ПРИХОДИТСЯ констатировать, что наша культура действительно эволюционирует в направлении, указанном в заголовке статьи. Культура в СССР, как бы её ни топтали современные «деятели культуры», несла в массы доброе, светлое. Не надо только в качестве отрицания этого сразу вытаскивать затасканный демократами аргумент культа личности и 37-го года. Я веду речь о счастливых советских годах. Когда в печати, на радио и телевидении звучали другие песни и показывали совсем другие фильмы, после которых хотелось жить и созидать, а дети, посмотрев тот или иной фильм, мечтали стать учёными, геологами, лётчиками или космонавтами.
Но новые песни придумала жизнь, как когда-то пелось в песне Светлова. Слова в песнях «Девушка, милая девушка» заменили на «Все бабы стервы» или «Ты отказала мне два раза, вот такая вот зараза» и т.д.
Современные «писатели» типа Алешковского («Николай Николаевич»), Тополя («Любожид и Россия в постели»), Сорокина и другие публикуют в красиво оформленных книгах такое, что раньше даже на заборах не писали. Наибольшую лепту в разрушение морали масс вносит телевидение. Ведь за книгой надо ещё сходить в магазин, купить её и прочитать, а телевидение — вот оно, круглые сутки, нажал кнопку и сиди упивайся пошлостью, кровью, хамством, цинизмом и разными телешоу, воспитывающими крайний эгоизм и смысл которых в основном сводится к одному: любыми путями «съесть» своих соучастников по шоу и получить за это вознаграждение.
А потом мы удивляемся и якобы не можем объяснить, почему шестиклассник-отличник молотком убивает учительницу за то, что она поставила ему за контрольную тройку, а несовершеннолетний сын заказывает убийство своей родной матери в надежде заполучить в наследство её машину и квартиру...
Десятки миллионов детей ежедневно видят на экранах телевизоров в основном убийства и кровь, кровь и убийства, насилие, насилие и насилие. При этом кинорежиссёры буквально смакуют сцены насилия. Ведь если драка, то «герои» пинают друг друга ногами, бьют головой о бетонный пол, скручивают шеи, лица превращают в кровавое месиво, так чтобы изо рта обязательно брызнула мощной струёй «клюква». Смотрите, мол, дети, учитесь, как это делается.
Мы тоже когда-то смотрели фильмы о войнах, о жестоких сражениях, в которых погибали десятки и сотни тысяч людей («Война и мир», «Курская дуга» и т.д.). Не делали кинорежиссёры в тех фильмах крупных планов с оторванными руками, головами, так как это безнравственно по отношению к зрителю, это противоречит естеству человека. И от этого фильмы только выигрывали.
Недавно один из известных кинорежиссёров с телеэкрана сказал примерно такую «замечательную» фразу: «Надо получать удовольствие от того, как кулак входит в челюсть, а пуля вышибает мозги». А кадр в каком-то фильме уже был такой: вот пуля вылетает из ствола пистолета, вот она приближается ко лбу жертвы (замедленная съемка), вот она входит в лоб жертве, оставляя отверстие в нём, и вот из затылка вырывается бело-кровавый сноп смеси из мозга, крови и костей черепа жертвы. Если режиссёр, снявший эту сцену, действительно получил удовольствие, то он параноик и его место в психушке.
Основные герои современных фильмов — бандиты и менты (не я их так обзываю, они сами). Причём часто в фильмах герои-менты выглядят более неприглядно, чем герои-бандиты. Взять хотя бы уголовного авторитета Лавра из фильма Next, которого играет замечательный (ранее) актёр Абдулов, ну просто милашка, самый положительный герой фильма. Или им же сыгранный обаятельный киллер в фильме «Шизофрения», который, пробегая мимо уснувшего охранника, тренированным движением рук сворачивает ему шейные позвонки со словами «Извини браток, но так надо».
Просмотрев три-четыре первые серии фильма «Тайны следствия», убеждаешься, что режиссёр или сценарист по меньшей мере некрофилы: вот вам труп свеженький, вот — полуразложившийся, вот — женский, а вот два трупа в одном гробу. И всё это показывают в районе 8 часов вечера, когда семьи после трудового дня собираются за ужином. Это на десерт!
Или взять широко разрекламированный фильм «Таёжный роман» режиссёра Митты, нанёсший урон имиджу Российской армии больший, чем, наверное, нанесли все спецслужбы наших «друзей». Я за 32 года службы в армии не видел столько грязи, сколько собрано в одном этом фильме. Какая здравомыслящая мать, посмотрев этот фильм, отправит на службу своего сына с лёгким сердцем. Да она всеми правдами и неправдами будет стремиться «откосить» его. И куда же смотрит наш главнокомандующий — президент? А он награждает режиссёра за этот фильм орденом какой-то там степени. Господин президент, вы смотрели «Таёжный роман»? Сравните этот фильм с американским фильмом про американскую армию «Спасти рядового Райна». Почувствуйте разницу!
Вообще, начиная с 1985 года (начала «перестройки») в кинематографе просматривается определённая закономерность: чем больше грязи в фильме вылито на Россию, тем больше на Западе хвалят такой фильм, тем более высокие места на кинофорумах занимает этот фильм, тем больше носятся и восхваляют режиссёров таких фильмов.
Господа сценаристы, режиссёры и актёры, вам самим не страшно? Ведь фильмы со сценами насилия, сделанные вами, смотрят сотни тысяч пока ещё милых мальчиков, которые, как губка, впитывают насаждаемый вами образ жизни. Пройдёт лет пять, и воспитанный вами уже не мальчик подкараулит вашу дочь или внучку на лестничной площадке и сделает с ней всё так, как вы показываете в своих фильмах. Или встретит вашего сына или внука и натренированным движением рук со словами «Извини браток, но так надо»... Да и сами вы в старости не будете застрахованы от насилий со стороны воспитанного вами поколения. Вас просто смогут избить за то, что вы ответите попросившему у вас сигарету, что вы некурящий.
Донцовы, гладковы, истомины, серовы, устиновы, маринины, арсеньевы, корниловы, александровы — десятки изобретательных «писателей» изощряются в написании детективов, выдумывая такие преступления и ухищрения, до которых и сами преступники вряд ли когда-нибудь додумались бы. Ведь это прямо-таки учебники для криминального мира. Вам, господа «писатели», криминальный мир должен платить за написание методик по совершению преступлений! А может быть платят?
Когда-то мой старший брат сказал мне в назидание: «Главное в книге — не сюжет, а мысли. Их ты должен вычитать!» Какие мысли в громадном большинстве современных «книг»? Там вообще нет ни одной светлой мысли. Сплошной сюжет! Написав первую фразу «В 5 утра дворник обнаружил труп молодого мужчины (женщины и т.д.) в мусорном контейнере», «писатель» далее даёт своей фантазии полную волю. Вот вам и вся мысль большинства современных «шедевров», которыми завалены полки книжных магазинов.
Был когда-то фильм «Человек с бульвара капуцинов». Замечательна идея фильма: показывайте зрителям здоровый образ жизни, красивые манеры и вообще прекрасное — и человек потянется именно к прекрасному, потому что каждый человек (даже самый испорченный по понятиям нынешней морали) в душе хочет быть красивым, порядочным и уважаемым. Это истина. И фильм проводит эту идею. Необузданные ковбои, погрязшие в пьянстве и в драках, после просмотра этих хороших фильмов присмирели, стали называть друг друга на «вы» и т.д. Вы скажете — примитив? Да может быть и примитивно, но в главном — верно.
Наш же кинематограф продолжает штамповать кровавые «шедевры». То «Бандитский Петербург», то «Улицы разбитых фонарей» — уже 7! А чего стоят «ночной и дневной позоры» господина Меньшова!
На днях по ящику снова показали фильмы: «Брат» и «Брат -2». Я с трудом осилил только первого брата. Какую мысль может вынести молодой зритель из этого фильма? Да мысль проста: сделай обрез, найди нехороших «дядей», расстреляй их с невозмутимым выражением лица, забери у них дипломат с баксами и живи себе в свое удовольствие.
ЕСТЬ ТАКАЯ немудрёная пословица: «Скажи человеку десять раз подряд свинья, и он захрюкает». Нам с телеэкранов не десять, а сотни раз ежедневно говорят, что мы свиньи. И мы хрюкаем. Особенно в этом усердствуют наши «юмористы»: «аншлаги», «кривые зеркала», «петросяны», «степаненки», «сердючки»... Включишь первую кнопку, а там Петросян упражняется в «юморе». Нажмёшь кнопку второго канала, а там его жена. В сердцах вырубишь телевизор совсем. Через пару часов включишь снова, и что? На первом уже Степаненко, на втором — Петросян. Был бы хотя бы юмор. А то ведь выше пояса «юмор» не поднимается. Пошлость и цинизм. Даже «заслуженный артист России» Винокур на своём юбилее в присутствии нашей культурной «элиты» и родной мамы выше пояса так и не поднялся, обсуждая минут десять содержимое своих плавок. Поразительно, но все вокруг смеялись над этой пошлостью (даже родная мама), что свидетельствует о «высоком» интеллекте «нашей элиты». Или делали вид, что им смешно? А смешно ли самому Винокуру от такого юмора?
В «Аншлаге» весь юмор построен на переодеваниях и кривлянии. Одел на голову капроновый чулок — и все уже в восторге. Вырядились мужики в женские одежды — и все уже «гы-гы» от юмора. Или братья «бандурины» споют пошленький куплетик, тоже мне, двое из ларца одинаковы с лица. С такой комплекцией где-нибудь в кузне бы молотом махать! А вот «новые русские бабки» куют образ русских бабушек у подрастающего поколения. Переодеванием можно смешить маленьких детей. Но не взрослое же население страны. Или вся «аншлаговская рать» с умилением на мотив «Сулико» поёт: «Как большой и спелый арбуз, лопнул наш Советский Союз». Мразь, да и только! Десятки миллионов людей до настоящего времени страдают от распада СССР. Не менее 90% людей бывшей большой страны считают распад СССР великой трагедией.
Говорят, что такой «юмор» востребован населением. А кто его спрашивал, это население? Другого-то ведь телезрителям практически не предлагают. Известно, что если человека не кормить, то голод заставит его питаться отбросами и даже падалью. То же и в духовной жизни. Вот и пичкают нас наши «юмористы» всякими отбросами, потому что на другое они просто не способны. Или способны? Но кто-то опытной рукой направляет именно эти отбросы на воспитание «культуры» у населения. Ведь от таких изо дня в день дурашливых передач идёт деградация культуры общества, дебилизация населения. Причём все это видят и понимают, но не предпринимается никаких действий для исправления ситуации. Создаётся впечатление, что власть имущие даже поощряют эту вакханалию на телеэкранах. И возникает невольно вопрос: уж не потому ли, что управлять деградированным духовно народом (так называемым быдлом) легче, чем народом с высоким самосознанием и культурой?
Если и дальше будем следовать этим путём, то лет через десять всю эстраду России будут представлять десять сердючек, как мрачно «пошутил» один артист из группы «Экс-ББ», а в Большом театре балет будет лихо плясать под сердючкину «гицу-дрицу».
Малейшая даже постановка вопроса о запрете телепередач, развращающих молодёжь (типа бывших «Окон»), вызывают в телевизионных кругах и в печати истошные вопли о покушении на «свободу слова» и о цензуре. Как сказал кто-то из великих, этим сладостным словом «свобода» пользовались все проходимцы мира.
Свобода слова — это свобода чего? Это свобода лить грязь на собственную страну, на её историю, на её армию? Или это свобода пошлыми передачками развращать молодёжь? Или это свобода насаждать телезрителям, включая детей, цинизм, пошлость, насилие, жестокость и культ золотого тельца?!
По-моему, наша телевизионная элита свободу восприняла приблизительно так, как это показано в фильме «Убить дракона»: после известия о гибели дракона народ высыпал на улицу с криками «Свобода, свобода» и стал крушить всё подряд, хватать и насиловать женщин, громить магазины. Как же — свобода! Вот такое понятие свободы, похоже, царит в головах у многих наших телевизионных шоуменов.
Да, свобода — это замечательно! Используйте её в своё благо и благо окружающих. Но если твоя свобода оборачивается несвободой для других, используется для корыстных целей без оглядки на последствия от твоих «свободных» деяний и для насаждения окружающим сомнительных ценностей, то это уже не свобода, а насилие по отношению к другим.
И самое ужасное, что для исправления ситуации в воспитании культуры у населения практически не делается никаких шагов. Все власти (и Дума, и Совет Федерации, и правительство) обсуждают и осуждают то, что делает телевидение с обществом, но воз и ныне там. Такое впечатление, что над Россией завис какой-то Молох, вершащий своё чёрное дело над населением страны и неподвластный никаким властям.
В заключение хотел бы призвать здоровые силы российского общества воспротивиться идеологической атаке. И может быть, стоило бы перенести скульптурную композицию И.Шемякина «Дети — жертвы пороков взрослых» из всеми забытого места ко входу в Останкинский телецентр, чтобы, идя на своё рабочее место, каждый сотрудник мог выбрать, какой из пороков он сегодня будет пропагандировать подрастающему поколению страны через телеэфир.