П.В. ДЕМЕНТЬЕВ:
«Требуй от жизни невозможного
и получишь максимум»
Есть в городе Казани улица Дементьева. Названа она так в честь Петра Васильевича Дементьева. Родился он в 1907 году в семье учителя в селе Убеи Дрожжановского района Татарии, в 1927 году поступил в Московский механический институт им. М.В.Ломоносова, закончив профтехучилище. То было замечательное время — время энтузиастов, влюбленных в молодость своей страны. «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью», — распевала молодежь и искренне верила в свое высокое предназначение. В те далекие уже теперь тридцатые годы особенно притягательной для юношей и девушек была авиация. Петр Дементьев не стал исключением. Его страстная увлеченность и упорство в учебе не остались незамеченными. В числе лучших студентов института он был переведен в Военно-воздушную академию им. Н.Е.Жуковского. Правда, летчиком он не стал. В 1931 году выпускник академии Дементьев начинает работать инженером, а потом и начальником НИИ гражданского воздушного флота. А вскоре переходит на производство и в короткое время проходит путь от начальника цеха до директора крупного авиастроительного завода. Этот совсем еще молодой человек поражал окружающих многосторонностью интересов, широким техническим кругозором, умением быстро и глубоко вникать в суть любого вопроса. Поэтому ни у кого не вызвал удивления тот факт, что в начале 1941 года 34-летний Дементьев был назначен первым заместителем наркома авиационной промышленности СССР. В 1942 году Дементьеву и группе авиастроителей присвоено звание Героя Социалистического Труда.
В 1953 году Петр Васильевич был назначен министром авиационной промышленности СССР и около 25 лет — до последних дней — возглавлял эту отрасль.
С именем Дементьева связаны многие достижения нашей авиации, в частности осуществление перехода на реактивные и сверхзвуковые самолеты, создание первоклассного гражданского воздушного флота.
Петр Васильевич — дважды Герой Социалистического Труда, награжден девятью орденами Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденами Суворова II степени, Кутузова I степени, орденом Красной Звезды и многими медалями. Но дороже всех наград, конечно, память, что живет в сердцах многих людей, которые знали его. На площади перед Дворцом культуры имени Ленина установлен бюст дважды Героя работы известного скульптура Кербеля, а в музее истории трудовой и боевой славы предприятия есть специальный стенд о нем.
Вот как о П.В.Дементьеве сказал Г.В.Новожилов, академик РАН, генеральный конструктор, дважды Герой Социалистического Труда:
«Надо сказать, что человека масштаба Дементьева можно уподобить бриллианту с сотнями сверкающих граней, и никому не дано увидеть всех их разом. Каждому из тех, с кем общался министр, он позволял видеть только то, что он хотел показать. Он умел быть и жестким, и добрым, и неуступчивым, и всепонимающим, он умел, когда надо — польстить, когда надо — обрезать, мог приблизить человека, а мог четко указать на дистанцию — он был многолик и именно этим, по мнению тех, кто работал рядом с министром, был интересен и дорог.
Мне пришлось много лет работать под руководством Петра Васильевича Дементьева. Я считаю эти годы весьма плодотворными в моей жизни, в жизни ОКБ им. С.В.Ильюшина, да и всей отрасли. По инициативе и при непосредственном личном участии Петра Васильевича были созданы первый реактивный военно-транспортный самолет Ил-76 и 350-местный широкофюзеляжный пассажирский самолет Ил-86, с его подачи начались работы по дальнемагистральному Ил-96. В моей судьбе, как, впрочем, и в судьбе многих моих коллег, П.В.Дементьев сыграл огромную роль. Это был чуткий руководитель, выдающийся государственный деятель и вместе с тем обаятельный и остроумный человек».
К 100-летнему юбилею выдающегося организатора авиапрома СССР В.П. Дементьева создан документальный фильм о нем и выпущена книга Ю.А. Остапенко «Товарищ министр», фрагмент из которой публикуется.
БОЛЬШЕ, ЧЕМ ПРОСТО АВИАЦИЯ
ПРО МИНИСТЕРСТВО авиационной промышленности (МАП) именно так и говорили: «государство в государстве», и Дементьев не пресекал разговоров подобного плана. Более того, ему, похоже, приносило удовлетворение то, что руководимая и выпестованная им отрасль обладает столь могучим потенциалом, что она не только строит самолеты, вертолеты, мощные двигатели, выпускает огромный объем товаров народного потребления, но и владеет огромным жилым фондом, строит свои стадионы, дворцы спорта, на побережье южных морей и в живописных окрестностях больших городов возводит санатории, дома отдыха, пансионаты, пионерские лагеря. По всей территории огромной страны — от Киева до Комсомольска, от Ленинграда до Ферганы — разбросаны предприятия МАП, куда устроиться на работу люди считали большой честью. Около 350 предприятий, свыше двух с половиной миллионов работающих. С членами семей это будет около 10 миллионов! Целое государство, да еще какое!
Но главной гордостью министра были, конечно, самолеты, вертолеты, ракеты, двигатели к ним — основная продукция МАП. Десятки тысяч крылатых машин, сделанных на заводах отрасли, ежедневно поднимались в небо нашей державы и десятков других стран, которые охотно покупали гражданские самолеты и вертолеты, и, разумеется, военные, которые были основой Военно-воздушных сил не только стран Варшавского блока, но и многих азиатских стран. Ежегодно отрасль выпускала свыше 500 военных машин и сотни самолетов и вертолетов для пассажирских авиалиний и нужд народного хозяйства. В 3600 населенных пунктах нашей страны летают его, Дементьева, самолеты и вертолеты. Это ли не реальное решение задачи по сплошной аэрофикации страны! Ради этого стоило жить, ради этого он, Дементьев, живет и работает.
Иной раз, оставаясь наедине со своими мыслями, министр думал о том, как сохранить могучий организм отрасли, обезопасить его от разбалансировки, не дать расколоть его, расчленить на холдинги, концерны, тресты. Именно в ее монолитности, во взаимосвязи и взаимоподдержке предприятий, подчинении ее единой государственной воле — сила авиапрома. И Петр Васильевич был твердо убежден, что победить Советский Союз можно только одним способом: разрушить авиационно-космическую отрасль и атомную промышленность; и недруги нашей страны, говоря лукавые слова про мирное сосуществование, про новое мышление, про прочие идеологические красоты, будут стремиться к сокращению или расчленению авиапрома, сокращению ракетно-ядерных боеголовок и средств их доставки — в первую очередь стратегической авиации. Идеология тогда хороша, любил повторять Дементьев, когда она основывается на силе.
Дементьев как министр, а ранее как первый заместитель министра 37 лет неустанно крепил и расширял свою отрасль. Он давно определил для себя и неуклонно проводил в жизнь три направления, которые считал главными.
Первое — способствовать созданию мощных конструкторских бюро, которые в тесном союзе с отраслевой наукой должны создавать самые современные, самые совершенные летательные аппараты.
Второе — сформировать мощный директорский корпус, который руководил бы всеми этими тремя с лишним сотнями заводов, почтовых ящиков, государственных предприятий, институтов, учреждений. Эти люди, по его определению, должны были соответствовать известной формуле «слуга царю, отец солдатам». План — закон, качество выпускаемой продукции — евангелие, забота о трудящемся — непременное условие. Все директора знали эти требования, и все старались им следовать. Директоров Дементьев, по общему мнению, ценил особо, они к нему шли на прием без записи, они могли с ним спорить, не соглашаться, но только до того момента, как принималось какое-то решение. Дальше было только беспрекословное выполнение этого решения.
Создание профессиональной команды управленцев, которые могли бы руководить этой огромной массой предприятий, КБ, институтов, учреждений отрасли, которые могли бы взаимодействовать со смежными министерствами, ведомствами, партийными, советскими органами, регулирующими деятельность промышленности в стране, — необходимое условие для успешного функционирования столь сложной хозяйственной системы, каковой был МАП. Забота о создании работоспособного аппарата министерства была постоянной, каждодневной, причиняющей массу хлопот заботой министра.
Третье условие — постоянная подпитка предприятий отрасли кадрами. Сейчас нельзя без уважения и восхищения вспоминать о той глубоко продуманной системе подготовки кадров, какая была при Дементьеве. От профессионально-технических училищ (ранее РУ и ФЗУ) рабочий мог расти, повышая свой уровень в техникумах, вечерних и заочных институтах. Инженерный корпус постоянно подпитывался выпускниками авиационных институтов, таких как Московский, Казанский, Харьковский, Куйбышевский, Рыбинский. Для отрасли готовили специалистов авиационные факультеты многих технических вузов, в том числе МВТУ, Физтеха, МЭИ, Станкина, Стали и сплавов. Выпускники МАТИ и академии им. Н.Е.Жуковского были одними из самых квалифицированных специалистов. В послевоенные годы в отрасли существовала даже Академия авиационной промышленности, которая готовила командные кадры для министерства.
В результате многолетних поисков наиболее оптимальной структуры штаба отрасли в МАП сформировалась система, при которой основную работу по управлению деятельностью сотен предприятий выполняли главные управления — главки. Количество их в министерстве колебалось, достигая в разные годы пятнадцати-восемнадцати. Во главе этих управлений ставились люди, прошедшие школу практической работы на заводах, в институтах отрасли, обладающие аналитическим умом, умеющие принимать самостоятельные решения. Практически все вопросы производства, ритмичной работы отрасли решались в главках. Министр напрямую работал не только с начальниками главков, но и с главными специалистами, в особенности с главными инженерами. Их он брал с собой в командировки, он опирался на их опыт, на их знание, умение решать любые вопросы, связанные с уровнем их компетенции.
Особое место в жизни министерства имели заседания научно-технического совета (НТС), который определял техническую политику.
Как же виделся министр Дементьев своим подчиненным, руководителям высшего ранга, с которыми ему в основном и приходилось работать? Мы уже не раз обращались к книге Е.Федосова «Полвека в авиации», обратимся и еще раз, поскольку это одна из лучших книг, написанная об авиации специалистом и крупным руководителем. Его оценка заслуживает внимания, поскольку она по большей части совпадает с оценкой тех людей, кто помогал мне в работе над этой книгой:
«Он (Дементьев. — Ред.) был очень пунктуальным человеком и если назначал встречу, то принимал тебя в точно назначенное время, и никто не имел права помешать беседе. Я хорошо понимал, что пользоваться таким его отношением часто нельзя — министр есть министр, он загружен делами государственной важности, и поэтому только в исключительных случаях шел на этот шаг. Но и Дементьев, видимо, считал, что, если я попросил о встрече, значит, вопрос важный, иначе Федосов бы не обращался к нему напрямик...
— Заруби себе на носу, — говорил он назидательным тоном, — что никакой начальник, который встретится тебе в жизни, никогда не потерпит, чтобы ты обращался к нему с какими бы то ни было бумажками. Потому что тем самым ты перекладываешь ответственность со своих на его плечи. Ты формулируешь некий взгляд или обозначаешь какие-то недостатки. Если о них устно скажешь — это одно дело, но если ты письменно изложил какую-то мысль, то уже как бы просигналил о чем-то и переложил свою ответственность на него. А она лежит только на тебе. Ты понял?..
Выработав для себя такую позицию, я следую ей всю жизнь, а к Дементьеву с вопросами на эту тему больше не обращался. Впрочем, он был настолько своеобразный человек, что, хочешь не хочешь, многие из его «уроков жизни» мы усваивали непроизвольно.
Петр Васильевич, к примеру, хорошо владел метким словом. Порой оно звучало у него грубовато, зато отличалось остротой и точностью. Помню, когда я однажды процитировал одного из высоких командиров ВВС, он усмехнулся:
— Ну, тоже мне, Маркса нашел.
У него было много таких импровизаций: одной фразой, словечком он мог поддержать кого-то или, наоборот, «поставить на место».
И все же это был министр, который очень тонко понимал особенности своей, авиационной отрасли. Он прошел школу Великой Отечественной войны, во время которой был назначен первым заместителем наркома авиапрома. Дементьев отвечал за серийное производство самолетов и — надо отдать должное сталинской школе военной поры — с честью выдержал это испытание. Он настолько хорошо знал отрасль, что многих рабочих на различных заводах знал по именам.
У НЕГО был своеобразный стиль работы. Как человек авторитарного склада, Дементьев не очень прислушивался к чужим мнениям, его же решения не мог оспорить практически никто. Он немножко подозрительно относился к членам коллегии МАП, особенно к своему первому заместителю и начальникам главков. Этих людей назначал не он, а правительство, и поскольку они имели как бы двойное подчинение, Дементьев предпочитал опираться на тех специалистов, которых он считал «своими». Как правило, это были главные инженеры главков — он сам их подбирал, им доверял, и фактически эти люди определяли техническую политику министерства как «команда» Дементьева. когда возникали какие-то острые моменты, трудности в работе МАП (а их было немало), министр обычно вызывал главных инженеров главков, им поручал решение самых сложных текущих вопросов и практически не ошибался в своем выборе».
О том же умении Дементьева афористично, одним словом выразить свое отношение к делу, к человеку рассказывает и заместитель Федосова А.М.Батков, впоследствии начальник 10-го главка МАП:
«Я только что был назначен заместителем начальника ГосНИИАС и где-то в это же время и защитился. И вот во время одной из встреч с министром мой шеф Евгений Александрович Федосов представил меня Дементьеву:
— А это, Петр Васильевич, мой заместитель, Батков. Между прочим, он недавно защитил диссертацию и теперь доктор наук.
Дементьев посмотрел на мою, скажем так, не очень солидную внешность и тщетно маскируемую молодость, весело сказал:
— Ну, какой он доктор! По виду еще только медсестра, точнее, медбрат, — и, приобняв за плечи, закончил: успехов тебе в науке, дерзай, такие горизонты открываются в авиации.
Я и потом часто удивлялся афористичности и меткости глаза Петра Васильевича. Так, например, характеризуя одного, по-видимому, не очень симпатичного ему руководителя, он говорил: «Никогда не знаешь, по какую сторону забора он спрыгнет».
Р.Е.Шалин вспоминает, что при назначении его директором ВИАМ министр сказал в ответ на пожелание Радия Евгеньевича получать от министерства необходимую помощь:
— Помощь, когда надо, мы тебе окажем, но если ты думаешь, что министерство тебе и ноги переставлять будет, ошибаешься. Шевелись, Шалин!

Елена Герасимовна и Василий Степанович — родители П.В. Дементьева, 1916 г.

Студент Московского механического института, 1929 г.

Выступление на митинге в 1941 г.

На снимке: Группа советских руководителей производства и конструкторов боевой техники. В первом ряду (слева направо): И.И.Иванов, Б.Г.Шпитальный, А.И.Шахурин, И.М.Зальцман, П.В.Дементьев. Во втором ряду: В.Г.Грабин, Б.Л.Ванников, А.А.Микулин, Д.Ф.Устинов, П.Н.Поликарпов, П.А.Воронин, С.В.Ильюшин.