"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" N 11-12 (12933), вторник, 30 января 2007 г.

 

Памятник нерукотворный воздвиг ему Кавказ

В Южной Дакоте в Блэк Хиллз (Черногорье) находится достопримечательность, ставшая неофициальным символом США: в начале прошлого века в граните горы Рашмор скульптор Г.Борглем высек 19-метровые барельефные лики четырех великих «отцов» Америки — Д.Вашингтона, Т.Джефферсона, Т.Рузвельта и А.Линкольна. Будь живы сегодня древние греки, они, возможно, сей ансамбль записали бы восьмым чудом света. Мы же торопиться не будем и расскажем об одном «барельефе», который случилось увидеть в горах Дагестана.
По словам Белинского, Кавказу суждено быть колыбелью русской поэзии. И это неоспоримо. Пребывание представителей русской классической литературы на Кавказе отмечено изваяниями целого ряда российских скульпторов. Всех и всего не перечесть, упомянем лишь опекушинского Лермонтова в Пятигорске, устремившего взгляд вглубь Кавказа и забывшего о раскрытой книге на коленях. Скульптурами можно восхищаться, можно их с недовольством критиковать, но удивиться, точнее, изумиться можно лишь «скульптурой», которую увидишь в Стране гор — Дагестане. Напомним, например, что дагестанский аул Кубачи издавна славится инкрустированными клинками и чеканкой, а Унцукуль — курительными трубками и мундштуками из вишнёвого дерева. В общем, много в Дагестане замечательно-примечательного, но о самом поразительном речь ниже. Как-то раз пришлось ехать автобусом из Махачкалы в Дербент. Город сей одной стороной упирается в скалу, на которой стоит крепость Нарын-кала, а другой плещется в Каспии. На его улицах снимались «заграничные» эпизоды «Бриллиантовой руки». Вероятно, все это интересно, но не удивительно.
Когда едешь по вышеназванному маршруту, то на полпути встречается город Избербаш. Гора, к которой он прилепился, действительно может претендовать на статус чуда. Все экскурсионные автобусы делают здесь привал. Экскурсанты «высыпаются» прямо на шоссе, и экскурсовод предлагает посмотреть на гору. И вот происходит чудо: гребень горы при взгляде на него превращается в громадный четкий профиль А.С.Пушкина. Однако стоит пройти буквально несколько метров в сторону Махачкалы или Дербента и видение исчезает. Вернувшись на исходную точку, вновь видишь «голову» Пушкина. Туристы, как дети, снуют челноками туда-сюда по шоссе. Набегавшись, они засыпают гида вопросами: кто, когда и как сотворил сей «барельеф». Ответить можно только на первые два вопроса. Автор-скульптор «барельефа» — сам седой Кавказ, т.е. природа. Как ни поразительно сходство, но это лишь игра сил природы или, как говорят дагестанцы, его сам Аллах увековечил в Стране гор.
Чтобы выяснить время создания «барельефа», обратимся к этимологии (значению) слова «Избербаш». Обычно его переводят с кумыкского, одного из тюркских народов, населяющих Дагестан, как «след на вершине». Однако, вероятно, правильнее переводить с древнетюркского как «исчезающе-появляющаяся голова». Тюрки же (хазары), давшие название горе, пришли на Северный Кавказ в середине I тысячелетия. Следовательно, пушкинской «голове» не одна тысяча лет. Александр Сергеевич никогда не бывал в этом уголке Кавказа и вряд ли знал о существовании своего «портрета», созданного задолго не только до его рождения, но и его самых-самых дальних пращуров.

 






Владимир МУРТАЗАЕВ.
Волгоград.


В оглавление номера