на смешанных рынках будет ограничена специальным перечнем, потому что по закону большинство сельхозпродуктов должно продаваться только на сельскохозяйственных рынках. Это все меры федерального масштаба, сказал Греф, а на региональном уровне «предусмотрено принятие целого ряда нормативных актов» с учетом специфики рыночной торговли на местах.
С 1 января 2007 года введена квота для иностранного персонала, занятого на розничных рынках, его численность не должна превышать 40%. Квота останется в силе до 1 апреля, а после, заметил министр, «предполагается, что эта квота будет равняться нулю», «т.е. в системе розничной торговли должны быть задействованы только российские граждане». Но исполнение этой чувствительной меры «нужно будет мониторить», с оттенком сомнения в голосе произнес Греф.
Неуверенность министра можно понять. В правительстве осознают, что если копнуть национальную проблему, возникшую на рынках за время тотальной либерализации экономики, то можно получить непредсказуемые последствия. Как соблюдать «квоты» или требовать от рыночной мафии российское гражданство, не только Греф, но и весь кабинет министров плохо понимает. Скорее всего, эти нормы останутся памятником президентско-«единороссовскому» пиару, да еще и разовьют теневой рынок купли-продажи российского гражданства.
Остальные меры по наведению порядка в рознично-рыночной торговле, по оценке аналитиков, приведут к установлению чиновничьего диктата в данной сфере. Можно ли надеяться, что выдача разрешений на организацию рынков или получение паспортов безопасности будут протекать без взяток? Конечно, нет. Все чиновничьи вертикали в РФ коррумпированы снизу доверху. Новая рыночная вертикаль не станет исключением. Взяткодатель в свою очередь не упустит случая включить расходы на поощрение чиновников в стоимость товаров, продающихся на рынках. Следовательно, цены вырастут. Вырастут они и по причине увеличения арендной платы за цивилизованные торговые места и из-за сокращения количества рынков: все под крыши не войдут, а нецивилизованно торговать будет запрещено. Например, придорожная торговля, о которой упоминали в своих комментариях депутаты. Она исчезнет. В результате грефовских преобразований в огромном накладе окажутся бедняки, которые могли покупать недорогие нужные вещи на открытых рынках. А в сетях цены станут малодоступны, указывали депутаты.
Но Греф, равно как и его коллеги с праворадикальными взглядами, не учитывает положение беднейших граждан и не просчитывает, что ждет тех, кто лишится работы. По мнению Тамары Плетневой (КПРФ), после всех правительственных мер на рынках появятся тысячи безработных, особенно в маленьких городках, где, кроме рынков, работать больше негде — «ни заводы, ни фабрики не действуют». «Людей после развала Советского Союза купили свободой торговли, и они решили, что так всегда будет, а куда теперь этому народу деваться, на что жить?» — спрашивала Плетнева. Греф порекомендовал местным властям самим решать проблемы своего населения. Он осведомлен, как значительна доля рынков в обеспечении работой граждан. Ответил, однако, обтекаемо: «Мы надеемся, что рынки не закроются, их просто поместят в рамки закона». На этом вопрос о безработных министр закрыл и больше к нему не возвращался.
С большим энтузиазмом Греф говорил о том, как будут создаваться управляющие рынками компании, как они будут «устранять нарушения санитарных норм, правил безопасности торговли на рынках и так далее…» Министр рисовал розовые картины рознично-рыночного благоденствия. Только мало кого из депутатов его обещания порадовали. Становилось ясно, что рыночная торговля превратится в мощную индустрию под контролем нескольких корпораций, интерес у которых всегда один: прибыль и сверхприбыль. Они будут диктовать свои цены, наводить свой «порядок», устанавливать свой контроль. Таковы реалии всех капиталистических реформ, в том числе и в области смешанной стихийной и полустихийной рыночной торговли.

О СЕЛЬХОЗРЫНКАХ Греф старался говорить по минимуму, но к их судьбе думцы постоянно возвращали министра. В один голос депутаты-коммунисты Борис Кибирев, Владимир Кашин, Николай Харитонов заявили о необходимости возрождения системы сельхозпотребкооперации. Действующая в стране торговля сельхозпродуктами через посредников превратилась в откровенный рэкет для крестьян, подчеркивали депутаты. «Посредники обирают сельского производителя», — доказывал Б.Кибирев.
Доступ на продовольственные и сельскохозяйственные рынки для отечественных товаропроизводителей вообще почти закрыт, отметил В.Кашин. По статистике, на российском рынке всего 28% составляет продукция отечественных сельхозпредприятий. Они не участвуют и в ценообразовании. Отсюда — перекосы в ценах. Цены на сельхозпродукцию растут значительно медленнее, чем на промышленные товары. А предстоящие вступление РФ в ВТО и подорожание энергоносителей загубят российский ВПК окончательно. Рынок для доступных продуктов питания уже сейчас скукоживается. Идет засилье иностранного продовольствия: в магазинах «Ашан» и «Метро» — 80% импортных продуктов. «Наводить порядок на рынках надо», — считает Кашин, но таким образом, чтобы хозяином на них был российский производитель, а не залетные спекулянты и не коррумпированные чиновники. Российский крестьянин должен диктовать свои цены, свое качество и получать за свои труды сполна. Этому, считает КПРФ, обязано способствовать государство, что и должно быть отражено в планах и схемах Минэкономразвития и торговли. Ничто не заменит государственное регулирование для села. Управляющие компании, о которых так мечтательно рассказывал министр, «все скупят у сельчан и по своей цене будут продавать», подчеркивали депутаты. Тогда бедняки будут умирать не только от суррогатного алкоголя, но и от голода.
Но Греф уверен, что управляющие компании все решат. Ему поддакивал заместитель министра сельского хозяйства Игорь Руденя. Сам сельхозминистр А.Гордеев после скандальных затяжек с законом о развитии сельского хозяйства, завершившихся поражением для сельхозпроизводителей, старается в Госдуме не появляться: не хочет, наверное, перегружать свою нервную систему. Между тем Греф и Руденя, демонстрируя полное единодушие, сообща отбивались от острых вопросов со стороны коммунистов. Н.Харитонов потребовал разъяснений, кто ответственен за то, что в стране вместо 1 млн своих коров, вырезанных из-за непродуманной сельхозполитики, завезли из-за границы 53 тыс. голов дойного стада: «Что это за либерально-демократические реформы?»
Греф: «Избавляйтесь от образных выражений и не хватайтесь за револьвер…» Руденя: «Мы завозим племенную продукцию…» Тогда стоило бы спросить замминистра, куда девались российские племзаводы...
Обмениваясь мнениями после «правительственного часа», парламентарии отмечали: что пресса слишком поторопилась объявить принятие закона «Об организации торговли на розничных рынках» благом для народа, что это позволит розничным рынкам в РФ обрести российское лицо. Насчет лица, как сказал Греф, «здесь надо, конечно, посмотреть». Что не вызывает сомнения, так этот то, что у рынков появится чиновничье обличье неопределенной этнической окраски. Вырастут новые офисы, а в них рассядутся боссы управляющих компаний. Их зарплаты, стоимость оснащения и евроремонтов их служебных апартаментов найдут монетарное отражение в ценах продаваемых в «сетях» товаров.
Отсюда впору сказать: прощайте, доступные цены!

 



Галина ПЛАТОВА.


В оглавление номера