Когда руководство «Росэнергоатома» в прошлом году заговорило об ускорении развития атомной энергетики, о предстоящем вводе двух новых энергоблоков ежегодно, это радовало и даже порождало немалые надежды.
Теперь стало понятно, что это была пропагандистская кампания для прикрытия настоящих целей. Посмотрим, для чего нас «убеждают», что развивать атомную энергетику можно лишь путём её акционирования.
Главное условие развития
экономики — строительство АЭС
Президент России В.В.Путин 19 октября 2006 года выразил недовольство в связи с отсутствием комплексного плана развития энергетики страны и проекта генеральной схемы размещения энергетических объектов. «К сожалению, до сих пор у нас нет чёткого и ясного представления о том, каков будет оптимальный баланс энергетических ресурсов для решения стоящих задач».
Повод для беспокойства есть. Например, в областях Центрального Черноземья объём покупной электроэнергии в 2007 году достигнет 23 млрд кВт/час. Прогнозируемый дефицит мощности в энергосистемах областей, для которых Нововоронежская и Курская АЭС — основные энергетические источники, уже в 2007 году составит 3700 мВт, что может затормозить рост экономики и не позволит выполнить задачу удвоения ВВП к 2010 году. Отметим, что установившаяся практика подорожания углеводородного топлива ведёт к повышению тарифов на электроэнергию, отпускаемую тепловыми электростанциями, и негативно влияет на все отрасли экономики. Это обстоятельство делает перспективным использование именно энергии атомных станций, где отпускная цена кВт/часа вдвое ниже, чем средняя в РАО «ЕЭС России».
С учётом существующих системных связей и расположения генерирующих мощностей ОЭС Центра, развертывание строительства энергоблоков на Нововоронежской АЭС становится ещё более необходимым.
Закон о реформировании
предприятий атомной энергетики
Закон «Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ» передан в Госдуму правительством России и принят в первом чтении 6.12.2006 года.
Название туманное, а суть законопроекта сводится к стопроцентному акционированию предприятий отрасли по остаточной стоимости. При этом государственные унитарные предприятия предполагается преобразовать в акционерные общества. Акции АЭС по специальному разрешению президента или правительства при этом могут быть переданы в некие третьи руки. Вот реальные действия.
Законом предусмотрено создание в России некоего «основного акционерного общества» (возможно, нескольких ОАО) в сфере атомного энергопромышленного комплекса. Однако правовое определение этого «основного акционерного общества», учредителем которого названа Российская Федерация, в тексте закона отсутствует.
Заявлено о разделении единой атомной отрасли на две части. На вооруженческую, то есть проектирование, производство и испытание ядерного оружия. Вторая часть включает в себя атомную энергетику, добычу и переработку ядерных материалов, производство тепловыделяющих элементов для атомных реакторов, а также международное сотрудничество в области ядерной энергетики, строительство АЭС за рубежом.
При этом предполагается вооруженческую часть посадить только на бюджетное финансирование, что, вероятно, приведёт к его быстрому сокращению. А вот атомная энергетика и всё, что с ней связано, будут выставлены на рынок: сначала на внутренний, а потом и на зарубежный. Нам говорят, что при акционировании государство сохранит за собой сто процентов акций. Но нечто подобное у нас уже происходило с государственной компанией «Газпром», которая в течение небольшого срока превратилась в транснациональную корпорацию с большим пакетом акций у иностранного (немецкого) капитала. Вот поэтому и неуклонно растут для всех цены на газ.
Обращает на себя внимание спешка: разгром атомной отрасли намечено произвести в кратчайшие сроки — в течение года. Получается, что нас «убеждали» отказаться от действующих АЭС, которые мы создавали для своих детей и внуков, для нашей страны.
Не уготован ли нам
второй Чернобыль?
И готово ли «единороссовское» большинство Госдумы, принявшее этот закон, нести ответственность за то, что может произойти, если добыча урана, предприятия по производству материалов и оборудования для АЭС и радиоактивных источников, как и сами АЭС, окажутся в частной собственности и практически бесконтрольны? Что будет, если собственниками радиоактивных материалов станут не только юридические, но и физические лица?
Нет никакой гарантии, что они не могут попасть в руки авантюристов и террористов. Законом не предусмотрено конкретной ответственности за нарушения требований ядернорадиационной и другой безопасности.
После аварии 1996 года на Чернобыльской АЭС атомная энергетика только начала дальнейшее развитие. И что, нам готовят второй Чернобыль?
Не следует думать, будто С.В.Кириенко сам это всё придумал. Идея, как известно специалистам, рождена в спецслужбах США. Ещё президент Клинтон выдвигал задачу поставить российский ядерный комплекс под контроль США. И у них есть немалые успехи. Бывший глава Минатома академик А.Ю.Румянцев не пошёл на убийство атомной отрасли. Видно, поэтому и оказался сослан в Финляндию. Удивляешься, с какой лёгкостью новое руководство федерального агентства аргументирует необходимость «распиливания» атомной отрасли. Так же убеждённо обосновывалась и необходимость дефолта в 1998 году. Тогда расследованием причин обрушения финансов России занялась комиссия Совета Федерации.
В выводах парламентской комиссии отмечено, что тогдашний премьер и его соратники Гайдар, Чубайс и т.д. «без соблюдения необходимых требований национальной безопасности вели консультации с руководителями иностранных финансовых организаций»! «По масштабу нанесённого ущерба и глубине негативных последствий для населения России, экономического развития страны решение от 17 августа следует рассматривать как тягчайшее преступление против общества и государства». Дело было передано в Генпрокуратуру и там пылится. Президент Б.Ельцин не позволил, возможно, привлечь к ответу С.В.Кириенко, А.Б.Чубайса, Е.Т.Гайдара и других, которые, как можно предполагать, выполняли задание западных спецслужб.
Атомная отрасль уцелела,
избежав реформ
Все знают, что за годы «реформ» и приватизации были уничтожены целые отрасли промышленности. Однако наш ядерный потенциал и энергетический комплекс уцелели именно благодаря централизованному государственному управлению. Он приносит колоссальную прибыль, а потому представляет собой лакомый кусок для олигархов.
В послании Федеральному Собранию 10 мая 2006 года президент В.В.Путин сказал: «Сегодня необходимы и шаги по развитию атомной энергетики, основанной на безопасных реакторах нового поколения. Нужно укрепить позиции России на мировых рынках атомного машиностроения».
Если этот закон пройдёт, на такой задаче придётся поставить большой крест. Закон сочинён таким образом, чтобы вся ответственность за разрушительные последствия по атомной промышленности, за вероятность повторения чернобыльской трагедии легла именно на В.В.Путина. А составившие закон и присвоившие на его основе многие миллиарды рублей «специалисты» остались бы в стороне. Ведь огромные предприятия предусмотрено акционировать по остаточной стоимости, то есть за копейки!
Следует отметить, что каждый энергоблок АЭС уникален, сооружался по отдельному проекту. «Чужой дядя» там не сможет работать.
Кто будет отвечать
за безопасность?
Все острейшие, но жизненно важные вопросы, в том числе социальной защиты работников и ветеранов, в законе обойдены. А об энергетической безопасности страны, нашего региона в частности, кто-нибудь думает? Понятно молчание работников концерна «Росэнергоатом»: они могут потерять работу.
Но ведь по долгу службы работники «Госатомнадзора» обязаны контролировать вопросы ядерной и радиационной безопасности, делать экспертные заключения по документам. Нашумевшая авантюра с отравлением полонием-210 — это в первую очередь нарушение правил обращения с радиоактивными материалами. В связи с этим в СМИ была информация об утрате на Западе десятков килограммов делящихся материалов и сотен радиоактивных источников. И это происходит у цивилизованных капиталистов. Наверное, для надзорных органов эти сообщения секретом не являются. Надо полагать, что заключения специалистов по столь важному законопроекту надо делать достоянием гласности.
Какая польза городу и региону?
А какую экономическую выгоду от акционирования АЭС получат территории, где они расположены? Вряд ли акционированные атомные объекты будут регистрировать в регионах их местонахождения. Поэтому налоги от них уйдут из бюджетов города и области.
Наши депутаты тоже, видимо, не могут не отреагировать на опасное нововведение, которое коснется прямо городских округов при АЭС и их регионов.
Ситуация в сфере нашей атомной энергетики от предлагаемых преобразований не улучшится. Сплошное акционирование предприятий атомной энергетики и атомного машино- и приборостроения, простое изменение форм собственности ничего позитивного не добавят, не улучшат управляемость в отрасли.
Нужно не просто проведение государственной политики в атомной отрасли, а и осуществление национализации этого стратегического комплекса, как и введение прямого государственного регулирования в важнейших сферах национальной экономики. А иначе нас ждёт большая беда. Рабочие места не появятся, и о вводе новых энергоблоков НВ АЭС, возможно, придётся надолго забыть.
В заключение обращаюсь к инвесторам, банкирам, миллиардерам. Вы, господа, постройте от фундамента хоть один энергоблок — миллионник АЭС, а потом его и акционируйте, если хотите. А пока подождите — халява кончилась!
Нет акционированию действующих АЭС — федеральной государственной собственности!