— Только что закончился визит президента РФ в Индию. Судя по всему, он был достаточно успешным. Во всяком случае, барабанный бой в нашей рептильной прессе стоит оглушительный.
— Насчёт барабанного боя не надо удивляться. Это часть обычной работы кремлёвской администрации по обеспечению пропагандистского успеха любого мероприятия с участием президента. Контроль над российскими СМИ, особенно электронными, в последнее время становится всё более жестким. Вот они и действуют, как поётся в известной детсадовской песенке, «хорошо ли, плохо ли, мы в ладоши хлопали!»
Это так, к слову. Что касается данного визита, то, несмотря на всякие пропагандистские передержки, очевидно, что обе стороны постарались сделать его настолько успешным, насколько это возможно. Подписано 11 документов, причём в основном содержательных, а не просто для «галочки»: таких, как заявление о сотрудничестве в области мирного использования ядерной энергии, меморандум о намерениях между нашим Федеральным агентством по атомной энергии и соответствующим департаментом правительства Индии. Продолжается расширение российско-индийского сотрудничества в военно-промышленной сфере, подписана программа культурных обменов на 2007—2009 годы и протокол о проведении года России в Индии в 2008 году и Индии — в России в 2009 году. Мы предоставили индийцам доступ к сигналам российской глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС и к части радиочастотного спектра этой системы, будет осуществляться совместный спутниковый проект «ЮтСат». Были заключены договорённости о банковском, таможенном и прочем сотрудничестве.
Наши отношения с Индией, как известно, весьма успешно развивались во времена Советского Союза. Потом наступил провал, затянувшийся на много лет. Москва тогда ломала многое из того, что было наработано в отношениях с другими странами за годы советской власти. Не обошли при этом и Индию. Зачем-то переписали договор с ней о дружбе, сотрудничестве и партнёрстве, включавший важные стратегические положения. Вернуться к ним, видимо, теперь уже не получится. Однако к чести индийской стороны, она сохраняла все эти трудные годы ровное дружественное отношение к России, понимая огромное значение нашего тесного партнёрства и сейчас, и на историческую перспективу. Слава Богу, в Москве в конце концов сообразили, что наломали дров достаточно и собирают теперь камни. Вот и в Индии собираем то, что ещё можно собрать.
То есть наступает время, когда вновь зазвучит известный с советских времен лозунг «Хинди-Руси, бхай — бхай»?
Как говорили древние, нельзя дважды войти в одну и ту же реку. Почитать наши газеты, так и впрямь подумаешь, что всё вернулось на круги свои и расцветает вновь пышным цветом. Это так и не так. Показательно, что влиятельная индийская газета «Таймс оф Индия» озаглавила свою передовую статью по итогам визита В.Путина «Хинди-Руси, бай — бай».
Это шутка?
Во всякой шутке есть доля правды. Во всяком случае, газета прямо указывает на то, что времена меняются, что период «бхай-бхай» остался в прошлом. Не стало СССР, а Россия хоть и продолжательница Советского Союза, но далеко уже не сверхдержава. У неё столько проблем-трудностей, что в основном ей до самой себя. И Индия, в отличие от прошлых лет, больше не пребывает на «задворках» мира. Москва для неё не единственный союзник и благодетель. У неё широкий выбор среди партнёров, домогающихся её дружбы. Эти настроения в Индии получили сильную подпитку после недавнего приезда туда Буша и фактического признания американцами Индии ядерной державой, заключения соглашения с ней о сотрудничестве в мирном использовании атома, договорённости о военно-промышленной кооперации в производстве современных истребителей. Разворот в сторону США обозначился тогда достаточно четко. Конгресс США, правда, попытался предъявлять индийцам дополнительные условия. Но всё это постепенно ушло в песок. Перевесил стратегический интерес США опереться на Индию в условиях нарастающего соперничества с Китаем.
Конечно, для Индии Россия остаётся дружественной державой, интересным и перспективным партнёром. Их взаимное притяжение — дело вполне естественное. Но в то же время у каждого свои заботы и интересы. И чем дальше, тем больше. К тому же Россия стремительно сближается с Китаем, наводит мосты с Пакистаном, не прочь разыграть исламскую карту. Всё это требует от Дели новых решений, оценок, взглядов на формирование будущего.
Ну и как эта новая ситуация отразилась, на ваш взгляд, на ходе и результатах визита?
В Индии есть, например, голоса, которые утверждают, что именно уловив новую конъюнктуру в отношениях между Индией и США, в частности, в ядерных делах, и открывающиеся в результате этого возможности, Россия поспешила предложить индийцам поставку дополнительных энергоблоков для АЭС в Уденкуламе. Индия не возражала. Как и против возможного участия России в строительстве объектов ядерной энергетики на других площадках, подписала соответствующий меморандум о намерениях. Это интересная сделка. Но дело тут не только в растущих энергетических потребностях Индии, а и в том, что для реализации индийских ядерных программ нужно получить согласие на осуществление контроля над ними со стороны
МАГАТЭ, а также отменить некоторые ограничения Группы ядерных поставщиков, действовавших до сих пор в отношении Индии. Восторга необходимость этих коррективов в Группе, конечно, не вызовет, поскольку ведёт к размыванию договора о нераспространении ядерного оружия. Поэтому для Индии важно, чтобы таких изменений добивались не одни США, но и Россия. Думают привлечь к этому делу и французов, которые тоже кинулись на индийский ядерный рынок.
Что до наших военных поставок в Индию, то говорят, что наша повышенная активность вызвана появлением США на индийском рынке вооружений. Пока речь идёт в основном о самолётах, танках и некоторых системах ВМФ. Всё это достаточно традиционный российский набор — закупка Индией танков Т-90, самолётов палубной авиации и тяжёлых истребителей. Но появились, конечно, и качественно новые намётки — совместное производство истребителей пятого поколения, разработка гражданского самолёта средней дальности. Но в части, касающейся действительно перспективных новых разработок, речь опять-таки идёт преимущественно о меморандумах и заявлениях о намерениях. Они потребуют дальнейшей серьёзной проработки.
Вы пользуетесь осторожными терминами «меморандум», «заявление о намерениях». Это почему?
Потому что настоящий договор и «меморандум о намерениях» — это две большие разницы. Намерения могут меняться в зависимости от обстановки и условий. Посчитают и выяснят, что денег не хватает. Может появиться другой, более выгодный партнёр. В общем, это не более, чем договорённости совместно изучить, не стоит ли что-либо предпринять, однако без твёрдых обязательств реализовать эти намётки. Могу рассказать в этой связи имевшийся в середине 90-х годов в Германии анекдот о бизнесе с зарубежными партнёрами. Ведёт немецкая фирма переговоры с иностранными представителями. Достигает соглашения. Шеф вызывает к себе секретаршу и говорит ей, чтобы она садилась за машинку и писала текст совместного документа. А она спрашивает, как этот документ будет называться. Тот отвечает, что речь идёт о заявлении о намерениях, но недоумевает, не всё ли равно секретарше. Та отвечает, что отнюдь не всё равно. Если речь идёт о намерениях, то она возьмёт «мягкую бумагу»...
Вы хотите сказать, что подписанные с индийцами меморандумы о намерениях могут быть и нереализованы?
Я только хотел сказать, что условия, возможности и объём их реализации будут зависеть от многих обстоятельств и в частности от того, насколько Индии удастся получить удовлетворяющие её решения по вопросам, которые её особо интересуют в отношениях с Россией. Наверное, то же самое можно сказать и о подходе российской стороны. Так что тут работы ещё предстоит много. И результаты её неоднозначны.
От индийцев нередко доводится слышать, что в ельцинские годы именно индийские военные заказы спасли нашу оборонку. Не будь их, не было бы у нас сейчас военной промышленности. Порой это сотрудничество проходило вовсе не на справедливых коммерческих условиях, но оно имело место. Теперь, мол, пришло время рассчитаться за оказанные услуги и по-другому взглянуть на весь комплекс отношений. Экспорт Индии в Россию составляет всего 740 миллионов долларов. Значит, Индия будет просить открыть российский потребительский рынок для её товаров. Поэтому выдвинуто требование облегчить въезд в нашу страну индийских предпринимателей.
Но всё же главный интерес Индии — в доступе к нашим энергоресурсам. Считается, что исчезает необходимость для Индии опираться на всё более ненадёжные ближневосточные источники нефти и газа, коли Россия быстро становится так называемой энергетической державой. Конечно, развивается российско-индийское сотрудничество в атомной промышленности. Но для индийцев это лишь часть вопроса. Они хотят поплотнее войти в наши нефтяные и газовые проекты. При этом их не смущает, а наоборот привлекает сотрудничество с крупными государственными структурами вроде «Газпрома» и «Роснефти». В контексте политического и стратегического партнёрства с Россией по государственной линии Индия видит гарантию своих интересов, своих вложений, своего доступа к нашим месторождениям в деловой связке с российскими государственными структурами. Индийская печать открыто пишет, что они хотят добиваться существенной доли в проекте «Сахалин-3», а затем и в последующих проектах на Дальнем Востоке. Как видим, подход весьма прагматичный. И он, судя по всему, встретил поддержку российской стороны.
А по крупным политическим вопросам? Сохраняется ли тут близость или по крайней мере традиционная параллельность в подходах?
Судя по всему, да. Индия вместе с Россией и Китаем — за многополярный мир, за повышение роли силовых полюсов в Южной Азии, на Тихом океане, в Латинской Америке. Это неплохая исходная база для определения действий сторон по важнейшим проблемам современности. Показательно, что была подтверждена готовность к следующей встречи глав МИД России, Индии и Китая уже в феврале этого года. Москва намерена поддерживать кандидатуру Индии на пост постоянного члена СБ ООН в случае, если дело дойдёт до реформы этого органа. В общем, Россия и Индия остаются друг для друга незаменимыми партнёрами.