"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" N 9 (12931), четверг, 25 января 2007 г.

 

В ЦИЛИНДРЕ И ЛАПТЯХ

В редакцию приходит множество писем от читателей, обеспокоенных бедственным состоянием российской науки, отечественной образовательной системы. Один их наших авторов И.Ф. ГОНЧАРОВ, директор Учебно-методического центра национального образования РГПУ им. А.И. Герцена, доктор педагогических наук, профессор, обратился к первому вице-премьеру правительства Д. Медведеву с обширным посланием о положении русской школы. Публикуем выдержи из этого обращения.

Открытое письмо первому вице-премьеру правительства Российской Федерации, председателю президиума Совета
при президенте РФ по приоритетным
национальным проектам
и демографической политике
МЕДВЕДЕВУ Дмитрию Анатольевичу

Создание полноценной русской национальной школы под патронажем государства имеет судьбоносное значение и для России, и для всего человечества. Это школа спасения России.
Вспомним вещее слово Л.Н.Толстого. Вот оно: «Все яснее вижу, что ключ ко всему — воспитание. Там развязка всего. Это самый длинный, но верный путь» (Л.Н.Толстой. Письмо П.И.Бирюкову. ППС7 в 90 томах. Т. 70. С. 103).
Национальный упадок
Вот самые болевые раны на русском человеке и России.
Резкое ухудшение положения в трудовой и социальной сферах, здравоохранении и образовании.
Деградация собственной экономики. 3/4 доходов в стране обеспечивается продажей природных ресурсов. Доля зарубежного продовольствия в общем товарообороте достигла 80% (в Санкт-Петербурге — 82%). 90% населения — за чертой бедности. Хозяйственная национальная опустошенность. Деревня и малые города в глубинке — это Пошехонье.
Вымирание русского коренного народа — по нарастающей. Д.И.Менделеев составил научный прогноз роста народов России. В 2000 году нас должно быть 594,33 млн (Д.И.Менделеев. К познанию России. СПб., 1907. С.12). На грани XX и XXI веков нас всего лишь 146 млн. Ежегодно в мир иной уходит около 1 млн. Беспрецедентно высока смертность, превышающая рождаемость.
Биологическое, физическое вырождение. Низкая продолжительность жизни. Ценой чудовищного напряжения русские освоили громадные пространства Урала и Сибири. Петровские войны — в целом успешные — велись более 20 лет. Русские высокие крепыши сменились низкорослыми тщедушными людьми. Широкое распространение массовых заболеваний. Всплеск психических расстройств.
Вырождение до ничтожества. Миллионы пьяниц, алкоголиков, наркоманов. Народ спивается. Налицо признаки явной деградации.
Утрата представителями титульной нации воли к руководительству, попечению, управлению другими народами: отсутствие пассионарности.
Социальное размежевание — конфликт. Мы разделились (в который раз!) на опричников и земских, то есть на «новых» и «старых» русских. Фантастическое расслоение и крайняя поляризация общества.
Исчезновение добросовестного безвозмездного труда в общественной сфере, испарение труда по совести, нередко — трудовое одичание. Вместо упорного трудолюбия — тунеядство, хищническое разграбление природы. Три вида безделия поразили русского человека: ничего не делать; делать плохо; делать не то, что нужно. Небывалое падение дисциплины.
Такого массового корыстолюбия в истории России, видимо, не бывало. Ныне стяжательство без честного труда — основной мотив активности весьма многих. Когда-то Родион Раскольников, исходя из высокой, но преступной идеи, зарубил старуху процентщицу. Но он же не присвоил себе ее деньги и не транжирил их! Теперь и государство, и частные лица берут такие проценты, что хоть святых вон выноси.
Надлом в интеллектуальной сфере: некогда могучая творческая русская энергия россиян рассеяна, идет обеднение и общественного ума, и индивидуальных умов. Пустыня самобытной социальной мысли. На сегодняшний день США, Великобритания, Япония, Германия, Франция составляют первую пятерку стран — производителей новых результатов в области естественных наук, техники и медицины. В список 15 лидеров входят Индия, Китай, Италия, Австралия и Швеция. России в числе творческих лидеров уже нет. На долю России приходится менее 1,5% мирового рынка высокотехнологичной продукции (США — 33%, ЕС и Япония — 20%) — свидетельство импотенции в сфере самостоятельного национального творчества. Неудивительно: гибель большой науки продолжается, многие новые технологии чахнут.
Подрыв русского глубинного самосознания. Принадлежность к родному народу, кровное имя которого — «русский», скрывается под государственно-географическим обозначением «россиянин»; многие русские стыдятся того, что они русские, изображают из себя европейцев и выдают за европо-американцев; ни русские, ни иностранцы, как персонажи комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»; многие презирают соплеменников («русофобия некоторых русских», как говорил еще Ф.И.Тютчев); гипертрофированное пристрастие ко всему иноземному, в том числе и к западному масскульту, с одновременным невежественным презрением к родному; народ насильственно перестраивается на космополитический лад.
Подорванность народного духа, пессимизм как массово распространенное умонастроение. Утрата веры во всех и во все: в величие человека, силу государства, достойную свою историю, великую культуру. Никому нет веры. В стране — массовое ощущение драматизма и трагизма происходящего с каждым из нас и народом. Утрачено сознание своей великой национальной и мировой миссий, высокого смысла личного и национального существования, всемирной значимости России и ее титульного народа. Прежняя вера в Россию, историческую роль русского человека, могущего себя обустроить и даже помочь миру, сменились потерянностью, беспомощностью, бессовестностью, отчаянием. Часто повторяются фразы: «Черт побери все!», «Мы никто и звать нас никак», «Все мы дерьмо».
Духовное опустошение. Тотальная деморализация населения. Оподление. Падение нравов, отказ от русской традиционной морали, этики: распутство, разнузданное поведение во всех сферах жизни, воровство, грабежи, разбой; вандализм в подъездах, электричках, общественных местах; мздоимство в государственных учреждениях; тяга поживиться за чужой счет; роскошные приемы, банкеты, застолья, фуршеты в нищей стране, всенародные неумеренные попойки.
Духовно-нравственная
катастрофа выпускников школы
Вот далеко не все ее проявления:
— безверие, отторжение высоких духовно-нравственных идеалов;
— широкая информированность при потере ореола истинных знаний и глубокой образованности, являющихся результатом напряжения ума, всепоглощающего учения. Это дети полупросвещения;
— нигилизм по отношению к опыту «отцов» без самокритичности;
— опора только на «права человека». Никакого долга по отношению к народу и стране, а нередко и к родным людям. Пренебрежение общественными интересами;
— бездуховность, гедонизм, наслажденчество плотью и «материей»;
— непонимание высшего смысла жизни. Главной является физическая жизнь: есть, пить, спать, жить с комфортом, материальная сытость. Нет искания ответов на «мучительные» вопросы бытия. Возобладание стяжания. Нет мысли о служении высокому общему добру;
— нет желания приносить жертвы на алтарь Отечества и на патриотические свершения. Все заметнее утрата чувства святости России-матушки и оторванность от корней. Более половины молодых людей двух столиц готовы эмигрировать, меняя Родину на выгоду. Это отступничество от России, размашистый антипатриотизм, смердяковское лакейское мироощущение. Перед нами — очужеземившиеся русские, еще точнее, «международные обшмыги». Патриотическое чувство ослаблено до недопустимого предела. Оно осталось у фронтовиков и людей от 50 лет и старше;
— замена религии отцов: православие уступает место протестантизму и другим конфессиям с их установкой как можно лучше устроиться в земном мире;
— до срама раскрепощены плотские намерения, как это делают млекопитающие, например, собаки. Обессиленная стыдливость, открывающая простор безнравственному образу женщин.
Такое умонастроение не повальное. Среди молодежи есть прекрасные люди: стремящиеся к глубокому образованию, умные, бескорыстные, переживающие нерадостное состояние России и готовые служить ей и народу, набирающиеся духовного здоровья — этого первоусловия созидания. Ими владеет истинный позитивный дух. Но таких — мизер.
Русская нация лишена идентичности. Она в самой высокой степени маргинальна, оторвана от корней. Это следствие стремительной бесчеловечной урбанизации.
Что же принесет спасение России? Известно, что кое-кто уповает на рациональную экономику, кое-кто — на политическую стабильность, иные — на прогресс науки и техники. Но параллельно с этим — лечение человека, личное самоусовершенствование на православной основе. Наше трагико-драматическое существование имеет преходящее состояние. И померкнувшие качества могут воскреснуть с новой силой и окрепнуть прибавлением новых плодоносных качеств. Нужно проявить лишь мудрость.
Мы потерпели сокрушительное поражение. Абсолютное большинство потеряло теплокровность. Но у нас есть весьма значительные природные богатства. Есть великая культура. Есть и талантливые национальные учителя, и простые замечательные люди. Надо все это привести в деятельное состояние. Главная наша надежда — на русскую современную школу. Это не только главная, но и последняя надежда России. Школа — самый старинный и мощный институт воспитания. В братском союзе с духовной российской культурой она может возродить истинную нашу Родину.
Современная отечественная школа: захудалость
Фундамент общеобразовательной школы — истинные знания, чистая наука. Но ничего этого нет. По русскому языку примерно 70 учебников и пособий. По истории до 40 учебников и пособий. Учителя сбиты с толку. Сегодня историческое образование — даже не полунаука, о которой Ф.М.Достоевский так отозвался: «Полунаука — самый страшный бич человечества, хуже мора, голода, войны; это деспот, каких еще не приходило до сих пор никогда, деспот, имеющий своих жрецов и рабов». По литературе несколько разнонаправленных программ. В школе — катастрофа чтения: с произведениями знакомятся только по некачественным учебникам. Бриллианты заменяются бутылочным стеклом. Методика преподавания литературы — пустыня.
Многолетнее исследование «Как мы знаем Россию, русского человека и его культуру» обнаруживает пребывание учеников в удручающем невежестве. Школа не приучает уважать истинные знания. Наше образование, хотя в нем немало русского «материала», с натяжкой можно назвать русским, так как русского духа в нем мало. Неприятно поражает, особенно в программах по истории и литературе, в изображении нашего прошлого то, что в нем дурного, как говорили предки, «излиху» много.
Учебный план и предметы пронизаны только научным мировоззрением при противопоставлении религиозному мировоззрению, секулярно-гуманистической культурой, установкой на единственный приоритет — приоритет земной жизни над вечной жизнью, идеей личной свободы и правами без обязанностей и долга.
Печать школьника — неприученность к самостоятельному мышлению. Школа не говорит ученику: «Слушай учителя, читай учебник, статьи, книги, смотри на природу и людей и сам думай!» Она ведет его по пути запоминания и в лучшем случае по пути дедукции — учит делать выводы из сказанного учителем и прочитанного в учебнике. Индукция в школе и не ночевала: об опоре на интуицию ученика нет речи, о непосредственном наблюдении человека, общества, природы, их самом скромном исследовании и выводах нет ни слова.
Странным образом возрождаются времена министра народного просвещения Д.А.Толстого, поклонника и учредителя классических гимназий. Он был роялистом больше короля. Франция в светском образовании уже отказалась от латыни — мы же ее реанимировали. Сколько русских умов, и ныне признаваемых, бранило классические гимназии и насмехалось над ними?! Теперь же это мертворожденное дитя опять заняло место за школьной партой. Опять гимназии, колледжи, лицеи… Порочный круг.
Воскрешают гимназии путем увеличения гуманитарных предметов. Но путных гимназий до революции было предельно мало. Гальванизировать, брать их за образец — это значит на юного в значительной мере разложенного человека надевать ветхий фрак.
Воскрешают и дореволюционные лицеи. На всю Россию было три добротных лицея. Для нас они — потерянный рай. Воскрешателям их опыт глубинно не известен. И нынешние «лицеи» напоминают человека в цилиндре и лаптях.
Копируют зарубежные учебные заведения. В них прагматическая направленность отработана основательно. Но с духовной — катастрофа. Сегодня все школы мира больны. Зачем же справлять свадьбу больной невесты с больным женихом?
В современной отечественной школе крайне мало духовного кислорода и национальной классической культуры. Но избыточно много «вытребенек» (из словаря Н.В.Гоголя).
Школа загнана в тупик: не вызывает тягу к самостоятельности, самобытному мышлению, ответственному суждению, познавательной культуре, приковывает мысли учеников к пагубным идеям глобализма и космополитизма, прав человека без обязанностей и отводит от созерцания величия исторической России и ее титульной нации — русского народа.
Школу ведут ложные наставники, охмелевшие временные победители, пачкуны в русском воспитании и образовании. Академик Российской академии образования пытается доказать, что нужно отрешиться от русского православия (Б.С.Гершунский. Философия образования в ХХI веке.
М., 1997). В санкт-петербургских школах О.Е.Лебедев с многочисленными либералами-западниками учеными педагогами более 15 лет внедряет безграмотную, но зловредную идею приоритета несуществующих общечеловеческих ценностей (Лебедев О.Е. Нужна ответственная школа. Петербургский дневник. 27 февраля 2006). Идеологическая подоплека такой затеи ясна: увести юное поколение от христианских ценностей, православно-культурных достояний, внедрить безнациональный стандарт образования. В этом же ряду — призывы воспитывать «общечеловеков»: надо «содействовать формированию человека ХХI века, сознающего себя гражданином человечества, а не представителем той или иной конфессии, партии, расы, пола, команды и тем самым не растворяющего своего уникальное духовно-личностное «я» в некоем безликом «мы» (М.С.Каган. Не могу молчать. Час пик. Ноябрь. 2002. №46).
Русская школа
в многонациональной России
В России 169 национальностей и примерно 200 разных народов. Наши великие государственники-патриоты убеждают нас в следующем. Само по себе существование племенных особенностей не только не вредит единству государства, а даже служит источником разнообразия национального и государственного творчества. Но необходимо, чтобы при этом была некоторая общая сила, сдерживающая племенные и вообще партикуляристкие тенденции. Подобно тому, как в самом искусном сочетании управительных учреждений одно из важнейших условий составляет сила власти, так и в единстве разноплеменного государства важнейшее условие составляет сила основного племени, его создавшего. Никогда, никакими благодеяниями подчиненным народностям, никакими средствами культурного единения, как бы они ни были искусно развиваемы, нельзя обеспечить единство государства, если ослабевает сила основного племени. Поддержание его должно составлять главный предмет заботливости разумной политики. Общественный и национальный деятель, забывающий первенствующее значение национальной силы, способной заставить осуществить его планы, в политическом деле способен лишь вести государство к разрушению. Без силы нет ни политики, ни культуры, потому что нет и самой жизни. Но обеспечив себя со стороны силы, то есть поддерживая мощь основного племени, политика засим должна развивать все средства культурного единения всех народностей государства.
Россия сложилась как союз равных и дружественных народов, но с русским народом в корню. Если ведущий народ страны находится в скверном состоянии, самобытное сохранение и развитие России оказывается под вопросом. Поддержать ослабевшее государствообразующее племя — главный предмет заботливости мудрой государственной политики.
Тезис «Русский народ — государствообразующий народ, русская национальная школа — это всероссийская школа» замалчивать нельзя: от этого зависит быть исторической России или не быть, жить ее народам в благоденствии или плюшкинском прозябании.
Центральной опорой, на которой следует строить надежное и процветающее национальное государство, должны стать в первую очередь Русская православная церковь и русская национальная школа, которые будут поколение за поколением возрождать великий народ, совершенствовать его и обеспечивать ему счастливую судьбу в грядущих временах.
Русская национальная школа и русская православная одухотворенная церковь, восстанавливающие русскую национальность, развивающие русскость русского человека в ее высших проявлениях, укрепляющие золотые россыпи русской души, — это и есть русская идея сегодня. В недрах такой школы и церкви после долгих лет творческого педагогического труда будет довоспитана русская нация, умеющая жить духовно, в достатке и благоденствии.
Нужна русская национальная школа нового типа, не являющаяся очагом разрушительного интернационализма, глобализма как национального обезличения, космополитизма и «образованщины». Это школа русского и российского патриотизма и конкурентоспособного образования, являющаяся неторопливым средством выхода России из кризиса, развития более качественного цивилизационного обустройства, позволяющая вернуть стране лидерство в мировой политике. Ее создание — государственная стратегическая задача. Наше высшее общество — в тенетах повального заблуждения, будто у нас есть национально-русское образование.
В последние годы мир будоражат нелюди — экстремисты. Это не прошедшие школу правильного национального образования, одержимые извращенными национальными чувствами. Что это значит? Наши великие мыслители объяснили, что чувства и воля такого горе-националиста прикрепляются не к духу и не к духовной культуре его народа, а к внешним проявлениям народной жизни — к хозяйству, политической мощи, размерам государственной территории и завоевательным успехам своего народа. И еще: чувства и воля сумасшедшего националиста вместо того, чтобы идти в глубину своего духовного достояния, уходят в отвращение и презрение ко всему иноземному. Так, если бы одобрение одного цветка давало основание осуждать все остальные или любовь к своей матери заставляла ненавидеть или презирать всех других матерей.
Покончить с экстремизмом только административными акциями, запретами невозможно. Наряду с ними нужно воспитание. Экстремисты — это люди, не прошедшие здоровую национальную школу. Русская национальная школа — это школа межэтнического и межнационального согласия и мира, предупреждения религиозных и национальных столкновений, конфликтов, ложного мироощущения. Это исторически, генетически заложено в русской душе — всех мирно приобщить к лону Православия, русской культуре, объединять все народы России, людей разной веры, разных церквей, разных этнических групп. У всех на устах пушкинские строки:
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий
Тунгус, и друг степей калмык.
Чистому русскому человеку свойственна всемирная отзывчивость: национальная широта, наднациональная устремленность, отсутствие национального эгоизма, жертвенное межнациональное братство. В условиях разъяренного экстремизма русская школа передает это качество детям.
Крепкая русская национальная школа нужна для воспитания чувства разумной толерантности, консолидации народов России, возрождения их единства в нашей многонациональной и многоконфессиональной стране и его укрепления. Но есть еще веские основания для рождения новой русской школы усилиями отечественной заботы государства, ученых-педагогов, деятелей культуры. Своеобразие русской национальной школы — это собирательный дух по отношению к нерусским школам России.
Русское национальное образование ни в коей мере не означает внедрение в сознание юношества национального высокомерия, шовинизма, ксенофобии. Напротив, оно обогащается межнациональным образованием. Это вполне соответствует духовным традициям России. Русская идея всегда была чужда национальной ограниченности. Русская современная школа свободна от большевистских идей мировой революции, международной пролетарской солидарности и т.п. В понимании учителей русской школы интернационализм — это уважение к другим народам, к взаимотворческому общению с ними и к установлению дружеских отношений. Межнациональное образование — это содействие развитию культурных и иных контактов с другими странами, создание привлекательного образа русского человека и России за рубежом. Решение этих задач есть способствование национальной безопасности нашей Родины.
Русская национальная школа зиждется на трех принципах: а) русского патриотизма; б) общероссийского государственного патриотизма: мы братья по государственной семье; в) вселенской солидарности с благонамеренными силами планеты.
Наш девиз: «Русская школа открыта всем! В ней может преподавать педагог любой национальности. Приветливо, более того, дружелюбно, по-братски русская школа распахивает двери всем, кто русских людей воспринимает как духовных братьев, Россию — как свою единственную Родину, а русскую культуру — как опору своей души, духовности, ума».
Основной аргумент против русской школы: Россия многонациональная и многоконфессиальная. Против этого лукавого аргумента есть контраргумент. В странах, не являющихся мононациональными, есть титульная нация и национальные меньшинства, которые могут иметь свои национальные школы. Но государство должно иметь универсальную школу. И называется она именем государствообразующей нации. Германия, Англия, Испания — там живут разные этносы. Но школы называются «немецкая», «английская», «испанская». И в России ВСЕ школы русские. Хотя татары, евреи и другие народы могут иметь свои национальные школы. Кстати, они их и имеют — с мощным русским компонентом. Без этого они не могут поступить ни в российские, ни в зарубежные высшие учебные заведения. Кроме того, русский язык на территории России — единственный государственный и мировой язык. Без преподавания русской истории, русского языка, русской литературы, русской культуры школы национальных меньшинств вряд ли смогут обойтись.
Если будет создана полноценная русская школа, то выиграть от этого могут все национальные школы России. Она может служить моделью высококачественного национального воспитания и образования для всех народов нашей Родины (тем более что во всех автономиях приняты законы о национальном образовании; почему-то исключением является русский этнос). Школа не должна быть абстрактной, безликой, национально-неопределенной.
Бережно относясь к русской православной и светской культуре, к истории русской педагогической антропологии и русской школе, мы открыто заявляем наш символ веры: грядущая русская школа — это школа нового типа. Не реставрация в первозданном виде даже лучших школ, не пристройки к ним, а возрождение русской школы в новом акте творения. Педагогическую ношу отцов нужно трепетно поднять, но непременно утяжелить ее, нести выше и дальше.





И.Ф. ГОНЧАРОВ.


В оглавление номера