"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" N 10 (12932), суббота, 27 января 2007 г.

 

УЗЛЫ из ТРУБ

В Госдуме снова обсуждается вопрос о Союзе Белоруссии и России

На заседании Госдумы в пятницу депутат фракции КПРФ, член Парламентского собрания Союза Белоруссии и России Анатолий Локоть выразил удовлетворение реализацией инициативы фракции КПРФ о широком обсуждении союзных отношений между Россией и Белоруссией. В четверг, 25 января, впервые в нашем созыве Госдумы на расширенном заседании Совета Госдумы был заслушан этот вопрос.
Ни один из выступающих на совещании, указал А. Локоть, не сказал, что Союз нам не нужен. Более того, «участники говорили, что если будет политическое решение, то через 6—8 месяцев все вопросы, все недоразумения будут погашены и решены».
Симптоматичным назвал А. Локоть «выступление представителей Министерства экономразвития и торговли и Минпромэнерго. Это был перечень жалоб и претензий к белорусской стороне». Даже «банкиры выступали чётче». Другие высокие ведомства РФ считают, что все российско-белорусские проблемы можно урегулировать за 6—8 месяцев. У Локотя сложилось впечатление, что у России нет единой концепции по урегулированию искусственно раздутого нефтегазового конфликта. Руководство РФ не может прийти к общему знаменателю: считать ли Белоруссию просто ближним зарубежьем или всё-таки полноправным членом Союзного государства. Состоявшаяся дискуссия даёт бесспорный ответ: Союз нам нужен и выгоден, Белоруссия – наш союзник и взаимоотношения с ней должны строиться на основе Союзного договора.

ПОСЛЕ НЕФТЕГАЗОВОЙ ВАКХАНАЛИИ НАСТУПАЕТ ОТРЕЗВЛЕНИЕ. Ныне страсти заметно поутихли после предновогоднего наката на Белоруссию. По слухам, президент А.Лукашенко нашёл отрезвляющие аргументы в диалоге с высокопоставленными должностными лицами РФ.
Не менее эффективным стало и мощное противодействие российского общества той энергетической войне, которую развязало российское нефтегазовое лобби. Россиянам преподносилось, что якобы отстаиваются экономические интересы РФ. Только, как показали опросы, мало кто поверил этим лукавым сентенциям. Наш народ давно понял, что ради страны и общества нефтегазовые короли никогда стараться не будут. Их цель — собственная нажива.
Наступательную политику по отношению к силам, предпринявшим попытку разрушить Союзное российско-белорусское государство, которое начало приобретать зримые очертания, повела Компартия РФ. Самая высокая трибуна, с которой коммунисты могут выступить во всеуслышание, — это, конечно, Госдума. Поэтому в первые же дни возобновления работы палаты после новогоднего перерыва фракция КПРФ потребовала открытого обсуждения российско-белорусских отношений. «Единая Россия» не могла проигнорировать инициативу коммунистов. Позицию КПРФ разделяет значительная часть российского общества. Это выразилось в пикетах, акциях протеста, в обращениях граждан во властные инстанции РФ.
Совет Госдумы, где командуют «единороссы», не позволил вынести вопрос на обсуждение всей палаты. Решено было ограничиться проведением расширенного Совета Госдумы с приглашением членов правительства, Генштаба, Пограничной службы, Постоянного комитета Союзного государства, Счётной палаты, руководителей думских фракций, профильных комитетов, депутатов Госдумы, членов Парламентского собрания Союза Белоруссии и России.
Особенностью совещания стала изменившаяся тональность речей первых лиц «Единой России» о Союзном государстве. Белоруссию уже не обвиняли в корыстолюбии. Спикер Б.Грызлов, возмущавшийся в начале января упорством белорусов в противостоянии с «Газпромом» и «Транснефтью», неожиданно захотел «повести честный разговор без оглядки на тех, кто ищет прямую выгоду в создании трудностей на пути союзного строительства и радуется, если они возникают». А прежние жёсткие заявления «не должны вводить в заблуждение», что возникшие проблемы нерешаемы. «Наша задача не свертывание интеграционных процессов, а их развитие», — говорил Грызлов, вспомнив при этом о будущем стран и даже интересах братских народов.
Что вынудило Грызлова сменить гнев на милость?
Возможно, трезвеющий взгляд на достижения и преимущества союзных российско-белорусских отношений. Об этом недосуг было вспомнить в новогоднем угаре ни высшему руководству РФ, ни министрам, ни «единороссовским» командирам. Об этом, разумеется, не говорилось народу, наблюдавшему по ТВ за межгосударственным скандалом. А на деле в союзном строительстве достигнуто немало. И Россия от этого выиграла значительно больше, чем потери, о которых полмесяца твердили ставленники нефтегазовых кланов.

ЧТО УТАИЛИ ОТ НАРОДА ЗААНГАЖИРОВАННЫЕ ПИАРЩИКИ? Прежде всего истину о том, что союзные взаимоотношения между РФ и РБ (Республика Беларусь) строятся не на бухгалтерских сводках о доходах и расходах отдельно взятых, пусть даже очень богатых и влиятельных, нефтегазовых корпораций. С 1999 года действует Договор о создании Союзного государства, подписано 129 договоров и соглашений между РФ и Беларусью по различным направлениям сотрудничества. Учреждены и действуют Высший государственный совет, Совет министров Союзного государства и Постоянный комитет. Функции парламента Союзного государства выполняет Парламентское собрание Союза Белоруссии и России. Есть общесоюзный бюджет в размере 3,8 млрд рублей, который расходуется по 35 программам. В их реализации задействовано более 300 тыс. граждан, которые работают на 8 тыс. предприятий. Товарооборот между РФ и РБ в 2006 году составил 17,6 млрд долларов, 80 субъектов РФ развивают торгово-экономические, научно-технические и культурные связи с Беларусью. Россия закупает более 50% производимых в Беларуси тракторов, 65% МАЗов, 95% телевизоров и более 80% холодильников.
Плодотворна совместная деятельность правоохранительных органов и спецслужб РБ и РФ: у преступников изъято денег и материальных ценностей на сумму свыше 773 млн рублей, выявлено неуплаченных таможенных платежей на сумму 5 млн долларов, наложено штрафов на сумму свыше 70 млн рублей, конфисковано около 140 тыс. единиц оружия и боеприпасов, свыше 21 тонны наркотиков, из криминального экономического оборота изъято свыше 9 млн долларов.
Эффективна единая пограничная политика. Протяжённость российско-белорусского участка границы составляет более 1223 км. На границе российские пограничные войска совместно с белорусскими проводят мероприятия по защите наших общих рубежей. На стадии согласования — проект программы Союзного государства по обустройству внешней союзной границы до 2011 года.
Никакими долларами невозможно оценить совместную российско-белорусскую деятельность в области обороны, военного строительства. Наши страны согласовали и подписали военную доктрину Союзного государства, Соглашение о совместном использовании объектов военной инфраструктуры РБ и РФ в интересах обеспечения безопасности наших государств, Соглашение о совместном обеспечении региональной безопасности в военной сфере, Договор между РФ и РБ о военном сотрудничестве. Завершается подготовка двустороннего Соглашения о создании единой региональной системы ПВО Союзного государства. Причём именно в Белоруссии находится целый ряд важных элементов военно-технической инфраструктуры, в которых заинтересована Россия. В частности, радиолокационная станция, станция предупреждения ракетного нападения, пункт управления подводными лодками.
Не менее значимы для народов России и Белоруссии союзные меры по охране труда, социальной защите граждан, пенсионного обеспечения. Люди уже ощутили выгоды единого миграционного пространства России и Беларуси, когда можно по внутригосударственным паспортам беспрепятственно ездить из России в Белоруссию и наоборот, учиться в любом из вузов Союза, беспрепятственно устраиваться на работу внутри союзного пространства, развивать общую научную деятельность.
Обо всём этом говорилось на совещании.

У ОБОРОНЩИКОВ — ПОЛНОЕ ВЗАИМОПОНИМАНИЕ. Обнаружилось, как заметил после совещания Валентин Купцов (КПРФ, вице-спикер Госдумы), что между министерствами обороны, пограничниками России и Белоруссии нет споров, нет вопросов. «Там единая политика и равноправное участие как Белоруссии, так и России. Там работают на стопроцентном доверии. Перед Россией стоит острейшая необходимость усиления западной группировки для безопасности западных границ. Важность этой проблемы осознают и в Белоруссии. Взаимопонимание объединяет министерства, они исходят из дружественных отношений. К сожалению, таких отношений не сложилось в экономике. Мы видим, как идёт проволочка со стороны экономического министерства России. Оно не спешит разрешать торгово-экономические проблемы».

УЗЛЫ ВЯЖЕТ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВЕДОМСТВО РФ. Российское Минэкономразвития и торговли (министр Г.Греф) ведёт некую обособленную политику. Даже после замирения нефтегазового конфликта оно не проявляет заинтересованности в строительстве союзнических торгово-экономических связей. Узел проблем сохраняется. Совещание, отмечает В.Купцов, высветило, что «неурегулированность торгово-экономических отношений в большей степени исходит от России». В декабре «мы были свидетелями того, как без какой-либо подготовительной работы 8 декабря прошлого года Россия приняла одностороннее решение о введении пошлин на нефть — 180 долларов за прокачку одной тонны сырой нефти по территории Белоруссии». После свары, ставшей темой дискуссий на международном уровне, «вернулись к 53 долларам за тонну нефти, за газ установили цену 100 долларов за одну тысячу кубометров». Договорились также, «что выручка за нефть, которая перерабатывается на двух заводах Белоруссии и которую белорусы продают в другие страны, будет делиться в соотношении 70:30. 70% получает Россия, 30% — Белоруссия». Сейчас «этот клубок как будто бы разрублен», но «ведь сколько времени общество жило в напряжении». Да и на будущее нет уверенности, что подобное не повторится.

СМИ ДЕЗИНФОРМИРОВАЛИ ОБЩЕСТВО. Неприглядную роль, с точки зрения В.Купцова, сыграли в период конфликта российские официальные СМИ. Они «постоянно дезинформировали общество о сути проблемы в целом». «Мы все думали, что проблема в газе, и переговоры ведутся по газу. Когда газовый вопрос разрешился 31 декабря, то все думали, что на этом точка.
Но это был всего лишь промежуточный этап».
Как выяснилось на совещании, в те «горячие» дни всё упиралось в нефть. Лица, контролирующие нефтяные потоки, возжелали нарастить свои нефтедоходы. Но громогласно об этом сказать обществу не решались. Уже немало народу в РФ знает, что половина нефтяной выручки идёт мимо российского бюджета, отсекается в Стабфонд и переводится в американские банки. Поэтому «сражение» велось под вывеской введения «справедливой» цены на газ. Хотя и эта версия не была воспринята в обществе одобрительно, как того хотелось российским интриганам.
И ещё важную деталь отмечает вице-спикер: «Всё подавали только с одной стороны, замалчивали мнение белорусской стороны и экономические потери, которые несли и Россия, и Белоруссия от скандала».

ГЕОПОЛИТИКА ВСТУПИЛА В ПРОТИВОРЕЧИЕ С КАПИТАЛИСТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИКОЙ. На совещании, подчёркивает В.Купцов, «чётко обозначилось противоречие в подходах к Союзу со стороны экономического ведомства и теми, кто рассматривает российско-белорусские отношения с геополитической точки зрения». Минэкономразвития «видит в Белоруссии обычное соседнее государство со всеми вытекающими последствиями». Геополитики назвали такой подход пагубным, ставящим под удар будущее России и Союза. Они доказывали главенство геополитических интересов, которые учитывают перспективу развития государства и которые важны для стабилизации обстановки как у нас, так и в целом в Европе. «Если мы строим Союзное государство, то мы должны относиться к нашему союзнику как к союзнику, а не как к рядовому соседнему государству», — считает Купцов, который разделяет мнение геополитиков. В качестве примера он привел США. «В геополитических целях американцы финансируют Израиль, даже Египет, чем стремятся придержать их в политических целях».
При создании Европейского союза, по словам Купцова, «над экономическими превалировали геополитические интересы». В РФ «не учитывается даже исторически сложившееся между Россией и Белоруссией родственное единство культуры, языка, традиций», «применяется чисто формальный подход», что «вызывает острую критику».

КТО ТЕМНИТ В РОССИЙСКО-БЕЛОРУССКОМ СОЮЗЕ? Совещание открыло, кто мутит воду в налаживании союзнических отношений между Россией и Белоруссией: тот самый финансово-экономический блок правительства РФ, который тормозит развитие реального сектора экономики в самой России. И почему-то мнение этого нерушимого «блока» является приоритетным для Кремля, следовательно, и для Грызлова.
Спикер-«единоросс» с трудом справлялся с тем, как одновременно угодить «блоку» и сохранить своё лицо в глазах сторонников Союза. Поэтому его высказывания были неоднозначны. То он стоял за Союз, называя его признаки и достижения, то кидал камешки в белорусский огород. «Мы будем помогать Белоруссии реализовывать её суверенные права», но «мы не позволим обращать нашу поддержку против национальных интересов России», «не хотим, чтобы российские деньги направлялись на поддержание мифа о том, что Союзное государство уже есть». Примеров доказательства траты средств ради «мифа» Грызлов не назвал. И не назовёт, потому что их нет. Но есть Союзный договор, подписанный обеими сторонами, и его все обязаны исполнять. Олигархи же выбивают себе особые условия. Несовпадение интересов капиталистических с государственными, геополитическими интересами и России, и Белоруссии Грызлов расценил как трудности, возникшие из-за различий в экономических моделях РФ и РБ. Но тут же сам сказал, что неразрешимых проблем в торгово-экономическом сотрудничестве у России и Белоруссии нет.
Потом Грызлов призвал всех «обеспечить максимальную прозрачность отношений между российской и белорусской экономиками», а через пару минут после этих слов всех журналистов выдворили из аудитории, где проходило совещание. Выбираться из тесного помещения, куда набилось более сотни человек, в том числе несколько десятков корреспондентов с камерами, микрофонами и прочей техникой, было очень проблематично. Журналисты наступали на ноги сидящим депутатам, треноги «ездили» по их головам. Все чертыхались и недоумевали, почему для такого значимого мероприятия было выбрано именно это помещение, когда в Госдуме есть иные. Некоторым журналистам показалось, что и здесь был особый умысел.
«Почему не появились вице-премьер А.Жуков и министр энергетики В.Христенко? Они предпочли Давос этой толкотне в думской комнатухе», — иронизировали коллеги.
И всё-таки…

РАЗГОВОР О СОЮЗЕ ПРОДОЛЖИТСЯ. В.Купцов позитивно оценил совещание. «На него пришли люди, многие из которых впервые услышали о сути проблем, накопившихся в рамках Союзного договора о торгово-экономических отношениях РФ и РБ. Все смогли острее почувствовать сложность и важность их решения».
Это был первый обмен мнениями, сказал Купцов. Приняты за основу Рекомендации по продвижению торгово-экономических отношений Белоруссии и России. В них сформулированы прямые предложения министерствам, федеральным службам. До 6 февраля Рекомендации будут обсуждаться во фракциях и комитетах. А после они, с учётом высказанных депутатами замечаний, будут приняты на следующем подобном заседании Совета Госдумы. Примерная дата его проведения — 8 февраля.
Коммунистам удалось перевести подковёрную возню, затеянную олигархическим лобби, в русло дискуссии между ведомствами и сторонниками различных точек зрения. Это позволяет надеяться, что Союз будет развиваться.

 

 



Подготовила
Галина ПЛАТОВА.


В оглавление номера