"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" N 9 (12931), четверг, 25 января 2007 г.

 

МИФЫ ПРОТИВ РЕАЛЬНОСТИ

Что дадут простому человеку так называемые нацпроекты

Мне на встречах люди часто задают один и тот же вопрос: «Что дадут простому человеку так называемые национальные проекты, о которых почти ежедневно говорят по телевидению и пишут в других средствах массовой информации, а мы как жили, так и живем». Чтобы ответить на этот простой вопрос, я в небольшой статье постараюсь объективно изложить суть «национальных проектов». Их правительство определило по четырем направлениям: образование, здравоохранение, развитие АПК и доступное жилье.
На все эти проекты в 2007 году будет выделено из федерального бюджета 230,9 млрд рублей. Это 42% от расходной части бюджета.
Что побудило правительство разработать указанные нацпроекты? Да, наверное, нищенское существование этих отраслей.
В этой статье я изложу свою точку зрения только по одному проекту — «Образование» не потому что оно приоритетнее других, а для того, чтобы глубже раскрыть суть проблем этой отрасли. Но для начала давайте проанализируем положение дел среди детей и подростков.
В настоящее время в России проживает свыше 30 млн детей и подростков. Из них 2,5 млн школьного возраста нигде не учатся, свыше 10% всех преступлений в стране совершают дети и подростки, общее количество сирот составляет 800 тыс. официально, а неофициально — до 1 млн. Сегодня всего лишь 15% населения имеет высшее образование. Продолжается резкое снижение рождаемости детей, смертность растет. Почему это происходит? Вроде бы и цивилизация выше, чем 30 лет назад, а народонаселение РФ падает. За 20 лет (1970—1990) в РФ население увеличилось на 17 млн человек, а с 1990 по 2006 год уменьшилось на 11,7 млн человек. Здесь резко сказывается нищета, болезнь, безработица, алкоголизм, наркомания, преступность, бездуховность, эгоизм без меры, жестокость к окружающим, старикам и детям. И как результат — только за 5 последних лет (2000—2005) число школьников сократилось с 20 до 15 млн, в то же время закрыто около 1 тыс. школ.
Все это и другое ведет к дестабилизации в обществе. Правительство вынуждено было наметить какие-то меры развития указанных отраслей. Так и родились нацпроекты.
На реализацию нацпроекта «Образование» в 2007 году планируется израсходовать 48,9 млрд рублей. На что пойдут деньги? 11,7 млрд рублей уйдет на выплаты вознаграждений за классное руководство в учреждениях образования (это составит в среднем по 600 рублей на каждого классного руководителя); 4 млрд рублей предназначено для внедрения новых технологий (это где-то по 60 тыс. рублей на школу, или по 2 компьютера). Вот и все образовательные технологии. 3,3 млрд рублей на приобретение автотранспорта и учебного оборудования. 498 млн рублей планируется потратить на поддержку талантливой молодежи, остальную сумму пока неизвестно, куда пустят. А на ликвидацию такого позорного явления, как детская беспризорность, вообще не планируется, на увеличение детского питания — то же самое. Не выделяется опять же на охрану школ, уже забыли уроки Бесланской трагедии. К тому же правительство намерено ликвидировать малокомплектные школы на селе, а учеников ликвидированных школ предполагается возить автобусами из нескольких деревень в одну школу, что затруднит условия учебы, а в итоге эти деревеньки начнут распадаться.
Трудно представить себе, что в Ровеньском районе останется только три средние школы, а все остальные будут давать неполное среднее образование, и этот факт свершится именно в этом году. Вводится так называемая подушевая оплата труда учителя, а почасовая невольно исчезает. Обещают, что учителя не будут ущемлены в зарплате. Поживем — увидим, но то, что не миновать сокращения кадров, тоже факт.
Если будем действовать по принципу «нет денег», то можем быстро скатиться до такого уровня знаний, который давала церковно-приходская школа при царизме. А если заработает Федеральный закон «Об автономных учреждениях», он может привести нас к этому. Так что тот лозунг, который был при социализме — «Все лучшее — детям!», в условиях дикого капитализма «Все лучшее» сегодня у нас пока для олигархов. И это в богатейшей стране мира.
А вот в Швеции нет ни нефти, ни газа, ни злата и алмазов, ни плодородных земель, а вот «все лучшее старикам и детям» есть. Они веками создавали социальные блага для людей.
Приведу несколько примеров, как живется людям в этой стране. Здесь четко придерживаются завета В.И.Ленина «Учиться, учиться, учиться» и правительство все делает для выполнения этого завета. А премьер Пальме говорил: «Народное просвещение — это наша гордость, будем учиться, будем всегда впереди».
Как же заботятся здесь о детях и их родителях? Мать, родившая ребенка, получает вместе с отцом оплачиваемый отпуск 450 дней, они пользуются бесплатным лечением, а в случае заболевания детей до 12 лет родителям дается 120 дней так называемого лечебного отпуска с сохранением 75% зарплаты. На каждого из двух первых детей до 16 лет семья получает ежемесячно по 750 крон (100 долларов), а на последующих детей государство выплачивает по 6 тысяч крон. Все дети воспитываются в государственных учреждениях бесплатно, причем воспитание поставлено по принципу морального кодекса строителей коммунизма. Они эту систему взяли в СССР. В школах их бесплатно кормят, лечат, обеспечивают учебниками, возят в школу. Все школьники кроме этого получают ежемесячную 750-кроновую стипендию на карманные расходы.
В вузах бесплатно учат, кормят, лечат, содержат в общежитиях да еще выдают 250-долларовую стипендию. Кадры переучиваются совсем бесплатно.
Особую заботу проявляет власть о пенсионерах. Нельзя против них сказать плохое слово, такого человека изгонят из страны. Пенсионеры получают две пенсии. Одну — народную в сумме 2500 крон (350 долларов), другую — дополнительную в размере от 6 до 11 тысяч крон, она зависит от стажа, среднего заработка и времени проживания в стране. Кроме этого, пенсионеры пользуются 50-процентными льготами по оплате жилья, а жилье там у всех — виллы, коттеджи, отдельные дома. А вот чиновники никакими льготами не пользуются. Они живут в таких же обычных домах, ездят в обычном транспорте, как и все, лечатся со всеми в поликлиниках и больницах.
Бюджет до 85% тратится на социалку. Смертность здесь самая низкая в мире. Продолжительность жизни женщины — 81 год, мужчины — 77 лет, а 30% населения — люди 90-летнего возраста. Я привел эти примеры для того, чтобы еще раз напомнить властям всех уровней. Народное образование в СССР было одно из лучших в мире, все страны переняли наш опыт, а мы свое богатство стремимся разрушить окончательно. Но к чему мы придем? К 80% безграмотности, как было когда-то.
Нет, так называемые нацпроекты — это, на мой взгляд, миф, и они не спасут то, что уже разрушено. А надо ли было разрушать?

Николай НИТЕПИН,
первый секретарь РК КПРФ,
помощник депутата Госдумы.
Ровеньки,
Белгородская область.


В оглавление номера